В четверг, 19 декабря, состоялась очередная ежегодная Прямая линия Президента России, где Владимир Путин отвечал на вопросы, подготовленные гражданами. Так же Прямая линия была совмещена с пресс-конференцией, где вопросы российскому лидеру задавали отечественные и зарубежные журналисты.
Особо хочется подчеркнуть, что Прямая линия 2024 года была лишена напыщенного официоза, а демонстрировала теплую, почти семейную, атмосферу. А именно такое единство верховной власти и народа очень важно в период экзистенциальных испытаний.
Острые вопросы, касаемые роста цен на товары первой необходимости, материального обеспечения военных, доступности лекарств, Интернета для удалённых регионов не заметались под ковёр. Очень порадовала на этом фоне бывшая оппозиционерка и кандидат в Президенты К.А.Собчак, которая сейчас занимается помощью пострадавшим от обстрелов жителям Курской и Белгородской областей.
Особое место среди тем Прямой линии, конечно, занимала Специальная военная операция, которая длится без малого три года и уже очень сильно изменила страну. Так, уже вторая Прямая линия Президента проходит в атмосфере, близкой к самым первым прямым линиям В.В.Путина начала двухтысячных годов, которые проходили на фоне контртеррористической операции в Чечне. Очень важно понимать, что нынешняя СВО и чеченские войны рубежа XX и XXI веков – это единый процесс преодоления междоусобицы, возникшей на фоне краха Советского государства.
С журналистами из США и Великобритании, задавшими откровенно провокационные вопросы, Президент был жёстким, давая понять, что России важно чёткое соблюдение её интересов в сфере международной безопасности, между тем, она открыта для переговоров и для поиска компромиссного решения.
Особо стоит выделить слова Президента о том, что бы он сделал в 2022 году, начиная СВО, если бы знал о её дальнейшем ходе: «Вы знаете, если бы можно было посмотреть, зная то, что сейчас происходит, на ситуацию в 2022 году, о чем бы я подумал? О том, что такое решение, которое было принято в начале 2022 года, нужно было бы принимать раньше», – заявил глава государства.
«И второе: зная об этом, нужно просто было начать готовиться к этим мероприятиям, в том числе и к СВО», – добавил Путин.
Российский Президент отметил, что, например, события в Крыму в 2014 году были спонтанными. «И события 2022 года мы тоже начали без всякой особой подготовки. Почему начали? Да потому что дальше уже невозможно было стоять на месте и терпеть, ждать пока ситуация для нас ухудшится».
Подобные честные заявления с признанием собственных ошибок – это, безусловно, черта сильного национального лидера. Однако, не следует воспринимать ситуацию строго линейно. Ведь и в поиске компромиссных решений по Донбассу и Украине после 2014 года не было абсолютной ошибки. Политические решения подобного масштаба, вообще, имеют много сторон.
Попытка ограничиться стратегически важным для России Крымом и пытаться искать компромиссы с Западом на тему Донбасса и Украины тоже не лишены своей правды. Это сознательная попытка последовательной политики умиротворения, проводимой на уровне Совбеза ООН. Ведь «Минские соглашения» имели статус Резолюции Совбеза. И это, как ни крути, – успех для российской дипломатии. Нарушителями международного права на этом фоне выступают Украина и Запад.
Более того, сугубая ориентация самой России на Запад, которая сложилась после распада СССР, требовала от России в 2014 году, ни больше, ни меньше, смену цивилизационного вектора. И это, вместе с гораздо более приземлёнными вопросами переориентации экономики на другие рынки, есть очень серьезный психологический удар для российского руководства и лично для Президента. И эта смена цивилизационного вектора всё же не могла произойти мгновенно.
Публичное признание собственной неправоты Президентом Путиным есть к тому же очень конкретный укор тем, кто скатился до обвинений Президента в затягивании с началом СВО и до банальной некультурной ругани в адрес Верховного Главнокомандующего. Они-то даже не пытались оценить всей сферы ответственности Президента и сложность принятия данного решения. Когда решение Путина попытаться достичь компромисса с Западом на тему Донбасса в 2014 году далось ему очень нелегко.
Ощепков Алексей Николаевич, философ, публицист, Русское собрание, г. Пермь
2.
1.
Но лучше просто признать простое: ныне время Ощепковых. Грибоедовская картина. Пройти через всё это России - является неизбежной участью...