«В та поры взмолится Тугарин Змеевич млад:
«Гой еси ты, калика перехожея!
Не ты ли Алёша Попович млад?
Только ты Алёша Попович млад,
Сем побратуемся с тобой!»
В та поры Алёша врагу не веровал,
Отрезал ему голову прочь» (Былина «Алеша Попович и Тугарин»)
Самым младшим, в составе богатырской троицы – защитников Русского народа, является Алёша Попович, сын «соборного попа Леонтия Ростовского».
Этот неоднозначный, а потому и сложный персонаж Русских былин, на первый взгляд, «проигрывает» своим старшим собратьям по ратному делу.
Сдержанный и немногословный опытный воин Илья Муромец, чья холодная ярость в бою читается как неизбежный приговор, «дипломат» Добрыня Никитич, способный разрешать сложные вопросы не только силой оружия, но и с помощью такта и мудрого слова.
На их фоне «быстрота и натиск» Алёши часто выглядят не совсем уместными, а, иногда, и вовсе вредными, причем как для него, так и для окружающих.
Мы приведем ряд эпизодов с его участием, вроде бы подтверждавшими нелицеприятную биографию этого могучего богатыря. Смотрите сами.
Эпизод 1. После того, как Илья Муромец посредством своих первых подвигов (былина «Первые подвиги Ильи Муромца») стремительно ворвался в богатырскую элиту, с правом сидеть за пиршественным столом рядом с главой государства, это событие:
«За досаду Алёше Поповичу показалося,
Взял Алёша булатный нож,
Он и кинул его в Илью Муромца:
Поймал на полету Илья булатный нож,
Взоткнул его в дубовый стол» (Былины. М., 1988, с. 112).
Эпизод 2. В былине «Добрыня и Змей», после того как Змей, нарушив договор с Добрыней, похитил племянницу князя Владимира, именно Алёша советует князю отправить Добрыню в смертельно опасную экспедицию для вызволения высокопоставленной заложницы:
«Говорил Алёшенька Левонтьевич:
«Ах ты солнышко Владимир стольнокиевский!
Ты накинь-ка эту службу да великую
На того Добрыню на Никитича:
У него ведь со Змеёю заповедь положена...» (там же, с. 50).
Эпизод 3. Алёша Попович вызывает на бой силы небесные, в результате чего Русские богатыри погибают (былина «С каких пор перевелись богатыри на Святой Руси»):
«И говорит Алёша Попович млад:
«Подавай нам силу нездешнюю, —
Мы и с той силою справимся!» (там же, с. 314)
Из этих ситуаций может сложиться весьма неприглядный портрет Алёши Поповича. Но это только поверхностное впечатление.
Во-первых. Никто из богатырей не видел как Илья победил иноземных врагов под Черниговом, и пленил «Соловья-разбойника», а демонстрация для столичной публики Муромцем своей ловкости – поймал на лету с силой брошенный нож, не оставила никаких сомнений в его возможностях. И тут Алёша, пусть и нехотя, поработал на укрепление авторитета Ильи.
Во-вторых, действительно, похищение племянницы князя Владимира явилось следствием заключенного Добрыней договора со Змеем, который тот благополучно нарушил. И кому как не Добрыне закончить начатое им же самим дело с коварным супротивником. Сам же Алёша никаких договоров с врагами не заключал.
И в третьих. Дерзкое предложение Алеши сразиться даже с небесными воителями было фактически поддержано его более опытными и старшими соратниками. То есть, он просто выразил общий настрой.
Наше мнение о тех или иных поступках героя, безусловно, имеет значение, но намного важнее то, как в былинах выражается отношение к Алёше Поповичу в собственно богатырской среде.
Например, мать Добрыни Никитича, «честна вдова Офимья Олександровна», хотела бы чтобы её сын походил на Алёшу:
«Я бы рада тебя, дитятко, спородити:
Я таланом-участью в Илью Муромца,
Я бы силой в Святогора да богатыря,
Я бы смелостью во смелого Алешу во Поповича...» (там же, с. 223).
А в былине «Алёша Попович и Илья Муромец» молодой богатырь выступает не просто в качестве воина, он – вождь дружины, прекрасно вооруженный и оснащенный: боевой конь, кольчужный доспех с булатным нагрудником, «копье долгомерное», сабля, лук с «12 калеными стрелами», «чинжалище» – кинжал.
И цель, командир и его бойцы, выбирают по себе – освободить осажденный иноземцами Киев, чтобы, после победы, когда узнает о том «старый казак Илья Муромец», «не дошедши старик нам поклонится». То есть они рассчитывают, что великий воин окажет им за подвиг высокую честь – не доходя до победителей нескольких шагов совершит поясной поклон.
Освободив Киев Алёша с дружиной встречаются с князем Владимиром, который почему-то не оказал достойный прием героям, и не задерживаясь в столице, направляются домой.
Слава о подвиге Алёши доходит до Ильи Муромца, и старый воин, недоумевая, почему таким неподобающим образом обошлись с Поповичем, самолично отправляется в Киев. Илья говорит Владимиру, что о «славушке немалой» Алёши известно не только на Руси, но знают о ней и в «поганой Литве» и в «великой орде», а значит надо срочно разрешить неловкое положение и устроить в Киеве триумфальный приём «сыну Ростовского попа».
За Алёшей, очевидно понимая, что исправить промах будет непросто, отправляют мастера такта Добрыню Никитича. Признанный переговорщик, «не дойдя», низко поклонился и передал приглашение правителя Руси. Но Алёша знал себе цену и красиво, в двух фразах ответил по адресу князя: «На приезде гостя не употчевал, на отъезде гостя не употчевать».
И только после вторичного обращения, в котором Добрыня присовокупил, что в числе приглашающих также Илья Муромец и такие прославленные Русские богатыри как Дунай, Василий Казимирович, Потанюшка Хроменький, Михайлушко Игнатьевич, Алёша Попович, вместе со своей дружиной, все-таки отправился в Киев.
Никому из Русских богатырей прежде не оказывался такой почет и уважение, сама княгиня Апраксия, в богатейшем наряде, низко поклонившись Алёше, провозгласила ему здравицу и, пожаловав богатыря городами, сёлами и великой казной, за руку провела его к пиршественному столу, ломившемуся от разнообразных яств. Князь Владимир самолично преподнес герою чары с хмельными напитками, которые тот, поклонившись по Русскому обычаю на все четыре стороны, «а особенно поклонился старику Илье Муромцу», выпил.
Именно на том пиру происходит и каноническое оформление высшей богатырской иерархии, так хорошо знакомой нам:
«И тут-то добры молодцы поназвались:
Назвался старый братом старшим,
А средним – Добрынюшка Никитич млад,
А в-третьих – Алёшенька Попович млад...» (там же, с. 222).
На этом же пиру Алёша Попович повел себя как настоящий вождь боевой дружины, отказавшись от пожалованных ему городов, сёл и казны, он попросил лишь об одной привилегии для себя и своих воинов, чтобы питейные заведения Киева были для них открыты в любое время. Две недели названные братья и дружина Алёши проводили инспекцию местных кабаков и трактиров, а на третью отправились воевать.
Трофеи, взятые у поверженного противника – это законная добыча ратника, но отягощенному «добром» бойцу невозможно достойно идти Путём Воина и потому-то Русские богатыри – нестяжатели.
Надо сказать, что богатыри вообще долго не задерживались в гражданской среде, предпочитая мирской суете раздолье широкого чистого поля или заставы богатырские.
Возникает вопрос, за какие заслуги такое высокое уважение оказывается в былине именно Алёше Поповичу? Возможно, ответ лежит в биографии исторического прототипа героя эпоса.
Считается, что прообразом былинному Алёше послужил ростовский богатырь Александр Попович.
Он погибнет как герой в битве на Калке 31 мая 1223 года, «вместе с другими семьюдесятью богатырями» (Из Тверской летописи. Повесть о битве на Калке, и о русских князьях, и о семидесяти богатырях. Литература древней Руси. М., Издательство АСТ, с. 120), прикрывая отход разбитой коалиции русских князей.
Еще до этого первого столкновения с лучшими полководцами Чингисхана Субэдэем и Джебе русские богатыри активно участвовали в княжеских усобицах. Так Александр Попович «со товарищи» сыграл важную роль в Липецкой битве 1216 года, одном из самых кровавых побоищ русского междоусобия, сокрушив на поле боя множество воинов, в том числе видных коллег по ремеслу – богатырей Ратибора и Юряту.
В том сражении Александр бился вместе со своим другом, богатырём Тимоней Золотым Поясом и слугой Торопом. Летопись зафиксировала еще одного участника упоминаемых событий – богатыря Иева (Иова?) и тоже Поповича.
Много пролили тогда братской крови Русские воины, и Александр Попович вскорости выступил инициатором необычного съезда, возможно, необычного, лишь только потому, что летописи не сохранили для нас сведений о других подобных мероприятиях. Во всяком случае, это единственное письменное свидетельство попытки воинов, оказавшихся выше алчности и гордыни своих князей, сохранить единство своего братства.
Александр отправляет своего слугу к известным воинам-богатырям с приглашением прибыть в его укрепленное городище на реке Гзе (ныне Юрьев-Польский район Владимирской области РФ). Собравшиеся у Александра богатыри решили: «что если они будут служить князьям в разных княжествах, то они поневоле перебьют друг друга, поскольку между князьями на Руси постоянные раздоры и частые сражения. И приняли они решение служить одному великому князю в матери всех городов в Киеве» (там же, с. 114-115). Великий князь Мстислав Романович принял на службу известных воинов и очень гордился оказанной ему честью.
Чтобы в стране, раздираемой постоянными внутренними конфликтами, организовать серьезное политическое мероприятие – съезд профессиональных воинов, людей с непростыми характерами и щепетильным отношением к таким понятиям как «честь» и «достоинство», и в итоге привести ветеранов к общему мнению и единому решению, для этого надо быть очень уважаемым и авторитетным человеком в таком сообществе. И как видно, Александр Попович им был.
Еще одним подтверждением того, что Александр (Алёша) Попович был человеком чести, как это понималось в дружинной среде Средневековой Руси, является былина «Алёша Попович и Тугарин», в которой «сын попа Левонтья» начинает свой богатырский путь.
Выехав из родных пределов, Алёша и его слуга Еким (Библейское имя. Иоаким-греческий перевод, на иврите Йехоаким – Бог восстанавливает) приезжают в Киев, к князю Владимиру, который уже наслышан о делах Алёши и предлагает тому почетное место рядом с собой. Алёша отказывается и скромно садится в сторонке. Через какое-то время в это помещение, где князь принимал гостей, грубо заходит некто «собака Тугарин Змеевич» и садится за стол рядом с князем, показывая всем своим видом и поведением, что не уважает хозяев:
«Да Богу собака не молится,
Князю со княгиней не кланяется,
Князьям и боярам челом не бьёт» (Былины. М., 1988, с. 212).
Его отталкивающий внешний вид, неопрятная манера есть и пить вряд ли могли понравится кому-либо из присутствующих, но все, очевидно по политическим соображениям, молчали. Незваный гость олицетворял «Великую Степь», а его прообразом, с большой долей вероятности, послужил Тугоркан, один из самых могущественных половецких ханов, тесть князя Святополка Изяславича, активный участник русских междоусобиц и набегов на Русские земли. В 1096 году пал в бою с русскими войсками, которыми командовал и Владимир Мономах, в сражении на реке Трубеж.
Не утерпел Алёша и громко, чтобы все присутствующие слышали, последовательно рассказал короткие истории о том, как у его отца двое животных, «старая дворовая собака» и «старая корова», питались примерно также некультурно как Тугарин, в итоге сдохли, подавившись костями, и предрек ему ту же участь.
Тугарин сначала не поверил своим ушам, надеясь, что услышанное произнес какой-то простолюдин, «засельщина», а может новый придворный шут князя, в таком случае сказанное можно не посчитать за чудовищное оскорбление и проигнорировать, но когда ему сказали, что автор прозрачной аллегории воин, богатырь Алёша Попович, то Тугарин кинул в него свой тяжелый булатный нож.
Телохранитель Алёши на лету поймал дорогую вещь, остроумно заметив, что таким предметом можно расплатиться за хорошее застолье. Уходящий из-за стола Тугарин предложил Алёше встретится в поле, на что тот ему ответил, что готов к встрече в любое время и в любом месте. А своему слуге добавил, что в гостях, за столом, было бы непозволительно пролить кровь, и пошел готовится к бою. Еще можно отметить, что Еким предложил собственноручно решить вопрос с Тугариным, а физической силы у этого бойца было вдвое больше чем у Алёши, но уроженец Ростова отказался. Мужчина, воин, он начал это дело и только он должен был его закончить.
Примечательно, что перед схваткой Алёша встречает своего «названного брата» Гурьюшку, одетого как паломник, в кожаной обуви странника, с монашеским головным убором «земли греческой» и с «шалыгой подорожною» – посохом. Кто же этот таинственный «родственник» Алёши? Можно предположить, судя по имени и одеянию, что Гурьюшко, это святой Гурий, наряду со святыми Самоном и Авивом являющийся христианским мучеником и исповедником за отказ принести языческие жертвы. Был обезглавлен во время Великого гонения на христиан при императоре Диоклетиане. Считалось что благодаря заступничеству этих святых Божией милостью «многие правые оказываются правыми, а виновные подпадают казни».
Гурий и Алёша меняются одеждой. Воин духа принимает облик земного защитника людей, а богатырь теперь выглядит как монах. И становится ясно, на чьей стороне будет Бог в предстоящем единоборстве.
Видя такое единство земного и небесного воинов, как они представлены в этой былине, понимаешь, что Игумен земли Русской преподобный Сергий и преподобномученик Александр Пересвет, воин-монах, не впервые продемонстрировали духовно-военный союз, они продолжали русскую традицию служения Богу, народу и государству.
Непосредственно перед самим боем Попович молится Спасу Вседержителю и Матушке Богородице.
Применив военную хитрость, Алёша поразил Тугарина Змея, который предложил заключить мир. Алёша не совершил «ошибки Добрыни» и уничтожил врага.
В чем состоит подвиг Алёши Поповича в былине «Алеша Попович и Тугарин»?
Показав, кто в доме хозяин, он защитил честь и достоинство не только князя, но и всех Русских людей и очень ярко дал понять, что оскорблять Русских, тем более будучи у них в гостях, занятие крайне неразумное и смертельно опасное.
Русские люди, в целом, добры, радушны и долготерепеливы, но порой эти качества воспринимают как слабость, открывающей двери наглости. И тогда обязательно появляется «Алёша Попович», «удалой купец Калашников» или сам Грозный царь, устроивший «турнир смешанных единоборств» для родственника своей второй жены Марии Темрюковны и оскорбленных им москвичей (песня «Кулачный бой братьев-калашничков с Кострюком».
Война это, прежде всего, «дело молодых». Илья Муромец вступает на богатырскую стезю уже взрослым и свои последние подвиги совершает в преклонном возрасте. Добрыня Никитич проходит жизненные этапы от юности до зрелого возраста. И только Алёша Попович в былинах всегда молодой и не стареет, он – «Алеша Попович млад».
Алёша – это безудержная смелость, постоянная агрессия и атака, бесстрашие, полное презрение к врагу, не допускающее в отношениях с противником никаких компромиссов и переговоров.
Перед решительной схваткой с врагами даже Илья, порой, пытался предоставить им возможность остаться в живых. В похожих ситуациях Алёша максимально быстро сокращает дистанцию от слов к делу, не давая супостату ни малейшего шанса.
Можно сказать, что Алёша Попович это одна из сторон характера Русского народа. Естественно, эту сторону дополняли и уравновешивали старшие братья Алёши, все вместе создавая цельность и единство народной Русской души.
Не всегда Алёше Поповичу удавалось смирять порывы своей страстной натуры, отсюда его претыкания и падения, но весь его земной путь – это подвиг служения Русскому народу, которому он отдал всю свою жизнь, чтобы жить в его памяти вечно.
Студеникин Александр, г. Сухум, Республика Абхазия