Алёша, сын отца Леонтия

О герое Русского эпоса

Русская цивилизация 
0
631
Время на чтение 12 минут
Фото: предоставлено автором

«В та поры взмолится Тугарин Змеевич млад:
«Гой еси ты, калика перехожея!
Не ты ли Алёша Попович млад?
Только ты Алёша Попович млад,
Сем побратуемся с тобой!»
В та поры Алёша врагу не веровал,
Отрезал ему голову прочь» (Былина «Алеша Попович и Тугарин»)

Самым младшим, в составе богатырской троицы – защитников Русского народа, является Алёша Попович, сын «соборного попа Леонтия Ростовского».

Этот неоднозначный, а потому и сложный персонаж Русских былин, на первый взгляд, «проигрывает» своим старшим собратьям по ратному делу.

Сдержанный и немногословный опытный воин Илья Муромец, чья холодная ярость в бою читается как неизбежный приговор, «дипломат» Добрыня Никитич, способный разрешать сложные вопросы не только силой оружия, но и с помощью такта и мудрого слова.

На их фоне «быстрота и натиск» Алёши часто выглядят не совсем уместными, а, иногда, и вовсе вредными, причем как для него, так и для окружающих.

Мы приведем ряд эпизодов с его участием, вроде бы подтверждавшими нелицеприятную биографию этого могучего богатыря. Смотрите сами.

Эпизод 1. После того, как Илья Муромец посредством своих первых подвигов (былина «Первые подвиги Ильи Муромца») стремительно ворвался в богатырскую элиту, с правом сидеть за пиршественным столом рядом с главой государства, это событие:

«За досаду Алёше Поповичу показалося,
Взял Алёша булатный нож,
Он и кинул его в Илью Муромца:
Поймал на полету Илья булатный нож,
Взоткнул его в дубовый стол» (Былины. М., 1988, с. 112).

Эпизод 2. В былине «Добрыня и Змей», после того как Змей, нарушив договор с Добрыней, похитил племянницу князя Владимира, именно Алёша советует князю отправить Добрыню в смертельно опасную экспедицию для вызволения высокопоставленной заложницы:

«Говорил Алёшенька Левонтьевич:
«Ах ты солнышко Владимир стольнокиевский!
Ты накинь-ка эту службу да великую
На того Добрыню на Никитича:
У него ведь со Змеёю заповедь положена...» (там же, с. 50).

Эпизод 3. Алёша Попович вызывает на бой силы небесные, в результате чего Русские богатыри погибают (былина «С каких пор перевелись богатыри на Святой Руси»):

«И говорит Алёша Попович млад:
«Подавай нам силу нездешнюю, —
Мы и с той силою справимся!» (там же, с. 314)

Из этих ситуаций может сложиться весьма неприглядный портрет Алёши Поповича. Но это только поверхностное впечатление.

Во-первых. Никто из богатырей не видел как Илья победил иноземных врагов под Черниговом, и пленил «Соловья-разбойника», а демонстрация для столичной публики Муромцем своей ловкости – поймал на лету с силой брошенный нож, не оставила никаких сомнений в его возможностях. И тут Алёша, пусть и нехотя, поработал на укрепление авторитета Ильи.

Во-вторых, действительно, похищение племянницы князя Владимира явилось следствием заключенного Добрыней договора со Змеем, который тот благополучно нарушил. И кому как не Добрыне закончить начатое им же самим дело с коварным супротивником. Сам же Алёша никаких договоров с врагами не заключал.

И в третьих. Дерзкое предложение Алеши сразиться даже с небесными воителями было фактически поддержано его более опытными и старшими соратниками. То есть, он просто выразил общий настрой.

Наше мнение о тех или иных поступках героя, безусловно, имеет значение, но намного важнее то, как в былинах выражается отношение к Алёше Поповичу в собственно богатырской среде.

Например, мать Добрыни Никитича, «честна вдова Офимья Олександровна», хотела бы чтобы её сын походил на Алёшу:

«Я бы рада тебя, дитятко, спородити:
Я таланом-участью в Илью Муромца,
Я бы силой в Святогора да богатыря,
Я бы смелостью во смелого Алешу во Поповича...» (там же, с. 223).

А в былине «Алёша Попович и Илья Муромец» молодой богатырь выступает не просто в качестве воина, он – вождь дружины, прекрасно вооруженный и оснащенный: боевой конь, кольчужный доспех с булатным нагрудником, «копье долгомерное», сабля, лук с «12 калеными стрелами», «чинжалище» – кинжал.

И цель, командир и его бойцы, выбирают по себе – освободить осажденный иноземцами Киев, чтобы, после победы, когда узнает о том «старый казак Илья Муромец», «не дошедши старик нам поклонится». То есть они рассчитывают, что великий воин окажет им за подвиг высокую честь – не доходя до победителей нескольких шагов совершит поясной поклон.

Освободив Киев Алёша с дружиной встречаются с князем Владимиром, который почему-то не оказал достойный прием героям, и не задерживаясь в столице, направляются домой.

Слава о подвиге Алёши доходит до Ильи Муромца, и старый воин, недоумевая, почему таким неподобающим образом обошлись с Поповичем, самолично отправляется в Киев. Илья говорит Владимиру, что о «славушке немалой» Алёши известно не только на Руси, но знают о ней и в «поганой Литве» и в «великой орде», а значит надо срочно разрешить неловкое положение и устроить в Киеве триумфальный приём «сыну Ростовского попа».

За Алёшей, очевидно понимая, что исправить промах будет непросто, отправляют мастера такта Добрыню Никитича. Признанный переговорщик, «не дойдя», низко поклонился и передал приглашение правителя Руси. Но Алёша знал себе цену и красиво, в двух фразах ответил по адресу князя: «На приезде гостя не употчевал, на отъезде гостя не употчевать».

И только после вторичного обращения, в котором Добрыня присовокупил, что в числе приглашающих также Илья Муромец и такие прославленные Русские богатыри как Дунай, Василий Казимирович, Потанюшка Хроменький, Михайлушко Игнатьевич, Алёша Попович, вместе со своей дружиной, все-таки отправился в Киев.

Никому из Русских богатырей прежде не оказывался такой почет и уважение, сама княгиня Апраксия, в богатейшем наряде, низко поклонившись Алёше, провозгласила ему здравицу и, пожаловав богатыря городами, сёлами и великой казной, за руку провела его к пиршественному столу, ломившемуся от разнообразных яств. Князь Владимир самолично преподнес герою чары с хмельными напитками, которые тот, поклонившись по Русскому обычаю на все четыре стороны, «а особенно поклонился старику Илье Муромцу», выпил.

Именно на том пиру происходит и каноническое оформление высшей богатырской иерархии, так хорошо знакомой нам:

«И тут-то добры молодцы поназвались:
Назвался старый братом старшим,
А средним – Добрынюшка Никитич млад,
А в-третьих – Алёшенька Попович млад...» (там же, с. 222).

На этом же пиру Алёша Попович повел себя как настоящий вождь боевой дружины, отказавшись от пожалованных ему городов, сёл и казны, он попросил лишь об одной привилегии для себя и своих воинов, чтобы питейные заведения Киева были для них открыты в любое время. Две недели названные братья и дружина Алёши проводили инспекцию местных кабаков и трактиров, а на третью отправились воевать.

Трофеи, взятые у поверженного противника – это законная добыча ратника, но отягощенному «добром» бойцу невозможно достойно идти Путём Воина и потому-то Русские богатыри – нестяжатели.

Надо сказать, что богатыри вообще долго не задерживались в гражданской среде, предпочитая мирской суете раздолье широкого чистого поля или заставы богатырские.

Возникает вопрос, за какие заслуги такое высокое уважение оказывается в былине именно Алёше Поповичу? Возможно, ответ лежит в биографии исторического прототипа героя эпоса.

Считается, что прообразом былинному Алёше послужил ростовский богатырь Александр Попович.

Он погибнет как герой в битве на Калке 31 мая 1223 года, «вместе с другими семьюдесятью богатырями» (Из Тверской летописи. Повесть о битве на Калке, и о русских князьях, и о семидесяти богатырях. Литература древней Руси. М., Издательство АСТ, с. 120), прикрывая отход разбитой коалиции русских князей.

Еще до этого первого столкновения с лучшими полководцами Чингисхана Субэдэем и Джебе русские богатыри активно участвовали в княжеских усобицах. Так Александр Попович «со товарищи» сыграл важную роль в Липецкой битве 1216 года, одном из самых кровавых побоищ русского междоусобия, сокрушив на поле боя множество воинов, в том числе видных коллег по ремеслу – богатырей Ратибора и Юряту.

В том сражении Александр бился вместе со своим другом, богатырём Тимоней Золотым Поясом и слугой Торопом. Летопись зафиксировала еще одного участника упоминаемых событий – богатыря Иева (Иова?) и тоже Поповича.

Много пролили тогда братской крови Русские воины, и Александр Попович вскорости выступил инициатором необычного съезда, возможно, необычного, лишь только потому, что летописи не сохранили для нас сведений о других подобных мероприятиях. Во всяком случае, это единственное письменное свидетельство попытки воинов, оказавшихся выше алчности и гордыни своих князей, сохранить единство своего братства.

Александр отправляет своего слугу к известным воинам-богатырям с приглашением прибыть в его укрепленное городище на реке Гзе (ныне Юрьев-Польский район Владимирской области РФ). Собравшиеся у Александра богатыри решили: «что если они будут служить князьям в разных княжествах, то они поневоле перебьют друг друга, поскольку между князьями на Руси постоянные раздоры и частые сражения. И приняли они решение служить одному великому князю в матери всех городов в Киеве» (там же, с. 114-115). Великий князь Мстислав Романович принял на службу известных воинов и очень гордился оказанной ему честью.

Чтобы в стране, раздираемой постоянными внутренними конфликтами, организовать серьезное политическое мероприятие – съезд профессиональных воинов, людей с непростыми характерами и щепетильным отношением к таким понятиям как «честь» и «достоинство», и в итоге привести ветеранов к общему мнению и единому решению, для этого надо быть очень уважаемым и авторитетным человеком в таком сообществе. И как видно, Александр Попович им был.

Еще одним подтверждением того, что Александр (Алёша) Попович был человеком чести, как это понималось в дружинной среде Средневековой Руси, является былина «Алёша Попович и Тугарин», в которой «сын попа Левонтья» начинает свой богатырский путь.

Выехав из родных пределов, Алёша и его слуга Еким (Библейское имя. Иоаким-греческий перевод, на иврите Йехоаким – Бог восстанавливает) приезжают в Киев, к князю Владимиру, который уже наслышан о делах Алёши и предлагает тому почетное место рядом с собой. Алёша отказывается и скромно садится в сторонке. Через какое-то время в это помещение, где князь принимал гостей, грубо заходит некто «собака Тугарин Змеевич» и садится за стол рядом с князем, показывая всем своим видом и поведением, что не уважает хозяев:

«Да Богу собака не молится,
Князю со княгиней не кланяется,
Князьям и боярам челом не бьёт» (Былины. М., 1988, с. 212).

Его отталкивающий внешний вид, неопрятная манера есть и пить вряд ли могли понравится кому-либо из присутствующих, но все, очевидно по политическим соображениям, молчали. Незваный гость олицетворял «Великую Степь», а его прообразом, с большой долей вероятности, послужил Тугоркан, один из самых могущественных половецких ханов, тесть князя Святополка Изяславича, активный участник русских междоусобиц и набегов на Русские земли. В 1096 году пал в бою с русскими войсками, которыми командовал и Владимир Мономах, в сражении на реке Трубеж.

Не утерпел Алёша и громко, чтобы все присутствующие слышали, последовательно рассказал короткие истории о том, как у его отца двое животных, «старая дворовая собака» и «старая корова», питались примерно также некультурно как Тугарин, в итоге сдохли, подавившись костями, и предрек ему ту же участь.

Тугарин сначала не поверил своим ушам, надеясь, что услышанное произнес какой-то простолюдин, «засельщина», а может новый придворный шут князя, в таком случае сказанное можно не посчитать за чудовищное оскорбление и проигнорировать, но когда ему сказали, что автор прозрачной аллегории воин, богатырь Алёша Попович, то Тугарин кинул в него свой тяжелый булатный нож.

Телохранитель Алёши на лету поймал дорогую вещь, остроумно заметив, что таким предметом можно расплатиться за хорошее застолье. Уходящий из-за стола Тугарин предложил Алёше встретится в поле, на что тот ему ответил, что готов к встрече в любое время и в любом месте. А своему слуге добавил, что в гостях, за столом, было бы непозволительно пролить кровь, и пошел готовится к бою. Еще можно отметить, что Еким предложил собственноручно решить вопрос с Тугариным, а физической силы у этого бойца было вдвое больше чем у Алёши, но уроженец Ростова отказался. Мужчина, воин, он начал это дело и только он должен был его закончить.

Примечательно, что перед схваткой Алёша встречает своего «названного брата» Гурьюшку, одетого как паломник, в кожаной обуви странника, с монашеским головным убором «земли греческой» и с «шалыгой подорожною» – посохом. Кто же этот таинственный «родственник» Алёши? Можно предположить, судя по имени и одеянию, что Гурьюшко, это святой Гурий, наряду со святыми Самоном и Авивом являющийся христианским мучеником и исповедником за отказ принести языческие жертвы. Был обезглавлен во время Великого гонения на христиан при императоре Диоклетиане. Считалось что благодаря заступничеству этих святых Божией милостью «многие правые оказываются правыми, а виновные подпадают казни».

Гурий и Алёша меняются одеждой. Воин духа принимает облик земного защитника людей, а богатырь теперь выглядит как монах. И становится ясно, на чьей стороне будет Бог в предстоящем единоборстве.

Видя такое единство земного и небесного воинов, как они представлены в этой былине, понимаешь, что Игумен земли Русской преподобный Сергий и преподобномученик Александр Пересвет, воин-монах, не впервые продемонстрировали духовно-военный союз, они продолжали русскую традицию служения Богу, народу и государству.

Непосредственно перед самим боем Попович молится Спасу Вседержителю и Матушке Богородице.

Применив военную хитрость, Алёша поразил Тугарина Змея, который предложил заключить мир. Алёша не совершил «ошибки Добрыни» и уничтожил врага.

В чем состоит подвиг Алёши Поповича в былине «Алеша Попович и Тугарин»?

Показав, кто в доме хозяин, он защитил честь и достоинство не только князя, но и всех Русских людей и очень ярко дал понять, что оскорблять Русских, тем более будучи у них в гостях, занятие крайне неразумное и смертельно опасное.

Русские люди, в целом, добры, радушны и долготерепеливы, но порой эти качества воспринимают как слабость, открывающей двери наглости. И тогда обязательно появляется «Алёша Попович», «удалой купец Калашников» или сам Грозный царь, устроивший «турнир смешанных единоборств» для родственника своей второй жены Марии Темрюковны и оскорбленных им москвичей (песня «Кулачный бой братьев-калашничков с Кострюком».

Война это, прежде всего, «дело молодых». Илья Муромец вступает на богатырскую стезю уже взрослым и свои последние подвиги совершает в преклонном возрасте. Добрыня Никитич проходит жизненные этапы от юности до зрелого возраста. И только Алёша Попович в былинах всегда молодой и не стареет, он – «Алеша Попович млад».

Алёша – это безудержная смелость, постоянная агрессия и атака, бесстрашие, полное презрение к врагу, не допускающее в отношениях с противником никаких компромиссов и переговоров.

Перед решительной схваткой с врагами даже Илья, порой, пытался предоставить им возможность остаться в живых. В похожих ситуациях Алёша максимально быстро сокращает дистанцию от слов к делу, не давая супостату ни малейшего шанса.

Можно сказать, что Алёша Попович это одна из сторон характера Русского народа. Естественно, эту сторону дополняли и уравновешивали старшие братья Алёши, все вместе создавая цельность и единство народной Русской души.

Не всегда Алёше Поповичу удавалось смирять порывы своей страстной натуры, отсюда его претыкания и падения, но весь его земной путь – это подвиг служения Русскому народу, которому он отдал всю свою жизнь, чтобы жить в его памяти вечно.

Студеникин Александр, г. Сухум, Республика Абхазия

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Студеникин
Абхазы и Русские в поэме «Искендер–наме»
История Средневековья в поэмах Низами
16.10.2024
Трагедия Ильи Муромца
На примере былины «Застава богатырская»
07.03.2024
«Отец и сын» в русском героическом эпосе
На примере былины «Данило Игнатьевич и сын его Михайло»
31.01.2024
Богатыри против антигероев Русских былин
В чём же заключается подвиг Ильи Муромца, победившего «Соловья-разбойника»?
14.08.2023
Все статьи Александр Студеникин
Русская цивилизация
Государствоцентричность Русской истории и конец времён
Почему воспитательным курсом стал предмет «Основы Российской государственности»?
17.01.2025
Сказки моего военного детства
Поколение современных детей упорно отлучается от мудрости русских народных сказок
17.01.2025
«Россия сбросила иго»
Русская оппозиция, наивная, просветлённая, героическая, мученическая в 90-ые годы сражалась за сегодняшний день
16.01.2025
Гуманитарная помощь «Газпрома» не решает проблемы
Единственным способом спасения народа Приднестровской Республики является выход ВС России на её границы
15.01.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Ура! Мы победили!
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.01.2025 11:32
Работать? Ни-ни!
Новый комментарий от Е.
18.01.2025 11:24
«Самый застольный поэт»
Новый комментарий от Мирянин
18.01.2025 10:58
Кому победный конец, а кому элитная недвижимость
Новый комментарий от учитель
18.01.2025 10:53
Культурку в массы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
18.01.2025 10:07
Трампистский глобализм может оказаться опаснее
Новый комментарий от РомКа
18.01.2025 07:38