Суверенная политическая культура России

Особенности устройства Русского государства-цивилизации

Царская Россия  Российская Империя  Дискуссия о монархии  Традиционные духовно-нравственные ценности России  Бывший СССР  Русская цивилизация и Запад  Русская цивилизация 
0
594
Время на чтение 5 минут
Фото: из личного архива автора

Известный русский мыслитель ХХ века И.Л. Солоневич в своём концептуальном труде «Народная монархия» писал: «Каждый народ мира, в особенности каждый великий народ, имеет свои, неповторимые в истории мира пути. Не существует никаких исторических законов развития, которые были бы обязательны для всех народов истории и современности. Русская государственность, русская национальность и русская культура идут своим собственным путём, впитывая в себя ряд чужеродных влияний, но не повторяя путей никакой иной государственности, нации и культуры, истории и современности. Империя Рюриковичей в начале нашей истории так же своеобразна и так же неповторима, как самодержавие московских царей, как Империя Петербургского периода или даже как сегодняшняя советская власть». Продолжая эту логику, нетрудно заключить, что эта национальная и государственная своеобразность, проявляющаяся на всех этапах исторического пути России, точно так же проявлена в полной мере и в современной постсоветской России. О России, как о самобытном государстве-цивилизации, говорил Президент России Владимир Путин Естественно, этот тезис требует глубокой теоретической проработки, чтобы быть доктринально и идеологически оформленным. И вызовы современности, выраженные в идейном и военном противостоянии с западным гегемоном, делают проблему этой теоретической проработки самой насущной.

В недавно вышедшей статье «Об образе нашей Победы и образе будущего России» главный редактор Русской народной линии А.Д. Степанов подчёркивает: «нынешняя российская политическая система сформирована как калька с западной. Она нам досталось из той эпохи, когда мы не идентифицировали себя как самобытное государство-цивилизация, напротив, рассматривали Россию как “недоразвитый Запад”, настойчиво стремились войти в Западную цивилизацию, которую именовали общечеловеческой.

В рамках этой парадигмы происходило примитивное копирование западных институтов, западных законодательных норм, западных традиций, которые мы переносили на свою почву, считая, что они не только должны прижиться на русской земле и в русских душах, но и дать благие всходы».

Объективные реалии новейшей истории развернули Россию с выбранного ею курса на запад. И уместно будет спросить: а что нам делать с построенной по западным лекалам, политической системой? Нужно ли менять её на какую-то иную, более соответствующую русскому самобытному пути?

Мы недаром начали с цитирования Ивана Солоневича о том, что несмотря на какие-то внешние влияния и заимствования, исторический путь России – уникален и неповторим, даже в заимствованных извне вещах и принципах проявляется одна и та же русская индивидуальность. Человек, следуя изменчивой моде, может много раз за жизнь менять стиль одежды, но он всегда остаётся самим собой.

Само по себе копирование каких-то названий или принципов у других народов было в русской истории не раз. Но в конечном итоге не меняло индивидуальных черт русской политической культуры. Оно являлось лишь маркером тех государств, культур, цивилизаций, с которыми Руси, России приходилось соприкасаться в своей истории.

В качестве наиболее древнего примера стоит упомянуть, что в «Слове о Законе и Благодати», тексте XI века, Великий князь Владимир Святославич, Креститель Руси, назван каганом. Древняя Русь застала, так или иначе, Хазарский каганат – мощное государство раннего средневековья. Более того, русские князья Олег и Святослав нанесли хазарам сокрушительное военное поражение. Однако мощь и могущество хазарских владык, каганов, поражали древних русичей до того, что митрополит Иларион, автор «Слова о Законе и Благодати» назвал каганом и русского князя. И сам этот факт совершенно никак не сказался на дальнейшем историческом пути России.

Даже венчание на Царство Великого князя Московского Ивана IV в 1547 году, официальное признание Россией преемственности от Ромейской державы, не превратило её политическую систему в копию древнеримской или византийской. Российская государственность сохраняла свою нарочитую самость, суть которой выражена в сформулированной в XIX веке графом Уваровым формуле: «Православие. Самодержавие. Народность». Сильная власть Русского Самодержца всегда опиралась на широкие народные массы, и эти два начала были объединены истинной верой.

Исходя из этого, народное, демократическое, начало в русской политической культуре не вступало в противоречие с началом монархическим, а находилось с ним в органическом единстве. Изгнание в 1612 году польских интервентов народным ополчением не привело к установлению какой-нибудь Российской республики, а привело к выборам новой правящей династии, в которых, между тем, принимали участие представители всех сословий.

До этого же на Царский престол в связи с прерыванием в конце XVI века правящей династии Даниловичей (ветви Рюриковичей) Боярской Думой были именно избраны Борис Годунов и Василий IV Шуйский.

Несмотря на то, что институт выборов абсолютно не чужд русской политической культуре, она была и остаётся выражено монархической, монархоцентричной.

Почитание в народе советских вождей, начиная с Ленина и Сталина, ничуть не уступало почитанию Царей и Императоров. Даже борец с «культом личности» Н.С. Хрущёв проявлял себя как выраженный авторитарный лидер.

Народ возлагает ответственность за распад СССР и сдачу национальных интересов не на прогнившую партийную номенклатуру 1980-х, а лично на Президента М.С. Горбачёва, каким бы демократизатором он не пытался быть.

Роль национального лидера преподнесена нынешнему Президенту В.В. Путину самой тысячелетней русской монархической традицией. Сама должность Президента хоть и является скопированной с Запада, но Президент России – это далеко не то же самое, что президенты в Германии или Израиле.

Так или иначе, монархическая природа русской политической культуры не обошла стороной и российскую прозападную либеральную оппозицию. Покойный Алексей Навальный вполне себе был её лицом, единоличным образом некой «российской демократии», «прекрасной России будущего».

В конечном итоге, даже нарочитое стремление России влиться в западную цивилизацию в конце XX и самом начале XXI вв. не свелось к полной попытке заимствования иностранных политических институтов. Так, нижняя палата Российского парламента именуется Государственной Думой, продолжая традицию Московской Руси XV – XVII вв. и Российской Империи начала ХХ века.

Поэтому, никакие заимствования иностранных политических институтов не являются для нас фатальными и не требуют срочной замены из-за изменения курса страны. На российской почве все они и так обретают содержание, свойственное только русской политической культуре.

Ощепков Алексей Николаевич, православный философ, Русское собрание, Пермь

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

34. Ответ на 32, иерей Илья Мотыка:

Да, от "ярлыков" пользы нет.
Сергей из НН / 16.12.2024, 11:58

33. Ответ на 32, иерей Илья Мотыка:

Разговор про экономический строй отдельный. Но очень неприятно когда журналисты, публицисты и прочие интеллигенты относятся к своим оппонентам и обществу к целом как аристократы к третьему сословию в 18 в. Дают презрительные прозвища . Это раздражает.

Это, как раз, вопроса повышения уровня культуры касается. Сама интеллигенция должна соответствующий уровень показывать. А то, когда у нее лексикон Ксении Собчак (это она "ватников" придумала в 2012 году), то нечего и возмущаться бескультурьем. Не может же быть культура только для "культурных".

32. Сергею НН

Разговор про экономический строй отдельный. Но очень неприятно когда журналисты, публицисты и прочие интеллигенты относятся к своим оппонентам и обществу к целом как аристократы к третьему сословию в 18 в. Дают презрительные прозвища . Это раздражает.

31. Ответ на 29, Алексей Ощепков :

З-е сословие - это архаичное название буржуазии, которая и подняла на флаг свободу от монархии, а потом и от Церкви.

Ясно ,спасибо. Хотя, если не ошибаюсь, антицерковных деклараций капиталистическое общество как таковое (не отдельные маргинальные примеры) не провозглашало.
Сергей из НН / 16.12.2024, 08:55

30. Ответ на 27, иерей Илья Мотыка:

Дорогой Владимир Леонидович! А ещё, окромя ГОЭЛРО, большевики "слямзили" колесо, которое было в ходу в Царской Росси. Вот плагиаторы-то.


П.В. Тихомиров такое указание на двойные стандарты тонких ценителей горностаевого меха называет улюлюканьем. Уважение к трудовому народу, выбравшему власть большевиков, сторонники православного капитализма выражают в самых нейтральных определениях, вроде шариковы, совки, краснопузые. Это такая дорога к крпоративизму-солидаризму, когда и краснопузые санкюдоты целы, и абрамовичи сыты.

Ой, да! Мне тоже очень не нравится такая лексика! Тем паче, как радеть за повышение культуры и одновременно использовать такие выражения? Видать, сторонники этого самого "православного капитализма" себя позиционируют исключительно как капиталистов. Хотя, на самом деле, стать капиталистом - удел немногих. Российский либерализм - это, вообще, грубая мимикрия. Потому что либерализм - это идеология третьего сословия, которое в России исторически слабо развито. Поэтому, российские либералы подражают внешней атрибутике буржуа, между тем, культивируя кастовое сознание, отделяя себя от тех, кого считают плебсом.

И потом удивляются, что общество уставшее от социального расизма выбирает коммунизм.

Совершенно с Вами согласен! А ещё соц.расисты признают подлинными носителями русской культуры только элиту РИ (дворянство). Поэтому такое уничижительное отношение к культуре советской. Хотя, по факту, дворяне были носителями денацмонализированной европейской культуры, новиопы своей эпохи. А вся именно русскость была именно у масс, коих не коснулась вестернизация.

29. Ответ на 28, Сергей из НН:

стать капиталистом - удел немногих.

Иметь хорошую работу у работодателя-капиталиста - удел многих. Пользоваться социальной политикой государства (осуществляемой в т.ч. на налоги и отчисления от предприятий) - удел всех граждан. Когда у людей есть хорошая работа и соцобеспечение, важен ли им сам по себе экономический строй?
PS я не про "либерализм" (термин, который каждый понимает как хочет), "3-е сословие" (не знаю, что это), "кастовое сознание" (особо не встречал) - написал лишь то, что написал.

З-е сословие - это архаичное название буржуазии, которая и подняла на флаг свободу от монархии, а потом и от Церкви. Один из смыслов либерализма, как раз.

28. Ответ на 26, Алексей Ощепков :

стать капиталистом - удел немногих.

Иметь хорошую работу у работодателя-капиталиста - удел многих. Пользоваться социальной политикой государства (осуществляемой в т.ч. на налоги и отчисления от предприятий) - удел всех граждан. Когда у людей есть хорошая работа и соцобеспечение, важен ли им сам по себе экономический строй?
PS я не про "либерализм" (термин, который каждый понимает как хочет), "3-е сословие" (не знаю, что это), "кастовое сознание" (особо не встречал) - написал лишь то, что написал.
Сергей из НН / 16.12.2024, 08:03

27. Ответ на 26, Алексей Ощепков :

Дорогой Владимир Леонидович! А ещё, окромя ГОЭЛРО, большевики "слямзили" колесо, которое было в ходу в Царской Росси. Вот плагиаторы-то.


П.В. Тихомиров такое указание на двойные стандарты тонких ценителей горностаевого меха называет улюлюканьем. Уважение к трудовому народу, выбравшему власть большевиков, сторонники православного капитализма выражают в самых нейтральных определениях, вроде шариковы, совки, краснопузые. Это такая дорога к крпоративизму-солидаризму, когда и краснопузые санкюдоты целы, и абрамовичи сыты.

Ой, да! Мне тоже очень не нравится такая лексика! Тем паче, как радеть за повышение культуры и одновременно использовать такие выражения? Видать, сторонники этого самого "православного капитализма" себя позиционируют исключительно как капиталистов. Хотя, на самом деле, стать капиталистом - удел немногих. Российский либерализм - это, вообще, грубая мимикрия. Потому что либерализм - это идеология третьего сословия, которое в России исторически слабо развито. Поэтому, российские либералы подражают внешней атрибутике буржуа, между тем, культивируя кастовое сознание, отделяя себя от тех, кого считают плебсом.

И потом удивляются, что общество уставшее от социального расизма выбирает коммунизм.

26. Ответ на 22, Потомок подданных Императора Николая II:

Дорогой Владимир Леонидович! А ещё, окромя ГОЭЛРО, большевики "слямзили" колесо, которое было в ходу в Царской Росси. Вот плагиаторы-то.


П.В. Тихомиров такое указание на двойные стандарты тонких ценителей горностаевого меха называет улюлюканьем. Уважение к трудовому народу, выбравшему власть большевиков, сторонники православного капитализма выражают в самых нейтральных определениях, вроде шариковы, совки, краснопузые. Это такая дорога к крпоративизму-солидаризму, когда и краснопузые санкюдоты целы, и абрамовичи сыты.

Ой, да! Мне тоже очень не нравится такая лексика! Тем паче, как радеть за повышение культуры и одновременно использовать такие выражения? Видать, сторонники этого самого "православного капитализма" себя позиционируют исключительно как капиталистов. Хотя, на самом деле, стать капиталистом - удел немногих. Российский либерализм - это, вообще, грубая мимикрия. Потому что либерализм - это идеология третьего сословия, которое в России исторически слабо развито. Поэтому, российские либералы подражают внешней атрибутике буржуа, между тем, культивируя кастовое сознание, отделяя себя от тех, кого считают плебсом.

25.

А.Н.Сахаров (1930-2019) доктор исторических наук, профессор директор института российской истории Российской Академии Наук (1993-2010) один из лучших знатоков Средневековой Руси. Соавтор одного из лучших учебников по истории России.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Николаевич Ощепков
«Самобытное государство-цивилизация» как идеологический базис
Онтология Русской цивилизации и пути оформления новой идеологии
28.12.2024
Прямота и честность на фоне острых вопросов
Впечатления о Прямой линии Президента
20.12.2024
Гражданская сознательность в условиях окончания СВО
Необходимость взвешенного подхода к пониманию победы
16.12.2024
Опасность караул-патриотизма
О здравомыслии в условиях военного конфликта
12.12.2024
Перспективы заморозки украинского конфликта
Победа или поражение России?
04.12.2024
Все статьи Алексей Николаевич Ощепков
Царская Россия
День Переяславской рады
Сегодня мы вспоминаем воссоединение Малороссии с Московским Царством
21.01.2025
Боголюбивый и милостивый Государь
Сегодня мы вспоминаем Царя Феодора Иоанновича
20.01.2025
Похоже, «чёрный крест» до сих пор висит над Екатеринбургом
Чиновники от образования разрешили принимать в школу оккультную литературу
17.01.2025
Подвиг святых Царственных Мучеников.
Открытый диалог на актуальную тему
17.01.2025
Одеяло Любви
О том, как святой Цесаревич Алексий стал примером для итальянских детей
16.01.2025
Все статьи темы
Российская Империя
День «кровавого воскресенья» 1905 года
Сегодня мы также вспоминаем генерал-фельдмаршала, графа К.Разумовского, архитектора А.Брюллова, философа Е.Трубецкого и писателя Б.Зайцева
22.01.2025
День памяти поэта Н.М.Рубцова
Сегодня мы также вспоминаем дирижера Е.А.Мравинского и писателя В.В.Карпова
19.01.2025
День прорыва блокады Ленинграда
Также сегодня мы вспоминаем композитора А.С. Даргомыжского
18.01.2025
Почти «альтернативная история» революции 1917 г. и цареубийства 1918 г. от Л.А. Лыковой и А.Б. Мощанского
Из готовящейся к печати книги «Расследование цареубийства и история России в XX и XXI веках»
17.01.2025
Все статьи темы
Дискуссия о монархии
Революционный консерватизм православного социализма
Есть ли у православного социализма «образ будущего»?
20.01.2025
Богородица «Державная» и «Сонеты Пречистой Деве»
Памяти поэта и писателя Владимира Борисовича Микушевича и генерала графа Федора Артуровича Келлера
13.01.2025
Главное событие 2024 года оказалось незамеченным
Реставраторы уничтожили икону Божией Матери «Державная» – что это значит?
06.01.2025
Это вопрос о судьбах России и русской души
Размышления о причинах Раскола
18.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
К этому можно относиться как к мерзости
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
22.01.2025 13:08
Валите из России, поклонники Трампа!
Новый комментарий от Константин В.
22.01.2025 10:05
Энергия заблуждения
Новый комментарий от С. Югов
22.01.2025 09:36
Церковный «собор» в Киеве 1918-1919 годов
Новый комментарий от С. Югов
22.01.2025 09:29
Как заменить капитализм на солидарный строй
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
22.01.2025 08:57
Нехарактерный миграционный случай
Новый комментарий от Сергей из НН
22.01.2025 08:38