«Богатырь ты будешь с виду// И казак душой.// Провожать тебя я выйду – // Ты махнешь рукой…// Сколько горьких слез украдкой// Я в ту ночь пролью!..// Спи, мой ангел, тихо, сладко,// Баюшки-баю» (М.Ю. Лермонтов «Казачья колыбельная песня»)
В Русском героическом эпосе содержится более восьмидесяти сюжетов. Среди них есть и посвященный богатырям – отцу и сыну. Это былины «Застава богатырская (Илья Муромец и Сокольник)» и «Данило Игнатьевич и сын его Михайло». И если в первой представлена трагедия – дитя случайной любви Ильи и воительницы, ставший врагом Русской земли, погибает от руки отца, то во второй «семейный тандем» побеждает врагов Руси. Но, прежде чем мы с Вами перейдем к рассмотрению былины «Данило Игнатьевич и сын его Михайло», коснемся самой сути эпоса, производные которой и будут в центре нашего внимания.
Мир эпоса, если использовать понятия сферы ощущений, абсолютно не «комфортный» и не «мягкий», это суровый и жёсткий мир Традиции, беспощадный к недостаточно подготовленным и самонадеянным.
Герою в таком мире нельзя занять «почетное призовое место», он может быть или на самом верху или не быть вообще. Там всё на максимуме, на пределе, точнее за пределом.
И этот мир сугубо мужской.
Женщина занимает в нём своё высокое и почётное место. Она: Мать, сестра, дочь, спутница жизни и даже, порой, противник богатыря-мужчины, чьё призвание быть Воином и Защитником. Не случайно, например, у абхазов, оружие именуется как "Абџьар" (Абджар) – «Крест мужчины».
Как точно сказал о. Андрей Ткачёв: «Вся тяжесть за бытие, за мир, лежит на плечах мужчин. И если они самоустраняются от ответственности за мир, тогда всё идет прахом».
Но «просто» быть мужчиной недостаточно. Необходимо передать своё видение таких важнейших ценностей как «ответственность», «сила», «отвага», «преданность», «уважение» следующему поколению. Поэтому «Отец и сын» – одна из самых значимых категорий в жизни человека. В то же время такие отношения важны не только между людьми. В Божественной истории воплощается именно единородный Сын Божий, с помощью Которого Отец усыновляет человечество, давая ему шанс на гражданство Небесного Царства: «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). Теперь посмотрим на происхождение отцов ряда выдающихся Русских богатырей. У Ильи Муромца это крестьянин, у Василия Буслаева боярин, купец у Добрыни Никитича, у Алеши Поповича священник, а у Михайла Даниловича воин из княжеской дружины. И дети из таких, казалось бы, разных частей общества вместе делают одно большое дело – защищают народ и прославляют Русскую землю и своих родителей.
Как относятся перечисленные Русские богатыри к своим отцам? Первый свой подвиг, сразу же после чудесного исцеления, Илья Муромец совершает не на ратном поприще, а на трудовой ниве, очищая пахотное поле своего труженика отца. Василий Буслаев в Иерусалиме молится в церкви об упокоении души своего родителя. Алеша Попович, перед тем как вызвать на бой Тугарина, сравнивает врага с дворовыми животными своего папы.
Таким образом, мы видим, что герои Русского эпоса – представители всего Русского общества, не игнорируют своих старших, с уважением и любовью помня о них всю свою жизнь. И если почти все богатыри, вступив на путь воинского служения, покидают отчий дом и своих родителей, то в былине «Данило Игнатьевич и сын его Михайло» отец и сын ратоборствуют вместе. К рассмотрению, как это происходило, мы с Вами и переходим.
Открывается повествование описанием масштабного пира у князя Владимира, на который собрались богатыри, купцы, казаки с Тихого Дона, калики перехожие. И лишь один из присутствовавших, Данило, сын Игната, не участвует во всеобщем веселье. На вопрос князя о причинах такого поведения старого прославленного воина, богатырь просит главу государства об отставке. Тяжела пролитая кровь, и не проходит бесследно война для души человека. Хочет Данило уйти в монастырь.
Успокоив князя тем, что вместо себя отправит на службу своего сына Михайлу, Данило становится иноком, приняв схиму – более глубокую ступень отречения от мира.
Как известно, мир – это всего лишь промежуток между очередными войнами, и вскоре после ухода Данилы русский Киев вновь оказался под угрозой иноплеменного вторжения.
На совете у Владимира ни один из представителей ближайшего окружения правителя не рискнул взять на себя ответственность за предстоящую военную кампанию, и тогда, с предложением отправить его на врагов, к великому князю обратился Михайло Данилович. Усомнился князь – слишком молодым и неопытным казался воин для такого большого дела, но выхода не было, и поскакал сын Данилы и внук Игната творить свою историю.
Несмотря на свои 17 лет, Михайло не кинулся, сломя голову, в сечу, а, проведя разведку и оценив вражеский потенциал, отправился... в обратный путь.
Он поехал к отцу в монастырь. Что же ему надо было от монаха-отца? В первую очередь Михайло получает родительское благословение, а уже после Данила даёт сыну наказ: а) получить отцовского боевого коня; б) найти схрон Данилы и забрать его боевую экипировку. В перечень этого богатырского снаряжения входили: «кольчужные латы», палица, сабля, «копьё долгомерное».
«Кольчужные латы» – это, скорее всего, кольчато-пластинчатый доспех, а «долгомерное копьё» – большое боевое копьё с древком из прочного ясеня в пять с половиной аршин (аршин – 71см.) и восьмивершковым наконечником (вершок – 4.4 см.).
Конный воин на обученном боевом коне, с длинным копьём, в гибком пластинчатом доспехе, с палицей и саблей это не ополченец, а профессионал, чьим единственным ремеслом была война.
В этой былине нет подробного описания всего набора вооружения, но, несомненно, дружинник владел ещё и луком, мечом, топором, щитом, другими видами холодного и метательного оружия, а также рукопашным боем.
Для чего отец передаёт сыну свое оружие и снаряжение? Ведь у Михайлы есть собственное. Таким актом передачи оружия демонстрируется преемственность воинской службы богатырей и, шире, показан Мужской путь, на котором каждый мужчина – Воин.
В беседе Данила учит сына тактике предстоящих военных действий: «Побивай ты полки да всё окольные,// Всё окольные полки да посторонние;// Ты не езди, Михайло, да в толщу-матицу, – // Тут накопаны перекопы глубокие» (Былины. М., 1988, с. 248).
Эта тактика основана на его богатом личном боевом опыте – наносить удары противнику с более уязвимых флангов.
Началась война и поначалу Михайле сопутствует успех, вскруживший ему голову – сильно потрепав фланги вражеских рядов, молодой боец атаковал основные силы неприятеля. Увязнув в полевых укреплениях и массе врагов, Михайла попадает в плен.
Вражеский предводитель просит Михайло помочь ему захватить русский Киев, обещая за роль Иуды золотые горы.
Приговорённый за отказ сотрудничать с врагом к смерти и стоя на еë пороге, обращается Михайло к Господу Богу Иисусу Христу, Матушке Богородице с мольбой о спасении: «Я стоял за веру православную,// Я стоял-то за красен Киев-град,// Да за те же я за церкви за Божие,// Да за те же я монастыри спасенные,// За тех же я стоял за благочестивых вдов» (там же, с. 251).
Избавившись от гибели, Михайло завершает свою ратную страду полным разгромом иноверцев. И когда он, сидя на залитом вражьей кровью коне, ехал по полю битвы, то увидел монаха. Тот переворачивал на поле трупы, словно кого-то искал. Не сразу понял Михайло, что перед ним его отец.
Не смог Данила Игнатьевич оставаться в монастыре, зная, что неподалёку его сын в смертельном бою. Добравшись до места сражения и не найдя сына среди живых, искал Данила своë чадо среди павших. И хотя в былине не говорится об этом, но можно быть уверенным в том, что молитва старого богатыря помогла Михайле.
Вместе искупав красного от крови боевого коня, два воина, отец и сын, продолжили движение своими «стезями праведных». Проводив отца до монастыря, Михайло вернулся на место службы.
Какой вывод мы можем сделать из этой былины?
1. Почитание и уважение к родителям заповеданы нам от Бога.
2. Мужчина – это Воин. Обязанный защищать свою веру, семью, народ, государство, он также должен достойно воспитать своих детей, особенно мальчиков – будущих Защитников Отечества.
3. Наверное, каждый мальчик хочет испытывать чувство уважения к своему отцу и гордится им. И чтобы так и было, именно отец должен, показывая это своим примером, научить сына уважению, товариществу, чувству долга, необходимости защиты своих святынь и традиций.
4. В этой былине мы видим не только кровнородственный, но и духовный союз. Воин земного правителя и Воин Царя Небесного вместе отвечают на вызов и нет такой силы, которая бы не покорилась их единству.
Александр Студеникин, г. Сухум, Республика Абхазия