«Отец и сын» в русском героическом эпосе

На примере былины «Данило Игнатьевич и сын его Михайло»

Концепция воспитания человека  Традиционные духовно-нравственные ценности России  Русская цивилизация 
1 az 
158
Время на чтение 6 минут
Фото: художник В.Васнецов

«Богатырь ты будешь с виду// И казак душой.// Провожать тебя я выйду // Ты махнешь рукой…// Сколько горьких слез украдкой// Я в ту ночь пролью!..// Спи, мой ангел, тихо, сладко,// Баюшки-баю» (М.Ю. Лермонтов «Казачья колыбельная песня»)

В Русском героическом эпосе содержится более восьмидесяти сюжетов. Среди них есть и посвященный богатырям – отцу и сыну. Это былины «Застава богатырская (Илья Муромец и Сокольник)» и «Данило Игнатьевич и сын его Михайло». И если в первой представлена трагедия – дитя случайной любви Ильи и воительницы, ставший врагом Русской земли, погибает от руки отца, то во второй «семейный тандем» побеждает врагов Руси. Но, прежде чем мы с Вами перейдем к рассмотрению былины «Данило Игнатьевич и сын его Михайло», коснемся самой сути эпоса, производные которой и будут в центре нашего внимания.

Мир эпоса, если использовать понятия сферы ощущений, абсолютно не «комфортный» и не «мягкий», это суровый и жёсткий мир Традиции, беспощадный к недостаточно подготовленным и самонадеянным.

Герою в таком мире нельзя занять «почетное призовое место», он может быть или на самом верху или не быть вообще. Там всё на максимуме, на пределе, точнее за пределом.

И этот мир сугубо мужской.

Женщина занимает в нём своё высокое и почётное место. Она: Мать, сестра, дочь, спутница жизни и даже, порой, противник богатыря-мужчины, чьё призвание быть Воином и Защитником. Не случайно, например, у абхазов, оружие именуется как "Абџьар" (Абджар) – «Крест мужчины».

Как точно сказал о. Андрей Ткачёв: «Вся тяжесть за бытие, за мир, лежит на плечах мужчин. И если они самоустраняются от ответственности за мир, тогда всё идет прахом».

Но «просто» быть мужчиной недостаточно. Необходимо передать своё видение таких важнейших ценностей как «ответственность», «сила», «отвага», «преданность», «уважение» следующему поколению. Поэтому «Отец и сын» – одна из самых значимых категорий в жизни человека. В то же время такие отношения важны не только между людьми. В Божественной истории воплощается именно единородный Сын Божий, с помощью Которого Отец усыновляет человечество, давая ему шанс на гражданство Небесного Царства: «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). Теперь посмотрим на происхождение отцов ряда выдающихся Русских богатырей. У Ильи Муромца это крестьянин, у Василия Буслаева боярин, купец у Добрыни Никитича, у Алеши Поповича священник, а у Михайла Даниловича воин из княжеской дружины. И дети из таких, казалось бы, разных частей общества вместе делают одно большое дело – защищают народ и прославляют Русскую землю и своих родителей.

Как относятся перечисленные Русские богатыри к своим отцам? Первый свой подвиг, сразу же после чудесного исцеления, Илья Муромец совершает не на ратном поприще, а на трудовой ниве, очищая пахотное поле своего труженика отца. Василий Буслаев в Иерусалиме молится в церкви об упокоении души своего родителя. Алеша Попович, перед тем как вызвать на бой Тугарина, сравнивает врага с дворовыми животными своего папы.

Таким образом, мы видим, что герои Русского эпоса – представители всего Русского общества, не игнорируют своих старших, с уважением и любовью помня о них всю свою жизнь. И если почти все богатыри, вступив на путь воинского служения, покидают отчий дом и своих родителей, то в былине «Данило Игнатьевич и сын его Михайло» отец и сын ратоборствуют вместе. К рассмотрению, как это происходило, мы с Вами и переходим.

Открывается повествование описанием масштабного пира у князя Владимира, на который собрались богатыри, купцы, казаки с Тихого Дона, калики перехожие. И лишь один из присутствовавших, Данило, сын Игната, не участвует во всеобщем веселье. На вопрос князя о причинах такого поведения старого прославленного воина, богатырь просит главу государства об отставке. Тяжела пролитая кровь, и не проходит бесследно война для души человека. Хочет Данило уйти в монастырь.

Успокоив князя тем, что вместо себя отправит на службу своего сына Михайлу, Данило становится иноком, приняв схиму – более глубокую ступень отречения от мира.

Как известно, мир – это всего лишь промежуток между очередными войнами, и вскоре после ухода Данилы русский Киев вновь оказался под угрозой иноплеменного вторжения.

На совете у Владимира ни один из представителей ближайшего окружения правителя не рискнул взять на себя ответственность за предстоящую военную кампанию, и тогда, с предложением отправить его на врагов, к великому князю обратился Михайло Данилович. Усомнился князь – слишком молодым и неопытным казался воин для такого большого дела, но выхода не было, и поскакал сын Данилы и внук Игната творить свою историю.

Несмотря на свои 17 лет, Михайло не кинулся, сломя голову, в сечу, а, проведя разведку и оценив вражеский потенциал, отправился... в обратный путь.

Он поехал к отцу в монастырь. Что же ему надо было от монаха-отца? В первую очередь Михайло получает родительское благословение, а уже после Данила даёт сыну наказ: а) получить отцовского боевого коня; б) найти схрон Данилы и забрать его боевую экипировку. В перечень этого богатырского снаряжения входили: «кольчужные латы», палица, сабля, «копьё долгомерное».

«Кольчужные латы» – это, скорее всего, кольчато-пластинчатый доспех, а «долгомерное копьё» – большое боевое копьё с древком из прочного ясеня в пять с половиной аршин (аршин – 71см.) и восьмивершковым наконечником (вершок – 4.4 см.).

Конный воин на обученном боевом коне, с длинным копьём, в гибком пластинчатом доспехе, с палицей и саблей это не ополченец, а профессионал, чьим единственным ремеслом была война.

В этой былине нет подробного описания всего набора вооружения, но, несомненно, дружинник владел ещё и луком, мечом, топором, щитом, другими видами холодного и метательного оружия, а также рукопашным боем.

Для чего отец передаёт сыну свое оружие и снаряжение? Ведь у Михайлы есть собственное. Таким актом передачи оружия демонстрируется преемственность воинской службы богатырей и, шире, показан Мужской путь, на котором каждый мужчина – Воин.

В беседе Данила учит сына тактике предстоящих военных действий: «Побивай ты полки да всё окольные,// Всё окольные полки да посторонние;// Ты не езди, Михайло, да в толщу-матицу, – // Тут накопаны перекопы глубокие» (Былины. М., 1988, с. 248).

Эта тактика основана на его богатом личном боевом опыте – наносить удары противнику с более уязвимых флангов.

Началась война и поначалу Михайле сопутствует успех, вскруживший ему голову – сильно потрепав фланги вражеских рядов, молодой боец атаковал основные силы неприятеля. Увязнув в полевых укреплениях и массе врагов, Михайла попадает в плен.

Вражеский предводитель просит Михайло помочь ему захватить русский Киев, обещая за роль Иуды золотые горы.

Приговорённый за отказ сотрудничать с врагом к смерти и стоя на еë пороге, обращается Михайло к Господу Богу Иисусу Христу, Матушке Богородице с мольбой о спасении: «Я стоял за веру православную,// Я стоял-то за красен Киев-град,// Да за те же я за церкви за Божие,// Да за те же я монастыри спасенные,// За тех же я стоял за благочестивых вдов» (там же, с. 251).

Избавившись от гибели, Михайло завершает свою ратную страду полным разгромом иноверцев. И когда он, сидя на залитом вражьей кровью коне, ехал по полю битвы, то увидел монаха. Тот переворачивал на поле трупы, словно кого-то искал. Не сразу понял Михайло, что перед ним его отец.

Не смог Данила Игнатьевич оставаться в монастыре, зная, что неподалёку его сын в смертельном бою. Добравшись до места сражения и не найдя сына среди живых, искал Данила своë чадо среди павших. И хотя в былине не говорится об этом, но можно быть уверенным в том, что молитва старого богатыря помогла Михайле.

Вместе искупав красного от крови боевого коня, два воина, отец и сын, продолжили движение своими «стезями праведных». Проводив отца до монастыря, Михайло вернулся на место службы.

Какой вывод мы можем сделать из этой былины?

1. Почитание и уважение к родителям заповеданы нам от Бога.

2. Мужчина – это Воин. Обязанный защищать свою веру, семью, народ, государство, он также должен достойно воспитать своих детей, особенно мальчиков – будущих Защитников Отечества.

3. Наверное, каждый мальчик хочет испытывать чувство уважения к своему отцу и гордится им. И чтобы так и было, именно отец должен, показывая это своим примером, научить сына уважению, товариществу, чувству долга, необходимости защиты своих святынь и традиций.

4. В этой былине мы видим не только кровнородственный, но и духовный союз. Воин земного правителя и Воин Царя Небесного вместе отвечают на вызов и нет такой силы, которая бы не покорилась их единству.

Александр Студеникин, г. Сухум, Республика Абхазия

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Студеникин
Абхазы и Русские в поэме «Искендер–наме»
История Средневековья в поэмах Низами
16.10.2024
Трагедия Ильи Муромца
На примере былины «Застава богатырская»
07.03.2024
Алёша, сын отца Леонтия
О герое Русского эпоса
28.08.2023
Богатыри против антигероев Русских былин
В чём же заключается подвиг Ильи Муромца, победившего «Соловья-разбойника»?
14.08.2023
Все статьи Александр Студеникин
Концепция воспитания человека
Все статьи темы
Традиционные духовно-нравственные ценности России
Негостеприимная третья столица России
По отношению к русским общественникам власти Татарстана до сих пор сохраняют тоталитарные нормы
16.11.2024
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
В Петрозаводске прошел региональный этап Рождественских чтений
15.11.2024
«Основная проблема – неоязычество в армии»
В Петербурге прошла встреча митрополита Варсонофия с представителями православной общественности
15.11.2024
Все статьи темы
Русская цивилизация
Золото Приморья
В Приморском крае по инициативе рыбаков-любителей проходит акция «Любишь рыбачить, люби и рыбку разводить»
16.11.2024
Самодержавие и Самоуправление
Россия – священная наша держава
16.11.2024
О русской литературе
Отклик на доклад И.А. Есаулова: «Н.А.Бердяев о вине русской классической литературы. Сомнения и прозрения» (РХГА, 8.11.2024)
16.11.2024
Славянофилы и «Дом сумасшедших…» графини Евдокии Растопчиной
В защиту честного имени Алексея Степановича Хомякова
15.11.2024
Логос Русского мира
Понятие «русский мир» нужно очистить от смыслов «методологов»
15.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
17.11.2024 23:30
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
17.11.2024 23:10
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Алекс
17.11.2024 19:53
Зачем?
Новый комментарий от Человек
17.11.2024 19:46
Святые или нет?
Новый комментарий от Алекс
17.11.2024 19:37
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Анатолий Степанов
17.11.2024 19:12
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Калужанин
17.11.2024 17:58