«Учит ли российская школа быть членом русской нации?»

Анализ школьного учебника истории В. Мединского и А.Коркунова

Освободительный поход Русской армии на Украину  Владимир Путин  Новости Украины  Великая Отечественная война (1941-1945)  Бывший СССР  Русская школа  Новые учебники истории в России 
0
845
Время на чтение 5 минут
Фото: Из интернет-источников

Учит ли российская школа быть членом русской нации? Важнейшей функцией образования является передача памяти от поколения к поколению. Основная масса этой работы выполняется в школе, в ходе изучения курса истории своего этноса.

В постсоветской России школьников обязывали изучать либеральную версию истории, в которой ничего не говорилось о существовании русского этноса в настоящем времени. До 1917 г. он, мол, существовал, но потом его сменила советская нация, а последнюю – российская нация. Сейчас же говорить о русских – это великодержавный шовинизм и вообще стыдно, поскольку обижает великое множество других российских этносов.

В качестве образца школьникам преподносилась англосаксонская модель устройства общества и экономики. В положительном ключе описывали действия по внедрению западного опыта, в негативном – отечественного опыта. Делалось это достаточно искусно, через внедрение в образовательный процесс сразу многих десятков учебников, каждый из которых придавал истории свой окрас либеральности. В целом это представлялось как отсутствие идеологической нагрузки в учебном процессе, торжество научной объективности.

Либеральная историческая мифология успешно разрывала связь между поколениями русского этноса, как когда-то это делала советская историческая мифология. Как хорошо помнит автор этих строк, полвека тому назад школьные учебники по истории для 9 и 10 класса, написанные под редакцией академика Максима Кима, так же говорили о существовании русского народа только в прошлом, тогда досоветском, времени, а потом он напрочь исчезал в советской нации.

Ограниченность либеральной исторической мифологии была осознана государственниками. Президент В. Путин неоднократно заявлял о необходимости создания единого учебника истории, который бы пропагандировал патриотизм, а не преклонение перед Западом.

Наконец, с 2023 г. обучение в российских школах стало идти по курсу «Истории России», написанному помощником Президента Владимиром Мединским и ректором МГИМО Анатолием Торкуновым.

Учитывая статус авторов, содержание этого курса можно рассматривать как официальную историческую доктрину, выдвинутую государственниками. Проанализируем содержание этой доктрин с точки зрения того, насколько хорошо она решают проблему передачи памяти от поколения к поколению и позволяет формировать единую нацию.

Авторы учебника следуют следующей методике: предоставляется обширный набор фактов, которые ученики должны самостоятельно связать между собой и сделать из них правильные выводы о сути происходивших общественных процессов. Конечно, семнадцатилетние дети такого рода работу выполнить самостоятельно не могут, и трактовку событий им в результате навязывают учителя. Учителя же у нас следуют, в основной своей массе, тем ценностным установкам, которые им привили профессора-либералы на исторических факультетах университетов. Они же, как известно, выходцы из соросовского гнезда.

Однако данный методический прием преподнесения материала позволяет авторам учебника избегать прямого конфликта с либералами в оценке наиболее острых общественных проблем, и мы примем его без критики. Тем более, что авторы учебника – бесспорно, люди высококвалифицированные и лучше знают политическую конъюнктуру – где и про что надо промолчать. Зато нам эта конъюнктура не указ.

Из представленных в учебном материале фактов видно, что большевики пользовались поддержкой масс и при завоевании власти, и в последующие десятилетия. Несмотря на грубые ошибки, проводимые репрессии, их власть была незыблема. Причины этого явления авторами не называются, а они важны. По нашему мнению, было две основных причины.

Во-первых, большевики «сняли» острое противоречие между трудом и капиталом путем национализации частных капиталов и земли. Все члены общества получили статус наемных работников. В том числе этот статус получили сами большевики, которые взяли на себя выполнение элитных функций. Эта причина хорошо освещалась в упоминаемом нами учебнике истории В. Кима, но сейчас стыдливо замалчивается. Красный проект большевиков авторам учебника совсем не нравится.

В анализируемом тексте вроде бы ученикам сообщается и про Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, и про коренизацию, и про создание автономных республик и областей. Глухо говорится даже о превращении унитарной страны в федерацию. Однако смысл всех этих действий большевиков не объясняется. Не говорится, что советская нация имела в своей основе этническую иерархию, и русские в этой иерархии находились на нижней ступени.

Казалось бы, не нравятся большевики – критикуйте их за русофобию. Нет, авторам русофобия большевиков не претит.

Идем дальше. В учебнике справедливо пишется об успешной индустриализация, коллективизации и культурной революции. Успехи приписываются энтузиазму советских людей в 30-х -50-х гг. и объясняется, что его источником были произведения советских писателей, художников, композиторов, кинематографистов. Приводятся прекрасные примеры энтузиазма. Параллельно идет рассказ о массовых репрессиях. Выдержан правильный тон в изображении этих репрессий. Репрессии со смертью И. Сталина прекращаются. Но исчезает и энтузиазм масс. В экономике и обществе начинается застой. Объяснить причины происшедших радикальных перемен авторы новой исторической концепции не могут.

Между тем, в 30-х - 50-х гг. происходила смена троцкистской элиты на национал-большевистскую, и именно эта смена позволила резко повысить эффективность управления экономикой и обществом. Энтузиазм – это ощущение простыми людьми возможности резко продвинуться вверх по социальной лестнице. А когда смена элит прекратилась – наступил застой. Накопленный экономический и социальный потенциал приводить в движение стало некому. Троцкисты же вернулись во власть и разрушили социализм, присвоили себе общенародную собственность, в нарушение принципов социальной справедливости. Вывод неприятный, составители учебника предпочли его не делать.

В учебниках подробно и эмоционально описаны события периода Великой Отечественной войны, показан героизм людей на фронте и в тылу, сплочение людей вокруг компартии. Однако это далеко не вся правда. Ряд северокавказских народов под руководством своих элит перешел на сторону врага, служил Гитлеру, участвовал в уничтожении других советских народов. За предательство они были наказаны большевиками понижением социального статуса и лишением государственности. Наказанию подверглись также т. н. «западные» народы, которые поддержали Гитлера во время войны, а по ее окончании еще десять лет уничтожали другие советские народы. Часть из них депортировали в Сибирь, но государственности не лишили. Поэтому неправильно писать о том, что предавшие советскую нацию народы пострадали невинно. Они в годы советской власти были амнистированы, а не реабилитированы.

Однако даже попытка нейтрально описать события тех лет в учебнике вызвала острые нападки на В. Мединского и А. Кортунова со стороны нынешнего руководства северокавказских народов.

Поддержки со стороны руководителей русских, белорусов, евреев, в наибольшей степени пострадавших от рук тех, кто перешел на сторону Гитлера, авторы учебника не получили. А потому были вынуждены заявить о пересмотре содержания учебника. Очень жаль. Ведь можно было бы еще написать и о том, как «западные» народы, обретя независимость, вытащили из сундуков служивших Гитлеру героев, возродили практику подавления, а где-то и уничтожения русских, белорусов, евреев.

В новом учебнике впервые подробно описываются события на Украине, называются причины начавшейся СВО. Как нам представляется, описываются честно. Приводятся примеры героизма участников боев с украинскими нацистами. Говорится о том, что СВО ведется за право русских быть русскими.

Хотелось бы, чтобы этот правильный подход был применен и при оценке событий августа 1991 г., октября 1993 г., принятия Конституции и заключения Федеративного договора. Иначе нет честного разговора о том, почему русские остаются на низших ступенях сохранившейся в РФ этнической иерархии. Остается не понятным, почему у них нет своего государственного образования, своей конституции, своего гимна, герба, флага, почему некому защищать их этнические интересы.

А общий вывод таков. Учебник В. Мединского и А.Коркунова – очень полезный шаг вперед, прочь от либеральной исторической мифологии, но до построения русской картины видения истории еще идти и идти.

Александр Владимирович Гапоненко, руководитель Прибалтийского филиала Изборского клуба, доктор экономических наук

Впервые опубликовано в блоге автора

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. К рассуждениям автора о событиях Великой Отечественной Войны.

ОБРАЩЕНИЕ

ГЛАВЫ РОССИЙСКОГО ИМПЕРАТОРСКОГО ДОМА
ГОСУДАРЯ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ

ВЛАДИМИРА КИРИЛЛОВИЧА



В этот грозный час, когда Германией и почти всеми народами Европы объявлен крестовый поход против коммунизма-большевизма, который поработил и угнетает народ России в течение двадцати четырёх лет, Я обращаюсь ко всем верным и преданным сынам нашей Родины с призывом: способствовать по мере сил и возможностей свержению большевистской власти и освобождению нашего Отечества от страшного ига коммунизма.

ВЛАДИМИР

Сен-Бриак.
26 июня 1941 г.

Получается, что "репрессированные" народы всего лишь присоединились к "Германии и почти всем народам Европы", чтобы "способствовать по мере сил и возможностей свержению большевистской власти и освобождению нашего Отечества от страшного ига коммунизма".
Автору ли, который высказывает в других статьях подобные взгляды, протестовать против возражений "представителей репрессированных народов"?

1.

Учит ли российская школа быть членом

Укороченное название на главной странице.
Агафон / 20.01.2024, 23:52
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Гапоненко
Все статьи Александр Гапоненко
Освободительный поход Русской армии на Украину
Привет от Евгения Пригожина
Только ли за взятки арестовали Тимура Иванова?
27.04.2024
Нужно ли выдавать российские паспорта «хорошим украинцам»?
Человек, заявляющий себя украинцем, уже предал, ибо отказался от русского имени, оставленного ему предками
27.04.2024
Откуда летят камни раздора?
О нападках на Союз писателей России извне и инспирируемых склоках внутри
27.04.2024
Страх и подвиг
Если б этой войны не было, её надо было бы выдумать
26.04.2024
Все статьи темы
Владимир Путин
«Во главу угла необходимо ставить задачу народосбережения»
По словам Владимира Путина, принимая бюджеты, ключевые законы, всем необходимо действовать в единой логике, с пониманием общих задач страны
27.04.2024
В России необходима Конституционная реформа!
Обращение «Народного Собора» к Президенту России Владимиру Путину
26.04.2024
Есть все возможности для развёртывания новой модели экономического роста
Что говорил Владимир Путин на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей
26.04.2024
«Кэндо» под «ханами»
МИД недружественной Японии активизируют мероприятия «мягкой силы» на Дальнем Востоке России
25.04.2024
Все статьи темы
Новости Украины
«Враг будет разбит! Победа будет за нами! Смерти нет!»
Памяти военного корреспондента Максима Фомина
25.04.2024
Не пойти по пути Украины
О способах противостояния гонениям на Эстонскую Православную Церковь Московского Патриархата
25.04.2024
Специальная военная операция в сфере образования
В Общественной палате обсудили соработничество государства и общества в деле воспитания личности на основе традиционных духовно-нравственных ценностей
25.04.2024
Мартовские кровопролития
О деятельности Общественного Трибунала по преступлениям НАТО в Югославии
25.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Дмитрий Салихов
27.04.2024 13:02
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от учитель
27.04.2024 12:08
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
27.04.2024 12:06
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Константин В.
27.04.2024 11:56