«В Святые Рождественские дни мы превозносим Имя Преблагословенной Девы Марии, послужившей от рода человеческого тайне Божественного воплощения», – этими словами главного редактора Н.В. Бульчука в эфире православного вещания «Радонеж» началась передача «Но, прежде всех веков, Он глянул на Тебя, и Ты Его узнала…». В Праздник Рождества Христова эфирный час был посвящен светлой памяти Владимира Борисовича Микушевича, поэта, писателя, религиозного философа, мыслителя и переводчика. Воспоминаниями о своем супруге поделилась вдова Татьяна Владимировна Микушевич (рожд. Маркова). Полная версия звука здесь.
В какой-то мере эта радио передача послужила ответом на вопрос главного редактора РНЛ Анатолия Дмитриевича Степанова, опубликованный в Навечерие Рождества Христова (подробнее).
Вопрос заключался в том, что, возможно, по-настоящему важное, может быть, и впрямь самое важное событие прошлого года, действительно, осталось незамеченным. Ведь икона Божией Матери «Державная» воспринималась как знамение судьбы России после падения Российской империи, после свержения царя-мученика Николая.
Промыслом Божьим случилось так, что в ходе текущих реставрационных работ были смыты все самые ранние слои краски и, фактически, та икона Божией Матери «Державная», которая была явлена в 1917 году, сегодня оказалась как бы не существующей. Профессионалы утверждают, что исследовательская страсть и стремление выполнить реставрационные работы собственными силами, избегая привлечения государственных специалистов, привели, якобы, к тому, что сегодня икона как бы утрачена. Говорят, что сейчас реставрационные работы остановлены. Все ждут какого-то решения…
Проведем аналогию с романом «Белая гвардия». События «страшного 1918 года» в Киеве Михаил Афанасьевич Булгаков соотносил с мистическими явлениями, зафиксированными в Священном Писании. Речь идет о событиях вселенской катастрофы, когда произошло разделение всех сил небесных на светлых Ангелов и темных бесов (см. подробнее). Тогда «большой красный дракон… хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю» (Откр. 12:4).
А ведь на иконе «Державная» оказался смыт именно пурпурный «красный» поздний слой, невольно ассоциировавшийся с окрасом апокалиптического дракона… Пока время ожидания решения о судьбе реставрации иконы не истекло, в эфире радио «Радонеж» звучали «Сонеты Пречистой Деве» Владимира Микушевича. Процитируем один из них, завершающийся строками о Русском Царе:
В храм введена была из нашего сиротства
Превыше Ангелов, Архангелов, Начал,
Властей превыше, Сил – и это не причал
И долу, и вдали оставила Господства!
Престолы превзошла, не чая превосходства.
Над Херувимами сияющий Овал.
Над Серафимами Твой образ означал
Вблизи Вшевышнему вершину первородства.
С тех пор как на земле расстрелян Русский Царь,
И серым сумраком окутывая лица,
Безшумно поползла отравленная гарь -
Не закрывается для наших душ светлица.
Пока дрожащая не убедилась тварь:
У Царства Русского – Небесная Царица
В радиопередаче говорили, прежде всего, о России: «Хотя у нас нет Царя, нет монархии, нет самодержавия, исторически свойственного нашему государству, – есть Небесная Царица!» По мысли философа и поэта Владимира Микушевича, Вифлеемская Звезда всегда ассоциировалась с Образом Пресвятой Богородицы. Вдова культуролога дополнила мысль о том, что Владимир Микушевич считал, что хотя Царя у нас нет, но царское место свободно: «И, когда, может быть, Господь сподобит, у нас будет и монарх». Из-под пишущей, а к вершине дней уже уставшей руки поэта вышло более 200 «Сонетов Пречистой Деве». Изучив столь обширное поэтическое наследие, не исключено, что литературоведы станут воцерковленными людьми! Воистину, произойдет осмысление интеллектуалами, зачастую грешащими атеизмом (эзотерикой и прочим сектантством) значения заступничества Пресвятой Богородицы не только каждому православному христианину, но и Государству Российскому!
Логика описанных событий показывает, что, действительно, в исчезновении раннего изображения на иконе Богородицы «Державная» не было ничьей злой воли – процесс шёл вполне естественно. А значит, во всём этом нужно видеть действие Промысла Божия.
Согласимся с глубокоуважаемым Анатолием Дмитриевичем Степановым – речь идёт о том, что икона Божией Матери «Державная» выполнила свою миссию и, следовательно, скипетр и держава Русского царства должны обрести нового хозяина, то есть нас ждёт в какой-то форме восстановление самодержавия. Пониманию и осмыслению длительного процесса восстановления монархии в России много поспособствует знакомство с «Сонетами Пречистой Деве». Пока это лишь рукопись, переданная в издательство. Ожидаем появления книги из печати.
Фрагмент портрета генерала графа Федора Артуровича Келлера
В контексте наших рассуждений не остался незамеченным эфир радио «Радонеж» с Л.П. Решетниковым, где, собственно разговор о России и монархии был начат несколькими днями ранее. Именно тогда прозвучало из уст Николая Бульчука упоминание существующего более полувека предания о перенесении Святых мощей воина мученика генерала графа Феодора Келлера из Киева в Москву. Военный хирург Михаил Булгаков, Промыслом Божиим оставил свой благородный труд врача и стал записывать чудесные явления, происходившие в Киеве в страшный год расстрела и Царской Семьи, и верного генерала Фёдора Артуровича Келлера, принявшего мученическую кончину от рук петлюровцев (режима Директории). Так военный врач стал автором литературного шедевра – романа «Белая гвардия», где прикровенно описано обретение тела генерала графа Келлера, тайное его отпевание епископом Камчатским Нестором (Анисимовым) и погребение под другим именем в ограде Покровского женского монастыря в декабре 1918 года.
Осуществить перенесение мощей воина мученика Феодора Келлера в Донской монастырь в Москву в конце 1950-ых – начале 1960-ых мог лишь митрополит Николаевский и Кировоградский Нестор (Анисимов), воспользовавшись прокладкой теплотрассы на территории обители. Именно тогда были перенесены на киевское Лукьяновское кладбище святые мощи преп. Анастасии Киевской – Великой княгини Александры Петровны, принцессы Ольденбургской, основательницы Покровской обители.
Православные убеждены, что святость определяется не свойствами останков, а верой народа Божия. Обрести ныне Святые мощи воина мученика генерала Келлера не представляется возможным, поскольку погребен граф был под иноческим своим именем Николай. Можно лишь верить в чудо Господне явления мощей угодника почитающим его православным современникам, надеющимся на церковное прославление воина мученика.
Значимым видится то, что впервые дневник графа Келлера, написанный в течение 7 дней (из них 5 дней проведены в добровольном заточении в Михайловском Златоверхом монастыре), был опубликован в 1925 году в книге «В борьбе с большевиками. Воспоминания генерал-майора князя П. Авалова Б., командующего русской западной армией в Прибалтике», которая вышла из печати в Германии. Появление книги совпало с историческим моментом, когда русское монархическое движение в рассеянии все-таки сумело приобрести осязаемые очертания. В упомянутой книге наряду с дневником графа Федора Артуровича Келлера опубликован Высочайший манифест Великого князя Кирилла Владимировича от 31 августа 1924 года о принятии титула Императора Всероссийского…
Наши поздравления читателям с Царским Новым 2025 годом, который мы отмечаем 14 января!
Любовь Маркова, православная публицистка, Одесса