В следующем году в школьной программе может появиться новый предмет – «семьеведение», заявила председатель думского комитета по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нина Останина. «Уверены, что со следующего года мы убедим Министерство просвещения в качестве самостоятельного предмета сделать семьеведение», – сказала она.
Такую новость можно было бы приветствовать, если бы её не озвучила именно Останина, известная феминистка и ювенальщица, которая ещё ранее сравнила процесс абортирования детей с удалением аппендицита. О ней в связи с оскорблением ею защитников нравственности и противников абортов недавно писал в материале «Сектантка Нина Останина». Она также постоянно манерно призывает прекратить травлю врачей в вопросах склонения ими женщин к абортам. При этом намеренно называет «травлей» известные истины по тлетворной направленности деятельности определённых категорий медиков и психологов, склоняющих семьи и женщин не рожать детей.
А сейчас насчет «семьеведения» Останина отметила, что предмет будут давать по единому учебнику, который подготовят к следующему году. И тут же уточняется, что учебное пособие и методические материалы для учителей разрабатывает подведомственный Минпросвещению Институт изучения детства, семьи и воспитания. А в июле этого года его директор Наталья Агре заявляла, что задачами программы по «семьеведению» станут «подготовка подростков к будущей семейной жизни и рождению детей, помощь в понимании особенностей подросткового возраста и принятии себя, передача подросткам базовых знаний из области психологии и педагогики».
Вроде декларативно говорится о подготовке детей к семейной жизни и рождению детей, но… посредством какого-то «принятия себя» и передачи подросткам неких знаний психологии. Это, случайно, не те «знания», которые подвигают детей в сторону трансгуманизма, ведущие к сокращению рождаемости в стране, развитию у подростков «креативности», «гибкости и адаптивности к переменам», эгоцентризма, «терпимости к сексуальным меньшинствам» и т.д.? Опять упор на психологию! Как уже достали все эти функционеры от власти и учёные «мужи и дамы» со своей психологией!
В связи с этим ещё раз хочу обратить внимание родительской общественности на опасную затею по введению в стране «специального онлайн-портала» по «психологической помощи подросткам». Об этом говорил в материале «Психпортал для школьников». Угроза, нависшая над подростками в лице этого электронного психологического монстра, думается, недооценивается, о чём можно судить по практически отсутствующим возражениям этой афере со стороны родительской и учительской общественности.
Пока же ведётся привычная болтология со стороны адептов «психпортала» о том, что «подросткам нужен друг, который выслушает и мягко поддержит». Да, виртуальным «другом» действительно заменят родителей, учителей, настоящих друзей. Соответствующими методичками и установками через «психологов» будут воздействовать на подрастающее поколение. Они-то «методологически» и будут руководить всем процессом воспитания, воздействуя не только на школьников, но и преподавателей. То есть, создаётся практически параллельная структура, альтернативная Семье и Учительству…
Итак, разрабатывает учебник «семьеведение» «Институт изучения детства, семьи и воспитания». Не зря, думается, некоторое время назад это учреждение называлось «Институт психолого-педагогических проблем детства». Упор здесь именно на «психологию».
На сайте института написано: «Мы разрабатываем новые направления на базе инновационных исследований и международного опыта, а новые подходы в воспитании – на основе современных исследований и актуальных трендов». Не правда ли, хорошо нам известная чисто либеральная риторика об «инновациях и международном опыте», под фанфары чего и проводились все разрушительные реформы в нашей стране.
А вот основные задачи Института: «Психолого-педагогические проблемы современного детства; методология проектирования систем развивающего дошкольного образования; преемственность в развитии детей дошкольного и школьного возраста; теория и практика психолого-педагогического сопровождения и поддержки детей и взрослых в образовании».
Вновь «психолого-педагогическое сопровождение»!..
Куда поведёт «семьеведение»? Сама идея насчёт этого предмета очень даже неплохая. Если бы знать, что разработчиками и воплотителями будут духовные и ответственные учёные, приверженцы традиционного общества. Но скорее всего, будет «как всегда».
Пока всё указывает на то, что у руля окажутся совсем не те люди. «Психологических» просторов для вбивания подросткам сомнительных установок – уйма. На то они и «психологи». Не знаю как насчёт пропаганды нормальности абортов, а вот, например, контрацепцию, поди, там, в учебнике и методике преподавания «семьеведения», будут весьма успешно вбивать школьникам.
Есть, конечно, и люди, которые искренне надеются, что предмет поможет молодёжи ориентироваться на традиционные ценности семьи, любовь и нравственность, многодетность семей, а всему обществу «разобраться с политической проблемой демографии в стране».
Так глава комиссии Общественной палаты по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Сергей Рыбальченко ещё в августе этого года, говоря о будущем возможном курсе «семьеведение», отмечал, что «важно идти по пути духовных основ» в вопросе воспитания семейственности в подрастающем поколении. Будет хорошо, как особо он подчеркнул, если предмет в учебных заведениях станут вести православные священники. Рыбальченко привёл в пример выпускниц одной из православных гимназий, у которых не было и мысли делать аборт, «потому что их воспитывали, что это смертный грех и за него придется отвечать». В этом, по его мнению, вся суть «семьеведения». Действительно, если вдуматься, то отношение к проблеме абортов является лакмусовой бумажкой и по духовным, и воспитательным, и демографическим вопросам.
И, совершенно верно ставится вопрос, а кто на практике будет детишкам преподавать? Эксперт справедливо рекомендует священников. Но что будет на практике? Предмет новый, значит, наверное, молодым учителям и поручат. Но многие из них получали «новое» педагогическое образование с упором на психологию с трансгуманистическим душком. Они сами не понимают, что такое семья и семейная жизнь, не имеют детей. И в этом смысле может получиться обратный эффект от «семьеведения».
Сергей Рыбальченко – всего лишь один, даже не разработчик, а эксперт предмета «семьеведение». Если почитать высказывания иных экспертов, то аргументы Рыбальченко тонут в общем массиве толерантненьких и красивых, но пустых деклараций и заявлений чиновничьей рати и «экспертного сообщества».
Верно отмечает один из активистов движения «Сорок Сороков» Владимир Носов: «Обязательный предмет семьеведение могут ввести в следующем году в школьную программу, – гордо заявила защитник детоубийств… Нина Останина. Засуетилась госпожа. Это видимо, после массовых вопросов от народа: а кроме защиты права на детоубийство комитет семьи в Госдуме ещё чем-нибудь занимается? Но сильно радоваться не приходится, к сожалению. Это опять имитация и подмена. Человек, одержимо защищающий детоубийства, не сможет и не захочет делать что-то полезное для семьи. Не для этого она там находится…».
Уберите всех либералов, ювенальщиков и феминисток из процесса составления и ведения предмета. Тогда – будет толк. В противном случае – лучше вообще не вводить «семьеведение», ибо это станет очередной бомбой замедленного действия в вопросах культуры, образования и демографии в стране.
Андрей Витальевич Сошенко, публицист, общественный деятель
70. Ответ на 60, Кирилл Д.:
То, что нужно государству, можно (хотя бы на время) отложить в сторону. Хотелось бы выяснить, что нужно человеку? Жене, матери, мужу, отцу, детям... И не просто пофантазировать, а нащупать вполне ощутимые способы воплощения идеалов в практике.
Вы писали, что "раньше крестьяне не могли позволить себе отдых на морях в отпуске" (я по памяти), что теперь люди могут это позволить и потому, стремясь к этому отпуску, отказываются от "лишних" детей. И на ваш взгляд, это "не эгоизм", потому как окажись мы в схожих с ними условиях или они с нами - мы вели бы себя одинаково. Возможно.
Однако, по-моему, дело не только в эгоизме или его отсутствии. Дело - об этом почему то никто не сказал - в обычной человеческой глупости. Или страстности. В ложных целях даже с эгоистичной мирской выгоды. До чесотки хочется на этот самый отпуск, хочется машину, просторную квартиру, запас наличности. Ощущение, как будто дети, кроме финансовых и бытовых хлопот, ничего отцу с матерью не дают.
Вопросы климата, атмосферы в семье, полноты и реализованности отца и матери при разном количестве детей, вопросы самоощущения у детей при наличии братьев и сестёр, вопросы их социализации и воспитания выпали из рассмотрения.
А как соотнести уровень счастья, радости при сравнении богатой (условно) семьи с одним ребёнком, имеющей возможность дорогих отпусков, машин, квартир и семьи со многими детьми, где такими вещами не могут похвастаться? Почему выигрыш безусловно признаётся за первыми?
Как рождение детей сказывается на женском здоровье и долголетии, особенно в сравнении с теми, кто отказывается от рождения или существенно себя в этом ограничивает - вопрос, думаю, как минимум, открытый, но полагаю, женщины, избравшие малодетный путь, а тем более отказавшиеся от рождения (не монахини), однозначно окажутся в проигрыше и в этой компоненте.
69. Ответ на 60, Кирилл Д.:
Я вижу две разные задачи, которых так или иначе мы касаемся здесь в обсуждении. Первая задача - государственная - это решение семейных, демографических вопросов в рамках государства, общества. Вторая задача - личностная - это задача правильного (должного, желательного) воспитания собственных детей (а при обсуждении рождаемости, в первую очередь собственных дочерей) и задача личного семейного пути мужчины и женщины.
Тех, кто готов рожать 7-8 детей вы назвали современными "стахановцами". А кто такие христиане, вообще? Может, это и есть стахановцы на все времена?
Понятно, есть теория и есть практика. Если жена "спасается чадородием", то как сегодня такая "теория" воплощается в практике? Как она хотя бы может, хотя бы должна быть воплощена, что бы этот идеал не был совершенно оторванной от реальности фантазией?
Если семь-восемь детей считать недостижимым (хотя известные люди рожают и десять), если одного ребёнка считать недостаточным, то какое число считать "вполне рабочим вариантом"? Считать, прежде всего, для личности, для себя, для своей дочери, для своего сына, а не как государственную или экономически выгодную задачу... Ведь всё равно, некая модель, идеал семьи, количества детей у человека существует. Каков этот идеал (идеал посильный, адаптированный к современности) для "стахановцев" - для совестливых православных русских людей сегодня?
Из этого идеала семьи следует вполне конкретная модель жизни в первую очередь современной женщины, но так же и всех остальных членов семьи.
68. Ответ на 64, Андрей Карпов:
Объединяются не два совершенства, а два несовершенства. Верно - но есть смысл объединяться с тем несовершенством, которое хочет совершенствоваться. И помогать друг другу в этом. Вот о чём речь.
И Церковь состоит из грешников - но из тех грешников, которые хотят стать святыми.
67. Ответ на 62, Кирилл Д.:
Мне кажется, съест. Это как с вопросами экологии. Все понимают, что загрязнять природу плохо, много об этом говорится. Но загрязнение продолжается. Все говорят об ответственности, но в одних странах есть вода и нормальные температуры, другие страны страдают от жары и засухи, но дальше разговоров речи не идёт. Потом будут воевать и убивать друг друга. Хотя это - не разумное решение. Так и с рынком. Это же надо потерять в прибыли. Все будут биться за уменьшающийся в размерах пирог.
66. Ответ на 61, Кирилл Д.:
Я не вижу, вообще, кругом девочек, думающих о семье, девочек, желающих родить не одного-двух (и это, увы, сегодня уже наверно много считается), а желающих большую семью, готовых родить много детей...
Прошу прощения, повторю. Вы говорите "одного-двух". Однако, между одним и двумя принципиальная разница. При двух народ уже не вымирает, а, хотя бы, поддерживает свою численность. И целый ряд других внутрисемейных аспектов. Разница тут между 2 и 3 (а может, и между 2 и 4), на самом деле, существенно меньше, чем между 1 и 2.
Настоящая задача текущего момента - именно переход от 1 к 2, а не от 1-2 к 7-8.
При 2-х народ всё равно вымирает. Так как есть вневременная убыль. Нужное значение, по-моему, 2,3. Номогу ошибаться, пишу по памяти.
65. Ответ на 59, Кирилл Д.:
Вообще, считать, что другие лучше тебя - обязанность христианина. А так, много ты африканских негров знаешь? Особенно там, в Африке...
64. Ответ на 55, Сергей:
Ошибкой могут быть завышенные "мерки" и жёсткое им следование. А сам подход - правильный.Худые СООБЩЕСТВА. А люди - все худые. Господь проповедовал блудницам и мытарям. Но вокруг Него складывалось доброе сообщество - Церковь. Задача брака - не опереться на доброе, не найти костыль себе, немощному. Это - эгоистический подход, недостойный христианина. Задача брака - стать опорой, дать счастье тому, кто несчастен. Защитить, помочь изменить жизнь и т.д. Объединяются не два совершенства, а два несовершенства. Две худые половинки, чтобы стать добрым целым.
63. Ответ на 54, Андрей Карпов:
Я в первую очередь имел ввиду отсутствие девушек и женщин, имеющих желание (вот просто к определённому возрасту окрепшее внутри - без разницы, "вдолбленное" ли родителями, внесённое в неё личным родительским примером, может еще каким другим способом приобретённое - но просто одно вот это женское желание и решимость: родить много детей (ну хотя бы, "не мало") и сделать это именно сегодня: при современном рынке, как вы сказали, при современных квартирах, культуре, экономике, с современным мужчиной...
Именно поэтому, мне интересно, как воспитывают дочерей... современные православные люди, те их них, ко мнению которых хочется прислушаться. Что сегодня, какой путь, какую жизнь предлагает (желает) православный отец своей дочери?.. Речь не о личных примерах (они на то и личные, что бы такими оставаться), а речь именно об идеале: каков видится идеал современной православной женщины в России? Именно сегодня, именно в наши времена. Каков он - этот женский "подвиг любви"?
Если не ошибаюсь, где-то здесь в комментариях вы сказали такую фразу (надеюсь, я не сильно её искажу, воспроизведя по памяти): "Если женщина будет заниматься только рождением и воспитанием детей, то будет несчастлива и она, и дети". Какой же вы видите вариант, при котором все будут счастливы: и жена, и муж, и дети? Повторюсь, именно сегодня (однако... сегодня идёт война, и потому это "сегодня" даже не знаешь к чему относить: к довоенному, к послевоенному, или же к военному времени).
62. Ответ на 45, Андрей Карпов:
Виноват рынок. Виновата экономика. Современной экономике нужна женщина, независимая от мужчины, нужна женщина — самостоятельный потребитель, нужна женщина — работник, продающий свой труд. Рынок работает против семьи (я об этом когда-то писал здесь). И сколько бы не вкладывалось в культуру для укрепления семьи, рынок вложит в разы больше для ее размывания. Можно сохранить свою семью — через подвиг любви, но нельзя сохранить чужую. Нельзя сохранить семью вообще, экономика хочет противоположного.
Тут мы наблюдаем любопытный парадокс. Да, рынку не нужна семья, не нужна женщина, обращённая к своим детям. Но ему объективно нужно больше людей; пусть больше работников - уже не вполне так, но больше потребителей - совершенно точно. И точно рынку не нужна депопуляция, да вкупе со старением населения.
Понятно, что рынок решает задачи кратчайшим и простейшим путём. Пока депопуляции в глобальных масштабах нет, а в тех регионах, где она есть, рынок реагирует завозом мигрантов. А любопытно, когда депопуляция станет глобальной - рынок сможет выработать какие-то способы самозащиты? Или так и съест сам себя вместе со всеми нами?
61. Ответ на 51, Михаил Соловьев:
Я не вижу, вообще, кругом девочек, думающих о семье, девочек, желающих родить не одного-двух (и это, увы, сегодня уже наверно много считается), а желающих большую семью, готовых родить много детей...
Прошу прощения, повторю. Вы говорите "одного-двух". Однако, между одним и двумя принципиальная разница. При двух народ уже не вымирает, а, хотя бы, поддерживает свою численность. И целый ряд других внутрисемейных аспектов. Разница тут между 2 и 3 (а может, и между 2 и 4), на самом деле, существенно меньше, чем между 1 и 2.
Настоящая задача текущего момента - именно переход от 1 к 2, а не от 1-2 к 7-8.