«Чем бы не козак был? – сказал Тарас, – и станом высокий, и чернобровый, и лицо как у дворянина, и рука была крепка в бою! Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!»
(Н.Гоголь. Тарас Бульба)
Не у всех Русских богатырей отношения с детьми складывались так, как у Данилы Игнатьевича и сына его Михайлы.
Вообще Русский героический эпос потрясающе богат и на тематические сюжеты и на эффектные образы. Былина «Застава богатырская (Илья Муромец и Сокольник)» – очередной прекрасный пример концентрации смыслов и ярких картин. Причём текст настолько осязаемо передаёт ощущения от прочитанного, что хочется сказать «от увиденного». Теперь непосредственно перейдем к былине, которая начинается описанием Русской богатырской заставы. На этом сторожевом посту, под командованием Ильи Муромца, были собраны практически все выдающиеся богатыри Русской земли: Заместитель атамана – Крестный отец Ильи, Самсон Колыбанович, Добрыня Никитич и Алёша Попович, Василий Буслаев и Потаня Хроменький, а также целый ряд других знаменитых Русских воинов.
Ранним утром на заставе, пробудившись ото сна и умывшись, Илья Муромец сотворил полную Иисусову молитву. После, обозревая окрестности, его внимание привлекает какое-то движение из «полуночной стороны». От чьей-то тяжёлой и быстрой поступи дрожит земля. И, наконец, в пределах видимости появляется некий всадник богатырь. Его выход на арену повествования обставлен очень эффектно. Могучего воина сопровождают звери и птицы.
1. «Попереди-то его да бежит серый волк».
Волк один из самых крупных и опасных хищников. Синоним воли, мудрости, силы и мужества. Практически не поддающийся одомашниванию, а значит и дрессировке. Герой мифологии, сказок и литературных произведений многих народов мира. Вспоминается Акела Киплинга, Лобо Сетона-Томпсона, «Серый помещик» Пришвина. В русской народной «Сказке об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке», добровольно помогающий Ивану решать все его проблемы, волк фактически является главным героем.
2. «Позади-то его бежит чёрный выжлок».
Выжлок это гончая собака, основным предназначением которой является охота. Собака – друг человека и антипод волка. Если волк это Воля, то собака – Преданность. Другая парная противоположность рядом с чужим воином представлена птицами, воробьëм и белым кречетом.
3. «На правом-то плече, знать, воробей сидит».
«Не повезло» воробью. Существует предание, что «когда Христа на кресте распинали, то он помогал – гвозди в клюве таскал, чтобы гвозди забивать в Христа» (У истоков мира. Русские этимологические сказки и легенды. М., 2017г. с. 157). Можно предположить, что воробей на плече чужого воина подчёркивает его антихристианскую направленность и об этом мы ещё скажем в дальнейшем.
4. «На левом-то плече да, знать, белый кречет».
Белый кречет это самый, крупный, ценный и редкий вид сокола – грозный хищник пернатого мира, лучший подарок для «царской охоты». Алексей Михайлович, первый из русских царей собственноручно излагавший свои мысли и страстный охотник, даже написал « учебник» по соколиной охоте – «Урядник сокольничья пути». Сокол, красивая, выносливая птица, атакующая жертву на большой скорости и не случайно неведомый могучий воин именуется в былине Сокольником. Какой интересный образ богатыря, окружённого своими верными спутниками из животного мира, мы видим! Волк и собака, воробей и сокол. Хоть этот воин и враг, но как замечательно показаны его сила и способности. Даже звери признают его могущество и достоинство и быть бы ему властелином миров, но... Продолжим следить за развитием событий в нашей былине. Неведомый воин пишет грамоту и отправляет еë к Русской заставе. В тексте этого документа были обозначены его намерения:
1. Взять штурмом русский Киев-град, уничтожив его инфраструктуру, в том числе церкви, книги и иконы;
2. Уничтожить главу Русского государства, взяв, в качестве трофея, его жену.
На собранном Русскими богатырями военном совете решался один вопрос, кто из них отправится к врагу. Все перечисленные на заставе витязи имели какой-нибудь изъян. Один гневлив, другой хвастлив, третьему не хватало выдержки, четвёртый, наоборот, недостаточно быстр, пятый слишком низкого социального происхождения для решения такого сложного и важного вопроса и так далее. В итоге выбор пал на Добрыню Никитича, который, помимо силы богатырской и почтенного рода:
«Да умеет со молодцем соехаться,
Умеет он со молодцем разъехаться,
Умеет он молодцу и честь воздать».
Собравшийся в путь Добрыня выглядел очень грозно и никто не сомневался в успехе его миссии. Догнав вражеского воина, Добрыня попытался взять того «горлом», криком приказав неприятелю отступить. Чужой дважды проигнорировал приказ сына Никиты, чем вывел его из себя и заставил последнего, позабывшего про свою легендарную выдержку, опуститься до площадной брани. В «битве нервов» чужой уже победил Никиту. А после, подъехав к доведенному до белого каления Добрыне, он, не напрягаясь, избил нашего знаменитого воина. Более того, опозоривший Добрыню враг передал с ним устное послание персонально для Ильи Муромца, чтобы тот даже не пытался его остановить. Привезенный Добрыней дерзкий вызов привёл Илью в ярость. Сердце Муромца, пребывавшего в «великой досаде», «будто в котле кипит», отмечается в былине. Мгновенно собравшись, обернулся Илья к своим товарищам: «Не успеете вы да штей котла сварить, привезу голову да молодецкую».
Встретив ворога уже недалеко от Киева, Илья повторил приказ остановиться, обругав напоследок незваного гостя в ответ на его молчание. И тогда враг повернул своего коня навстречу Илье. Готовясь к смертельной битве, иноземец отпускает на волю своих верных спутников из животного мира, трогательно обращаясь к ним с такими словами:
«Побежите, полетите вы нынь прочь от меня,
Вы ищите себе хозяина поласкове».
Он не строил иллюзий насчёт предстоящего поединка, хорошо понимая что схватка может закончится и не в его пользу:
«Со старым нам съезжаться – да нам не брататься,
Со старым нам съезжаться – дак чья Божья помочь».
Мы видим, что чужой, ещё до своего появления у заставы, хорошо изучил своих врагов – Русских богатырей, считая главной проблемой только Илью Муромца, наши же ребята о нём не знали ничего...
Единоборство могучих богатырей сравнивается в былине со столкновением двух гор. Сутки шла рубка саблями – без результата, вторые сутки гремели поединщики палицами – с тем же успехом, третьи сутки уже копейного боя вновь не выявили победителя. Запредельный накал сражения передаёт красочное описание приходящего в негодность оружия супротивников, сражающихся конными: Сабли – «изломались», «исщербились». «Исщербиться» – это значит получить много щербин, зазубрин в ходе выполнения какой-либо работы. То есть от зверской рубки клинки сабель вначале покрылись зазубринами, а потом сломались.
Палицы – «загорелись», «распаялись». От страшных ударов металлические детали палицы расплавились, а сами боевые дубины загорелись.
Копья – «изломались по насадке», «извихнулись». «Извихнуться» – это значит выскочить, вывернуться из гнезда. Интенсивность и копейного боя была такой высокой, что наконечники копий сначала расшатались, разболтались, а затем и поломались от чудовищных ударов.
На четвёртые сутки наступило время так любимого русскими бойцами во все времена пешего рукопашного боя. В ходе которого Илья допустил роковую ошибку: «подоспело его слово похвальное». Несмотря на своë хладнокровие в сражениях, он не сдержался от преждевременного торжества, на долю секунды потерял контроль в бою, и тут же оказался на земле, под своим противником. От неминуемой смерти Муромца спасла Богородица, к которой Илья обратился с горестной жалобой:
«Ох ты ой есть, Пресвята Мать Богородица!
Ты почто это меня нынче повыдала?
Я за веру стоял да Христовую,
Я за церкви стоял да за соборные».
Пожалела Илью Матушка Богородица, вдвое-втрое прибыло у него силы и вот уже Илья с кинжалом в руке готовится нанести смертельный удар Сокольнику. Но что-то остановило руку старого богатыря. Стал он спрашивать иноверца, кто тот и откуда? Но Сокольник и в такой ситуации демонстрировал презрение к смерти и к своему победителю, отвечая молчанием. Трижды не мог Илья добить дерзкого врага и на его третью просьбу представиться, со словом «пожалуйста», Сокольник наконец сказал откуда он родом и кто его мать – воительница Златыгорка (Златогорка).
Вскочил тогда Илья на резвы ноги, прижал к груди сына, рассказал, как познакомился с его матерью...
В этой былине ничего не говорится о том, как Сокольник рос без отца и кто воспитал его в дикой ненависти к Русской земле. В замечательном первом советском широкоэкранном фильме «Илья Муромец» (1956г.), снятом по мотивам Русских былин, режиссёр Александр Птушко показал свою версию семейной трагедии Ильи. В этом фильме Калин-царь – собирательный образ врага Святой Руси, воспитывает маленького сына Муромца в злобе к соплеменникам его отца.
Вернёмся к нашему произведению. Илья просит Сокольника поехать за матерью и привезти еë в Русский Киев, обещая сыну статус первого богатыря Русской земли. Ничего не ответил Илье сын и поехал к матери. На вопрос Златогорки о причинах душевных мук, отразившихся на облике молодого воина, Сокольник с недоверием говорит о словах Муромца. И тут мать подтверждает историю, рассказанную Ильёй. С этого момента привычный мир Сокольника рухнул. Он, могучий богатырь «полуночной стороны», кого все боятся и кому служат даже соколы с волками, он – враг веры Христовой и Русских, оказывается сыном главного защитника Русского народа, крестьянина из села Карачарово... «Беда и великая досада» Сокольника, узнавшего тайну своего рождения, привела его к страшному греху – убийству родной матери. Совершив один грех, он решился и на следующий – убить и отца. Потеряв человеческий облик, в разорванной одежде, он находит Илью спящим в шатре на богатырской заставе и наносит ему удар копьём в грудь. И вновь Господь спасает Русского богатыря – золотой нательный крест Муромца остановил смертельный металл. Второго поединка между отцом и сыном не произошло, Илья убивает фактически уже давно духовно мёртвого Сокольника.
«Остановился сыноубийца и глядел долго на бездыханный труп. Он был и мёртвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жëн очарованья, всё ещё выражало чудную красоту; чёрные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты», – так описал Гоголь финал другой семейной трагедии. Однако у этих драм есть общее: в былине «Застава богатырская» как и в «Тарасе Бульбе» сыновья идут против своих отцов, навстречу смерти от их руки. Надо отметить, что классики Русской литературы XIX века, в частности Гоголь и Толстой, были знакомы с Русскими былинами. И у Льва Толстого в «Кавказском пленнике» есть сюжет, когда старик чеченец убивает своего сына-предателя.
Нам неизвестно, повлиял ли сюжет сыноубийства из рассматриваемой нами былины на творчество великих русских писателей, в любом случае, можно сказать, что тема убийства изменника сына своим отцом, впервые в Русском героическом эпосе звучит именно в былине «Застава богатырская (Илья Муромец и Сокольник)».
В зарубежной литературе сюжет убийства сына отцом содержится в «корсиканской» новелле Проспера Мериме «Маттео Фальконе».
Какой вывод мы можем сделать из былины «Застава богатырская»?
1. Идущий против земли своих предков – Отечества, становится манкуртом – существом забывшим и предавшим свою веру, народ, семью. Такой несчастный, в сущности – живой мертвец;
2. Отцы должны заботиться о своих детях, не отдавая на откуп их воспитание никому. И при этом помнить, что если они не заложат в своих детях «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам», то чужие отравят детские души своими смыслами, враждебными нашему миру.