В зрелом возрасте (особенно после 70-ти, как вот сейчас мне) хочется наконец размышлять и писать о чем-то тихом, светлом, глубоком. О русском классическом театре, о теории драмы, или, например, об исторических истоках декабристского движения. Или еще о чем-то умном, высоком и… спокойном. СПОКОЙНОМ!.. Миролюбивом. Доброжелательном ко всем и ко всему. Правда, очень хочется…
Но я русский, и в этом мне сегодня не очень повезло. Как, впрочем, и всем моим братьям и сестрам. И когда я в очередной раз читаю в СМИ о том, как нерусские приезжие-азиаты (чаще всего, нелегальные) всемером или вдесятером избивают очередного русского семнадцатилетнего мальчишку, а потом и убивают его; как татарский муфтий выступает в Екатеринбурге с требованием поставить наконец русский народ на место и признать, что он не участвовал (или очень мало участвовал) в истории России (в отличие от татарского, что ли, который в истории России участвовал больше?); когда студенты-азербайджанцы из Московской финансово-юридической академии (университета) на своей сходке провозглашают очень «симпатичный» лозунг с некоторым, правда, украинским душком «резать русню», – я понимаю, что Бог сегодня ждёт от каждого из нас не очередной теоретической статьи, а немедленного отклика на все эти возмутительные и возмущающие душу события и факты.
Потому что если мы промолчим – камни возопиют, по слову Евангелия. Потому что Правда требует, чтобы её защищали. Потому что Правда достойна защиты. Да нет, даже не так: мы с вами, соотечественники, тоже достойны того, чтобы защищать Правду. И именно потому обязаны это делать, пока в силах.
Список упомянутых выше вопиющих событий можно продолжать на десятках страниц. Там бай-азербайджанец скупил земли чуть не целого района где-то на Урале или в Сибири и теперь предлагает коренным русским жителям идти с его земли по известному всем нам адресу. Там самые романтичные, самые музыкальные наши соотечественники-цыгане держат в страхе всю округу, а когда им кто-то противоречит – просто убивают (как недавно зарезали женщину-таксиста в Челябинской, кажется, области)… Они, правда, очень возмущаются, когда им предлагают послужить в армии – где наша романтика, а где ваша армия?!.
(А впрочем, нет, перечислять все подобные события – только душу травить. Да и ни к чему, вектор движения и так ясен.)
Но прежде чем перейти к сути статьи, хочу сделать одно замечание. Короткое, но крайне важное (читатель быстро поймет, почему). И вот оно, это важнейшее замечание: все описанные выше факты (и еще сотни и тысячи других, подобных им, которые не попадают в СМИ, но происходят каждый день) – происходят именно в России.
В России таджикские или узбекские бородатые бритые ваххабиты убивают всемером русского парнишку. В России татарский муфтий призывает вычеркнуть русский народ как слишком незначительный из истории России. В России студенты-азербайджанцы призывают резать русню. В России их соотечественник откупил сотни или тысячи гектаров и теперь создал для коренных русских жителей невыносимые условия жизни. И так далее…
Представляете, что русские могут творить что-то подобное в Таджикистане? Узбекистане? Азербайджане? Что русские убивают на улице Ташкента или Бишкека всемером узбека или таджика? Призывают на сходке в каком-нибудь бакинском ВУЗе «резать азеров»? Представляете?..
Конечно, нет. И я не представляю. Потому что это невозможно. Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда, как сказал наш великий классик. Но тогда что же это за такая странная страна – Россия, в которой можно призывать к убийству и реально унижать, эксплуатировать, убивать представителей коренного народа именно за то, что они русские? То есть по национальному признаку? Ведь унижение по национальному признаку даже нашей хромающей на все четыре ноги ельцинской конституцией не позволяется! Ведь страна же, вроде, так и называется – Россия? То есть страна русского народа! Или нет?..
Нет, конечно.
Россия уже давно не является страной русского народа. И в последнее столетие ни разу не являлась государством именно русского народа. А звуковая похожесть – это просто совпадение. Случайное звуковое совпадение.
Как произошла такая удивительная подмена понятий и терминов – я писал в своих статьях уже неоднократно. Русофобия официально водворилась в России с 1917 года, хотя пропагандировалась еще раньше. Тогда её главный идеолог, В.И. Ленин, провозгласил национальную политику, которая стала господствующей государственной национальной политикой на весь XX и первую четверть XXI века (то есть до сегодняшнего дня). И что-то мне подсказывает, что завтра она не кончится, хотя главного гениального русофоба нет среди живых уже ровно сто лет.
В чем суть ленинских принципов? Они очень просты, удивительно просты. Национальные права есть в России у всех народов и наций, даже у самых маленьких народностей. Но таковых прав не существует для главного народа, государствообразующего. Для русского народа. Его попытки сохранить свою идентичность – это, согласно вождю, «великодержавный шовинизм самой большой нации». Обратите внимание: не великой, не основной, а просто самой большой. И с этим шовинизмом большевики призваны бороться не на жизнь, а на смерть (на смерть, конечно, не свою, а именно русского народа). И они начали бороться, и делали это не за страх, а за совесть.
За что же допускается такая несправедливость в отношении одного русского народа и только его? А за то, говорит Ленин, что он веками угнетал все остальные народы и народности и теперь заслужил века унижения и поругания. Идеи Ильича историческими фактами не очень подкреплялись, но это для него никогда не было главным. Есть лозунг, а лозунг действует гораздо сильнее, чем какие-то там факты, он это всегда знал.
Итак, все народы в Советском Союзе должны были получить, наконец, свободу от угнетения. За исключением одного народа. Русского. Его, за все его вины, надо угнетать. В чем же на самом деле был виноват именно русский народ, неся на своей шее веками все главные тяготы сначала великого Царства, а потом великой Империи? Все тяготы многочисленных войн и не менее тяжелых мирных лет?
Для Ленина вина русского народа была абсолютно очевидной. Русские были христианами. Православными христианами. Всей своей жизнью, своим милосердием, способностью прощать, сострадать другому они были верующими людьми. И этого было вполне достаточно: ведь они стояли нравственной преградой, духовной стеной на пути революции! И как главное препятствие, как отрицание всеобщего разрушения, которое провозгласил большевистский вождь – они, конечно, были врагами. Точнее – единственным и главным врагом.
Но Ленин ничего не выдумывал, его национальные идеи вовсе не были самостоятельными. Он взял за образец для себя русофобию Маркса и Энгельса, которые точно так же ненавидели Россию и её народ. И точно по этой же самой причине – русский народ стоял огромной незыблемой стеной на пути мировой революции. И за это подлежал уничтожению. Оригинальность Ленина и его отличие от главных марксистов были в том, что до него НИКТО в мире не желал унижения и уничтожения именно своего народа. Для Маркса-Энгельса русский народ был далёким, чужим и враждебным, а для Ленина-Ульянова вроде своим.
(Впрочем, это как сказать. Современные историки и биографы говорят, что атмосфера в доме Ульяновых была весьма специфична. В семье говорили по преимуществу на немецком языке. Мать, наполовину немка, наполовину еврейка, держала детей в строгости. Образцовой нацией считалась именно немецкая нация и её традиции порядка. Русский народ не уважался, и это еще слабо сказано. В такой германофильской атмосфере рос честолюбивый мальчик Володя Ульянов, в конце концов выросший в Ленина и в 1917 году приехавший в революционный Петроград по совпадению именно из Германии…)
Приведу цитату из статьи как раз-таки на эту тему нашего гениального поэта, дипломата, мыслителя XIX века Федора Ивановича Тютчева. Она написана в 1848 году как отклик на революции, происходившие тогда по всей Европе. Статья так и называется – «Россия и Революция»: «Для уяснения сущности огромного потрясения, охватившего ныне Европу, вот что следовало бы себе сказать. Уже давно в Европе существуют только две действительные силы: Революция и Россия. Эти две силы сегодня стоят друг против друга, а завтра, быть может, схватятся между собой. Между ними невозможны никакие соглашения и договоры. Жизнь одной из них означает смерть другой. От исхода борьбы между ними, величайшей борьбы, когда-либо виденной миром, зависит на века вся политическая и религиозная будущность человечества».
Добавить нечего. Поражает только глубина и прозорливость мысли, её исторический масштаб. Мы бы, люди маленькие и не слишком умные, наверное, противопоставляли Россию и Францию, Россию и Англию, сегодня – Россию и Америку. Но Тютчев смотрит в суть и видит то, что является реальной силой, воюющей против нашей великой страны. А это Революция, глобальная разрушительная сила. А кто был первым революционером в истории Земли, люди духовно зрячие прекрасно знают…
Но не слишком ли далеко мы ушли в историю от наших злободневных проблем? Нет, не слишком. Потому что мы должны знать и твёрдо помнить, откуда эта болезнь, откуда эта общемировая горячечная чума – сегодняшняя русофобия. Она всё оттуда же – из Германии, Франции, Англии и её прямой наследницы Америки. И из преисподней. Но интересно, что когда речь идёт о государственной русофобии западных стран, мы (наши политики и дипломаты) сразу принимаем строгий, оскорблённый и принципиальный вид, и «решительно заявляем, что не позволим врагам России»… Ну и так далее.
Но откуда же тогда русофобия наша, внутренняя, «родная»?
А она как раз вытекает из полного правового бесправия русского народа. Бесправия, которое продолжается уже второе столетие. Все 70 советских лет русский народ опять, как и в Российской Империи, был кормильцем и поильцем всех остальных «братских советских республик». Только Россия и Белоруссия были донорами огромного СССР. Остальные – ждали, когда их накормит старший брат. Статистика экономических взаимоотношений в Союзе за 1990 год, например, есть в открытом доступе, и она впечатляет и даже поражает. Советую ознакомиться.
Но вот кончился СССР – и что? Что-то изменилось? Конечно! С 1991 года русофобия в бывшем Союзе стала уж совсем бешеной до неприличия (Революция, та самая Революция победила, как же всласть не оттоптаться на России!). Ельцинская конституция 1993 года, написанная под диктовку лучших наших друзей американцев – чего нам, русским, от неё было ждать?! Может, признания роли русского народа в истории России? Как любил говорить один мой знакомый, не смешите мои тапочки…
Ну а что сегодня? Да ничего. Русского народа (который до сих пор составляет 80% всего населения России!) в Конституции России не присутствует. Нет его. Есть многонациональный российский народ.
Конечно, в Преамбуле Конституции много хороших слов: про равноправие и самоопределение, про справедливость и память предков, про любовь к Отечеству и тому подобные прекрасные вещи. Только для русского народа места в Основном законе страны не нашлось. А потому так и хочется спросить: а где равноправие русского народа по отношению к остальным? Где справедливость в отношении его? Где память великих предков, раз за разом спасавших Россию?
Эти красивые конституционные декларации именно в отношении русского народа не подкрепляются ничем. НИЧЕМ. В нашей стране более двадцати национальных республик. Национальная республика, по нашей общей Конституции, является, чтобы вы знали, государством. Таким образом, свои государства (и свои конституции, не говоря уже о всём строе жизни) имеют башкиры и чеченцы, татары и осетины, калмыки и дагестанцы. И они знают, что это их государства. А русские? Где их государство? Крым и Донецк с Луганском, которые тоже в статусе республик? А остальная Россия, в которой 80% русских? Но нас вновь отправляют к Первой статье: Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Спасибо, конечно, но всё это сильно напоминает то ли ходьбу по замкнутому кругу, то ли бег на месте… Возникает странное ощущение, что ельцинские соратники специально составляли конституцию так, чтобы русский народ просто провалился между строк, растворился, исчез, из субъекта истории превратился в безгласный объект. Впрочем, он и является объектом весь последний «послеленинский» век.
Так что же, слова «русский» вообще нет в родной российской Конституции? Есть оно, есть! Оно наконец появляется в 68 статье. И пожалуй, я приведу ее целиком, да и 69 впридачу.
«Статья 68. 1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации. 2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации. 3. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. 4. Культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством».
«Статья 69. 1. Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. 2. Государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия. 3. Российская Федерация оказывает поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности».
Итак, понятно: слово «русский» появляется один-единственный раз только для обозначения «языка государствообразующего народа». Правда, тут же и оговорка: входящего в многонациональный союз равноправных народов. Как боятся наши законотворцы слова «русский»! Но почему? В силу всё тех же ленинских заветов? Да ведь вроде отреклись уже от коммунизма и революции? Или всё же нет? Или, отказавшись от коммунизма, ухватились за хвост западного либерализма – просто в силу того, что не способны ни к какой самостоятельной политической мысли? И в схватке между Революцией и Россией, о которой говорит Тютчев, мы до сих пор на той, на революционной стороне против России?.. Мы, русские, против России? То есть против себя самих? Так может, мы просто больны политической шизофренией?..
Еще одно замечание по 68 статье: «4. Культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа».
Стоп! А вот это уже логический нонсенс. А причина его или в честной глупости, или в прямой лжи. Культура не может быть многонациональной. По одной простой причине. Культура напрямую связана с языком. У каждой национальности есть, бесспорно, своя культура. Но культура «государствообразующего народа» связана с языком этого народа. А язык этот – русский. И не только русская – любая культура всегда называется по языку. Чувашская культура, татарская культура, чеченская культура. А у русских это русский язык, если кто забыл. Значит и культура будет называться не российская, а русская. Великая русская культура, к которой все мы, русские, и принадлежим! (Кстати, напоминаю: было время, когда талантливые люди с национальных окраин входили в мировую культуру именно через широкие ворота культуры русской. По другому почти не бывало.)
И вопрос к родным народным депутатам: что же вы так боитесь этого слова, всенародные избранники вы наши?
Впрочем, сейчас, на третьем году СВО, стало иногда появляться в сетевых СМИ удивительное сочетание «русская армия». Честно скажу – не знаю, радоваться ли именно этому словосочетанию. Ведь что получается? Как армия – так русская, а как народ, который послал эту армию на великую жертву – так российский, не имеющий уже сто лет своего государства? Как-то это получается не очень красиво. Нечестно даже. Вроде как русских мы допускаем, но только на фронт, на котором, как известно, убивают. Так получается?
Еще одно замечание, теперь уже про статью 69. «1. Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации».
Всё прекрасно, кто же будет против? Только один вопрос: а коренному многочисленному народу, самому большому народу в государстве, великому народу, создавшему и сохранившему для нас с вами это государство – ему его права кто-то гарантирует в свете тех очень некрасивых фактов и событий, о которых я упомянул выше?
Что вы гарантируете моему русскому народу, чтобы я мог быть спокоен за жизнь и достоинство моих детей и внуков? И всех детей и внуков моего народа? И не только сейчас, но и в будущем, ближайшем и отдаленном? Ну, например, равноправие, самобытность, самоопределение? Признание субъектности моего народа во вроде бы нашей стране? Что вы вообще можете нам гарантировать, избранные вы наши?
А ведь поднимаемый сейчас в СМИ великий русский человек и государственный деятель Петр Аркадьевич Столыпин сказал однажды простые и страшные слова: «Народ, не имеющий национального самосознания, есть навоз, на котором произрастают другие народы…».
Но ведь вы же не этого для нас хотите?..
Постскриптум. А напоследок, вместо вишенки на торте, вот такой текст от Следственного комитета: «Экспертам предстоит установить точный посыл высказываний героев видео. На распространившихся в сети кадрах группа молодых людей скандировала лозунги, как предполагается, на азербайджанском языке. Однако в комментариях знающие язык люди не смогли разобрать, что именно говорят студенты. В результате мнения разделились: одни полагают, что действительно речь идет о противоправных лозунгах, другие – что они приветствуют страну. В частности, некоторые услышали "Режь русню, Азербайджан!", а другие — "Да здравствует Азербайджан!". Вероятно, к ситуации будут привлечены эксперты, которые достоверно установят, что скандировали молодые люди».
Меня, например, это сообщение трогает до слез. Действительно, как тут разберешь без экспертов – то ли «Режь русню!», то ли «Да здравствует Азербайджан!». Тем более, когда это кричат совсем юные и несмышленые бородатые люди лет тридцати. Будущие финансисты и юристы. Думаете, все они к себе в Баку вернутся? А я думаю, постараются остаться в Москве, тем более что диаспора-то – ого-го! Неужели эта самая диаспора своих не выручит, что бы они там ни кричали? Да и руководство МФЮА тоже не промах, своих не бросит.
И будут они скоро распоряжаться здесь нашими финансами. И будут они нас судить и обвинять. А русню будут резать совсем другие. Пока русский народ будет находиться в том же положении, что и сейчас.
Меня только одно тревожит: А вдруг на этом языке «Режь» и «Да здравствует» одинаково звучат?
Но это уже вопрос неконституционный…
Владимир Юрьевич Малягин, драматург, член Союза писателей России, лауреат Патриаршей литературной премии, главный редактор журнала «Даниловский благовестник»