На днях известный современный русский философ и идеолог Александр Дугин принял участие в программе на радио «Спутник», где размышлял о современных тенденциях политической жизни в связи с приходом к власти в США Дональда Трампа. Текст этой беседы он опубликовал на своём сайте «Катехон» и назвал весьма амбициозно – «Трампизм и мировая Консервативная Революция».
Александр Гельевич поднимает очень важные вопросы, над которыми все мы сегодня в той или иной степени размышляем. Поэтому выскажу некоторые свои мысли по этому поводу.
Во-первых, несомненно, трампизм – это не только американское, но мировое явление (тут с Дугиным можно полностью согласиться). И тот болезненный для европейских элит троллинг Илона Маска, который мы сейчас наблюдаем – тоже часть политики трампизма. Больше того, я полагаю, ориентирован он не только на смену элит в ведущих европейских странах, а в дальнейшем и на разрушение Евросоюза как уже не нужного американцам проекта и возвращение Европы к Европе национальных государств. Что, кстати, вполне возможно. А одно из требований правых (протрампистских) партий в разных странах Европы – это выход из ЕС.
Во-вторых, с Дугиным можно согласиться и в том, что трампизм – это разрушение мира леволиберального глобализма, который был создан за последние несколько лет и который опирался на «антиценности», вызывавшие у глубинного народа во всех христианских по происхождению странах откровенное неприятие. Тут и трансгендеры, и разрушение семьи, и «культура отмены», и так называемая инклюзивность, и многое другое, что стало уже реальностью в странах Запада и что Трамп обещает в Америке отменить.
И это очень позитивный факт не только для США и стран Запада, но и для нас, для России, – по крайней мере к власти в странах Запада придут силы с которыми можно разговаривать и договариваться. Но это скорее стоило было бы назвать не революцией, как у Дугина, а «трампистской контрреволюцией».
Кстати, называть возвращение Трампа и те новые тенденции в политике США, которые уже проявляются «мировой консервативной революцией», вряд ли уместно. На мой взгляд, само понятие «консервативная революция», которому в молодые годы отдал дань любви Александр Дугин надуманное. Оно выдумано европейскими «правыми» философами, которые именовали себя консервативными революционерами, но не имеет внятного содержания. Вообще никакой «консервативной революции» не может быть в природе. Консерватизм сам по себе чужд революционности. Консерватизм опирается на преемственность и традицию. Для консерватизма приемлемы разве что реформы, но уж никак не революция, предполагающая слом существующего миропорядка.
Тем более совершенно неуместно говорить о «консервативной революции» применительно к Трампу и к явлению трампизма.
На мой взгляд, главная ошибка А.Г. Дугина заключается в том, что он рассматривает Трампа как могильщика глобализма. Но глобализм никуда не делся и, увы, никуда не денется. Глобализм – это навсегда, это неизбежный этап развития или деградации (как кому хочется) постхристианской цивилизации.
Поэтому нам нужно ожидать не крушения глобализма, а нового глобализма – трампистского глобализма.
Если, конечно, Дональд Фредович в итоге не станет, как некоторые предсказывают, американским Горбачёвым и не разрушит окончательно «Pax Americana» и не вернёт Америку в западное полушарие, о чём уже писали, остроумно называя идеи Трампа присоединить к Америке Канаду, Мексику, Гренландию и Панамский канал – доктриной Донро.
Впрочем, даже если это и произойдёт, и Америка откажется от статуса мирового гегемона, уйдёт из Европы и Азии (вероятно, не бесплатно), надо ли нам этому радоваться? Ведь за уходом Америки в Америку станет реальностью конфликт между Россией и Китаем, поскольку наши союзнические отношения построены во многом на совместном сопротивлении диктату либерального американского глобализма. А с Китаем у нас громадная общая граница в той части России, которая практически не заселена…
Однако маловероятно, что Трамп вернёт Америку к себе, уведёт Америку в Америку – для этого нужно много времени, по крайней мере. Но главное – у Трампа есть одна любовь в мировом пространстве вне Америки, одна сверхзадача – это Великий Израиль и строительство Третьего храма. И это не просто придумка Трампа или результат того, что его дочь вышла замуж за еврея-хасида Кушнера, после чего он пропитался еврейскими интересами. Причина в ином – религиозную основу Трампизма во многом составляют традиционные протестантские секты Америки, для которых, с одной стороны, не приемлема леволиберальная глобалистская политика, но, с другой, у них очень сильны апокалиптические настроения, связанные со специфическим пониманием особой роли Израиля и необходимостью восстановления Третьего храма.
Для всех православных людей строительство Третьего храма является очевидным знаком последних времён. А одним из главных врагов иудеев и протестантов-сионистов, чающих построения Третьего храма, является Россия (страна Гога и Магога), с которой и предстоит главная битва последних времён. Словом, хрен редьки не слаще – лево-либеральный глобализм разрушал нас изнутри, а трампистский глобализм будет грозить нам силой.
Поэтому нам не нужно обольщаться Трампом и трампизмом и сиюминутными выгодами для России, которые могут появиться при сокрушении либерального глобализма, а нужно понимать глубинную сущность этого явления. И тут, возвращаясь к Дугину, можно согласиться с его итоговым выводом, что Россия должна идти собственным путём, Россия должна укреплять свой суверенитет, Россия должна формировать свою идентичность, основанную на глубинных формулах смысла существования русского самобытного государства-цивилизации: «Москва – Третий Рим» и «Православие. Самодержавие. Народность».
Анатолий Дмитриевич Степанов, историк, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», член Союза писателей России