Библейское основание Русского самоуправления

Доклад на конференции Калязинского клуба

Российская Империя  Иван Грозный  Калязинские Чтения Русского Собрания 
1 Алекс 
615
Время на чтение 5 минут
Фото: Из личного архива автора

Продолжая тему народного (основанного на древнерусских традициях) самоуправления, которой историки стали уделять внимание еще с начала 90-х годов, и на которой сейчас делает особый акцент Сергей Викторович Забурниягин, со своей стороны хотелось бы, обратившись к книге «Исход» Библии, дать более глубокое обоснование этому вопросу.

Осветить отраженные в Библии принципы народного самоуправления необходимо: во-первых, по той причине, чтобы в самом начале поставить барьер на пути перерождения системы народовластия, и тем самым не позволить ей превратиться в новую, теперь уже выборную бюрократию, как это случилось в годы реформ императора Александра II. Во-вторых, что особо важно, обращение, как к библейским, так и народным принципам самоуправления, позволит сохранять принцип обратной связи между депутатами и избирателями, без которого выборная власть существовать не может.

Для выполнения этих важных для народного самоуправления принципов крайне необходимо соблюдение трёх, освященных, как Библией, так и старорусской традицией правил:

1) Правило установленное тестем Моисея Иофором для народа Израиля.

2) Традиция Земского устроения на Руси, узаконенная «Судебником» Царя Иоанна Грозного от 1550 года.

3) Узаконенная императором Николаем Первым (по проекту министра госимуществ П.Д. Киселева) система выборных от крестьян в селах, волостях и уездах.

Расшифровка этих трех позиций состоит в следующем:

1) Правила данные Иофором Моисею изложены в Книге «Исход» Библии: «Но тесть Моисеев сказал ему: не хорошо это ты делаешь: ты измучишь и себя и народ сей, который с тобою, ибо слишком тяжело для тебя это дело: ты один не можешь исправлять его; итак послушай слов моих; я дам тебе совет, и будет Бог с тобою: будь ты для народа посредником пред Богом и представляй Богу дела [его]; научай их уставам [Божиим] и законам [Его], указывай им путь [Его], по которому они должны идти, и дела, которые они должны делать; ты же усмотри [себе] из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь [их] над ним тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками [и письмоводителями]; пусть они судят народ во всякое время и о всяком важном деле доносят тебе, а все малые дела судят сами: и будет тебе легче, и они понесут с тобою бремя; если ты сделаешь это, и Бог повелит тебе, то ты можешь устоять, и весь народ сей будет отходить в свое место с миром» (Исх. 18:17-23).

Именно этот принцип (изначально иафетический, т.е. – арийский, так как Иофор являлся потомком праотца Иафета) неукоснительно соблюдался не только в Израиле, но и у всех кочевых народов, а также у славян и русских людей. Более того, и поныне соблюдается у казаков.

2) Правила Земского устроения, узаконенные «Судебником» Царя Ивана Грозного от 1550 года, в своем основании имели тот же самый библейский принцип деления народа. Иерархия в Земствах была такова: десятники-сотники-сельские старосты – в селах; земские целовальники – в волостях и уездах; земские старосты – в посадах; земские головы, выборные из числа аристократов, управляли городами.

Различие состояло в том, что (!) деление на десятки и сотни на Руси происходило не по головам (т.е. – душам), а по дворам. Поэтому, один десятник избирался от десяти дворов, сотник от ста дворов. Целовальник избирался от волости. По причине чего, уездная земская власть состояла из 3-х – 6-ти целовальников, в зависимости от числа волостей в уезде. В посаде избирался земский староста, из числа зажиточных людей. В селах – сельский староста. Городом управлял земский голова.

Характерно, что из всех избранных начальников, жалованье платили, начиная от уездных целовальников и выше. Остальные же чины, от десятника до сельского (либо земского в посаде) старосты исполняли свои обязанности на общественных началах, то есть – безплатно. Получали жалованье и губные старосты, которые ведали разбойными делами.

Самый важный (!) аспект в этом вопросе заключался в том, что избранные народом нижние чины, никуда после своего избрания не уходили, но оставались на своих местах в течение выборного срока (2-3 года), безвозмездно исполняя свои обязанности.

Именно это, нижнее звено управленцев и поддерживало активную связь с целовальниками, губными старостами и Земскими приказами, которые возглавляли (опять-таки выборные из числа аристократии) бояре. Поэтому, если возникала необходимость отозвать от должности уездного целовальника, то его переизбрание происходило в течение короткого времени. И если Земский приказ утверждал это решение выборщиков, то целовальник слагал свои полномочия.

Отсюда следует вывод: такой принцип работы нижних звеньев необходимо внедрять и в наше время. Ибо, когда люди болеют душой о народном самоуправлении, и при этом работают безкорыстно, то именно такой принцип не позволит высшим начальникам забюрократизироваться. Тем более, что при нынешних средствах связи, иерархия – тысяцкие-сотники-пятидесятники-десятники, сможет в течение нескольких часов (много – дней) оповестить весь народ о необходимости переизбрания нерадивых депутатов на уровне, как микрорайона, так города, области, и даже страны.

3) Подобный принцип сельского самоуправление был введен императором Николаем Первым, по проекту министра госимуществ П.Д. Киселева, в отношении государственных крестьян.

Отличие от времени Ивана Грозного состояло в том, что десятники избирались сельским сходом от двадцати дворов, а сотники от двухсот дворов. Управление в волостях и уездах, при Николае Первом, являлось также выборным.

Из всего сказанного выше, может быть такой вывод: В отношении современной системы выборов по образцу Земств, деление на десятников-пятидесятников-сотских-тысяцких, должно происходить не строго по количеству выборщиков, но по дворам в сельской местности, а в городах – по квартирам, домам и кварталам.

В этом случае выстраивается простая иерархия: десятники – старшие подъездов; пятидесятники (сотники) – председатели комитетов многоквартирных домов; тысяцкие – председатели квартальных комитетов; темники (находятся на зарплате, имеют в своем штате секретаря, бухгалтера и т.д.) – председатели микрорайонов в городах, и волостей в сельской местности.

Земские головы управляют уездами, округами в больших городах и т.д., вплоть до областных центров и регионов. Они избираются из числа выбранных народом нижних чинов. Они же формируют аппарат управления: это уровни – уездного, областного, регионального, федерального правительства. Формируют бюджет, следят за налогами, за системой земских школ, больниц, судов, органов правопорядка, и т.д. Исполняют решение Земской Думы, соответственно – от уровня уезда до всероссийского.

Самое важное здесь состоит в том, что наличие работающего на общественных началах нижнего звена управленцев (от десятников до тысяцких) создаст действующую систему обратной связи и не позволит высшим земским начальникам поставить барьер между собой и народом.

В противном случае, если нижнему звену выборных не уделить должного внимания, то дело Народного самоуправление очень скоро даст обратный результат, как это и произошло в годы реформ императора Александра II. По слову С.Ф. Шарапова – тогда было создана новая бюрократия, такая же далекая от народных чаяний, как и прежняя, но только бюрократия эта была выборная.

Для того, чтобы ничего подобного не могло случиться в будущем, выборная народная власть должна основываться на евангельских, библейских, и древнерусских традициях, о чем сказано в предложенном докладе.

Сороковиков Александр Степанович, православный писатель, гор. Покров, Владимирская область

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. автору

обсуждали с товарищем Вашу статью:
- дополнить нужно важным моментом - право голоса мигрантов с четким ограничением в правах приезжих.
- если для президента применим ценз оседлости, то для мигрантов тем более. Исключение - лояльность доказанная на поле боя.
Собственно это и есть власть демоса при ограничении в политических (избирательных) правах охлоса и метеков в древнегреческом полисе.
Алекс / 05.10.2023, 10:33

2. автору

Хорошо очень.
Спаси Христос, уважаемый Александр Степанович.
Алекс / 03.10.2023, 11:50

1. 1

Новый Великий эксперимент над русским народом. Что вам люди подопытные животные , что будете без конца на них свои идеи испытывать.
учитель / 03.10.2023, 06:37
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Степанович Сороковиков
Сотериология Крестного хода
Размышления о завершившемся Великом Русском Пути
20.08.2024
«Иосиф Сталин – строитель новой цивилизации»
Доклад на Калязинских чтениях 20 февраля 2024 г.
07.03.2024
О необходимости Поместного Собора
Впечатления о поездке в Кинешму
29.01.2024
О революции, интеллигенции и власти в России
Дискуссия в Макарие-Калязинском клубе на тему осмысления русской истории патриотами-консерваторами
16.12.2023
Все статьи Александр Степанович Сороковиков
Российская Империя
«Рука Всевышнего Отечество спасла»
К 190-летию постановки драматического произведения Н.В. Кукольника
04.11.2024
Праздник Казанской иконы Божией Матери
Также сегодня мы отмечаем победу русского ополчения над поляками и объявление России Империей
04.11.2024
День памяти святого Илариона-схимника
Сегодня мы также вспоминаем генерала Д.П.Неверовского и публициста М.Л.Магницкого
03.11.2024
День памяти митрополита Иоанна (Снычёва)
Сегодня мы чтим память Императрицы Александры Федоровны, Царя-Миротворца Александра III и путешественника Н.М.Пржевальского
02.11.2024
Все статьи темы
Иван Грозный
Россия обречена на мощную, тяжелую государственность
Господа-товарищи, не надейтесь превратить московского царя в ночного сторожа!
24.10.2024
К вопросу о «тёмном Средневековье»
Из истории антисистем в России – секта стригольников и опричники Ивана Грозного
18.10.2024
«Сталин возвращается в русское миросознание»
Россия, находящаяся сегодня в смертельной схватке с Западом, должна ответить на вопрос: что сделать, чтобы страна была восстановлена во всей полноте могучей русской цивилизации?
17.10.2024
День памяти святого праведного адмирала Феодора Ушакова
Сегодня мы также вспоминаем взятие Казани Государем Иоанном IV Грозным
15.10.2024
Все статьи темы
Калязинские Чтения Русского Собрания
Возмущён преследованием и клеветами образцового руководителя района!
А также кое-что об абсурде антимонопольного законодательства
16.08.2024
Вечные ценности семейной жизни и вечная Россия
Выступление на XI «Калязинских чтениях» МОО «Русское Собрание» — Международной научно-практической конференции «Образ будущей России: Вера, Семья, Родина»
01.06.2024
Резолюция конференции «Образ будущей России: Вера, Семья, Родина»
XI выездное расширенное заседание Международной общественной организации «Русское Собрание», г. Калязин, 20 февраля 2024 года
11.03.2024
Тайна крови
Впечатления от Калязинских чтений Русского собрания в Калязине в свете празднования Дня защитника Отечества
26.02.2024
«Образ будущей России: Вера, Семья, Родина»
В Калязине прошли ХI Калязинские чтения Русского Собрания
23.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
04.11.2024 04:47
Разговор со стеной
Новый комментарий от Vladislav
03.11.2024 23:58
Православный или «квазижидовский»?
Новый комментарий от prot
03.11.2024 23:44
Про всякие съезды
Новый комментарий от Бузина Олесь
03.11.2024 23:12
Либеральная провокация!
Новый комментарий от Константин В.
03.11.2024 20:49