В Общественной палате РФ на днях состоится научно-практическая конференция «Великая Отечественная война – народная Победа, изменившая мир». В работе Форума, организованного Фондом исторической перспективы, примут участие известные российские историки, политологи, публицисты.
Великую Победу обеспечили мобилизация всех оборонных, материально-технических ресурсов страны, подлинное единение советских народов, сосредоточение экономических, административно-управленческих и военных функций в Государственном комитете обороны во главе с И.В. Сталиным. Но ряд внешнеполитических факторов, способствовавших победе СССР над агрессором, пока не исследованы и не освещены должным образом.
...К концу февраля 1942 года на всей территории Африканского Рога — в британском, французском и итальянском Сомали (25, 10 и 65% территории Африканского Рога) — войска Италии капитулировали перед войсками Великобритании, Эфиопии, бельгийского Конго и деголлевской «Сражающейся Франции». Напомним, что Православная Эфиопия, без объявления войны оккупированная Италией в октябре 1935 г. — мае 1941 г., была освобождена от оккупации теми же войсками и местными партизанами к середине июня 1941 года.
То есть, это была первая отечественная война в преддверии и в ходе Второй мировой войны. В результате Италия в 1940-42 гг. не смогла перебросить часть своих войск из этого региона на германо-советский и североафриканский фронты.
Войска под руководством эфиопского императора (в 1932-74 гг.) Хайле Селассие участвовали также в боевых действиях союзников в соседних итальянских Эритрее, Киренаике и Феццане (Ливия), в юго-восточном Судане (англо-египетский протекторат). Войну Германии и Японии Эфиопия объявила в декабре 1942 года, а дипотношения с СССР были установлены в апреле 1943-го.
9 марта 1944 года «Известия» сообщали о том, что чрезвычайный посланник и полномочный министр Эфиопии Л. Таэзас вручил в Москве председателю исполкома Сталинградского городского совета депутатов трудящихся Д.М. Пигалеву дар императора Эфиопии Хайле Селассие I — украшенный бриллиантами золотой щит «В ознаменование героической борьбы Красной армии за Сталинград».
Совершая первый визит в СССР в первой декаде июля 1959 года, он заявил в Сталинграде: «Роль Красной армии в разгроме фашистской коалиции невозможно переоценить. Сталинград был и останется великим символом несгибаемой стойкости красноармейцев, мужества советских народов, высочайшего профессионализма советского командования во главе с генералиссимусом Сталиным. На всех фронтах Второй мировой войны изменила ситуацию историческая победа Красной армии в Сталинграде. Будущие поколения не имеют права об этом забывать».
При упоминании императором генералиссимуса Сталина советские тогдашние руководители нервозно переглядывались друг с другом: как-никак, дело было спустя 3 года после ХХ съезда КПСС. Поэтому слова императора — «во главе с генералиссимусом Сталиным» — не были упомянуты в советских СМИ...
В ходе того же первого визита в СССР эфиопский император был награждён орденом Суворова I степени по Указу Президиума ВС СССР от 11 июля 1959 года — «За выдающиеся заслуги в организации героической борьбы народа Эфиопии против фашистских агрессоров, существенный вклад в установление и развитие дружеских советско-эфиопских отношений и в память о визите Императора в Советский Союз».
В этой связи характерен и текст соболезнования эфиопского императора в связи с кончиной Сталина (6 марта 1953 г.), опубликованный без купюр в СССР: «...Являясь великим вождём в дни мира и войны, он поистине был достоин той великой ответственности, которую он нёс, находясь на службе своей нации и своего народа. Мы выражаем также наши самые искренние пожелания процветания и благополучия русской нации под руководством тех, кто возьмёт на себя такую же великую ответственность, которую Генералиссимус Сталин так долго нёс, с таким умением и достоинством».
Увы, пожелания главы Эфиопии не были исполнены послесталинским руководством СССР...
Алексей Алексеевич Чичкин, историк, публицист
Верхнее фото: Хайле Селассие в Сталинграде, 1959 г.
Хайле Селассие с британским главкомом на Африканском Роге, 1942