Продолжая тему народного (основанного на древнерусских традициях) самоуправления, которой историки стали уделять внимание еще с начала 90-х годов, и на которой сейчас делает особый акцент Сергей Викторович Забурниягин, со своей стороны хотелось бы, обратившись к книге «Исход» Библии, дать более глубокое обоснование этому вопросу.
Осветить отраженные в Библии принципы народного самоуправления необходимо: во-первых, по той причине, чтобы в самом начале поставить барьер на пути перерождения системы народовластия, и тем самым не позволить ей превратиться в новую, теперь уже выборную бюрократию, как это случилось в годы реформ императора Александра II. Во-вторых, что особо важно, обращение, как к библейским, так и народным принципам самоуправления, позволит сохранять принцип обратной связи между депутатами и избирателями, без которого выборная власть существовать не может.
Для выполнения этих важных для народного самоуправления принципов крайне необходимо соблюдение трёх, освященных, как Библией, так и старорусской традицией правил:
1) Правило установленное тестем Моисея Иофором для народа Израиля.
2) Традиция Земского устроения на Руси, узаконенная «Судебником» Царя Иоанна Грозного от 1550 года.
3) Узаконенная императором Николаем Первым (по проекту министра госимуществ П.Д. Киселева) система выборных от крестьян в селах, волостях и уездах.
Расшифровка этих трех позиций состоит в следующем:
1) Правила данные Иофором Моисею изложены в Книге «Исход» Библии: «Но тесть Моисеев сказал ему: не хорошо это ты делаешь: ты измучишь и себя и народ сей, который с тобою, ибо слишком тяжело для тебя это дело: ты один не можешь исправлять его; итак послушай слов моих; я дам тебе совет, и будет Бог с тобою: будь ты для народа посредником пред Богом и представляй Богу дела [его]; научай их уставам [Божиим] и законам [Его], указывай им путь [Его], по которому они должны идти, и дела, которые они должны делать; ты же усмотри [себе] из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь [их] над ним тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками [и письмоводителями]; пусть они судят народ во всякое время и о всяком важном деле доносят тебе, а все малые дела судят сами: и будет тебе легче, и они понесут с тобою бремя; если ты сделаешь это, и Бог повелит тебе, то ты можешь устоять, и весь народ сей будет отходить в свое место с миром» (Исх. 18:17-23).
Именно этот принцип (изначально иафетический, т.е. – арийский, так как Иофор являлся потомком праотца Иафета) неукоснительно соблюдался не только в Израиле, но и у всех кочевых народов, а также у славян и русских людей. Более того, и поныне соблюдается у казаков.
2) Правила Земского устроения, узаконенные «Судебником» Царя Ивана Грозного от 1550 года, в своем основании имели тот же самый библейский принцип деления народа. Иерархия в Земствах была такова: десятники-сотники-сельские старосты – в селах; земские целовальники – в волостях и уездах; земские старосты – в посадах; земские головы, выборные из числа аристократов, управляли городами.
Различие состояло в том, что (!) деление на десятки и сотни на Руси происходило не по головам (т.е. – душам), а по дворам. Поэтому, один десятник избирался от десяти дворов, сотник от ста дворов. Целовальник избирался от волости. По причине чего, уездная земская власть состояла из 3-х – 6-ти целовальников, в зависимости от числа волостей в уезде. В посаде избирался земский староста, из числа зажиточных людей. В селах – сельский староста. Городом управлял земский голова.
Характерно, что из всех избранных начальников, жалованье платили, начиная от уездных целовальников и выше. Остальные же чины, от десятника до сельского (либо земского в посаде) старосты исполняли свои обязанности на общественных началах, то есть – безплатно. Получали жалованье и губные старосты, которые ведали разбойными делами.
Самый важный (!) аспект в этом вопросе заключался в том, что избранные народом нижние чины, никуда после своего избрания не уходили, но оставались на своих местах в течение выборного срока (2-3 года), безвозмездно исполняя свои обязанности.
Именно это, нижнее звено управленцев и поддерживало активную связь с целовальниками, губными старостами и Земскими приказами, которые возглавляли (опять-таки выборные из числа аристократии) бояре. Поэтому, если возникала необходимость отозвать от должности уездного целовальника, то его переизбрание происходило в течение короткого времени. И если Земский приказ утверждал это решение выборщиков, то целовальник слагал свои полномочия.
Отсюда следует вывод: такой принцип работы нижних звеньев необходимо внедрять и в наше время. Ибо, когда люди болеют душой о народном самоуправлении, и при этом работают безкорыстно, то именно такой принцип не позволит высшим начальникам забюрократизироваться. Тем более, что при нынешних средствах связи, иерархия – тысяцкие-сотники-пятидесятники-десятники, сможет в течение нескольких часов (много – дней) оповестить весь народ о необходимости переизбрания нерадивых депутатов на уровне, как микрорайона, так города, области, и даже страны.
3) Подобный принцип сельского самоуправление был введен императором Николаем Первым, по проекту министра госимуществ П.Д. Киселева, в отношении государственных крестьян.
Отличие от времени Ивана Грозного состояло в том, что десятники избирались сельским сходом от двадцати дворов, а сотники от двухсот дворов. Управление в волостях и уездах, при Николае Первом, являлось также выборным.
Из всего сказанного выше, может быть такой вывод: В отношении современной системы выборов по образцу Земств, деление на десятников-пятидесятников-сотских-тысяцких, должно происходить не строго по количеству выборщиков, но по дворам в сельской местности, а в городах – по квартирам, домам и кварталам.
В этом случае выстраивается простая иерархия: десятники – старшие подъездов; пятидесятники (сотники) – председатели комитетов многоквартирных домов; тысяцкие – председатели квартальных комитетов; темники (находятся на зарплате, имеют в своем штате секретаря, бухгалтера и т.д.) – председатели микрорайонов в городах, и волостей в сельской местности.
Земские головы управляют уездами, округами в больших городах и т.д., вплоть до областных центров и регионов. Они избираются из числа выбранных народом нижних чинов. Они же формируют аппарат управления: это уровни – уездного, областного, регионального, федерального правительства. Формируют бюджет, следят за налогами, за системой земских школ, больниц, судов, органов правопорядка, и т.д. Исполняют решение Земской Думы, соответственно – от уровня уезда до всероссийского.
Самое важное здесь состоит в том, что наличие работающего на общественных началах нижнего звена управленцев (от десятников до тысяцких) создаст действующую систему обратной связи и не позволит высшим земским начальникам поставить барьер между собой и народом.
В противном случае, если нижнему звену выборных не уделить должного внимания, то дело Народного самоуправление очень скоро даст обратный результат, как это и произошло в годы реформ императора Александра II. По слову С.Ф. Шарапова – тогда было создана новая бюрократия, такая же далекая от народных чаяний, как и прежняя, но только бюрократия эта была выборная.
Для того, чтобы ничего подобного не могло случиться в будущем, выборная народная власть должна основываться на евангельских, библейских, и древнерусских традициях, о чем сказано в предложенном докладе.
Сороковиков Александр Степанович, православный писатель, гор. Покров, Владимирская область
3. автору
- дополнить нужно важным моментом - право голоса мигрантов с четким ограничением в правах приезжих.
- если для президента применим ценз оседлости, то для мигрантов тем более. Исключение - лояльность доказанная на поле боя.
Собственно это и есть власть демоса при ограничении в политических (избирательных) правах охлоса и метеков в древнегреческом полисе.
2. автору
Спаси Христос, уважаемый Александр Степанович.
1. 1