О том, что Крест святой равноапостольной Нины находился в селе Лысково Нижегородской губернии (с 1749 по 1801 гг.) мне довелось узнать только в конце 2018 года. Об этом автору настоящей статьи рассказала живущая в Нижнем Новгороде Ирина Александровна Высоцкая – общественный деятель и меценат, которую пригласили на «Царский вечер» в гор. Владимир. Также она рассказала и о хранителях этого Креста, Грузинском царевиче Бакаре III и его внуке князе Георгии Александровиче. Оба они происходили из рода Грузинских царей Багратионов. Их пращурами являлись царь Картли Вахтанг V, а также его сын, царь Имеретии, а позднее Кахетии, Арчил II, который и стал одним из основателей грузинского поселения в Москве. В результате усобиц Арчил II вынужден был эмигрировать в Москву, где и скончался в 1713 году. Погребен был в Большом соборе Донского монастыря.
Дедом князя Георгия Александровича был царевич Бакар III, который в молодости являлся соправителем своего отца, царя Картли Вахтанга VI. Сам царь Картлийский Вахтанг VI являлся не только выдающимся политическим деятелем, но также поэтом и писателем. Не случайно, что за годы своего недолго правления (1703-1711 гг.) он очень много сделал для культурного подъема страны. К примеру, благодаря ему в Тбилиси появилась первая типография, в которой печатали как церковные, так и светские книги. Будучи знатоком восточных языков, Вахтанг перевел (совместно с князем Сулхан-Саба Орбелиани) с персидского на грузинский поэму «Калила и Димна», также «Амир-Насариан», «Познание творений», «Звездочет», «Тала-Масала», «Рамли», повесть о семи мудрецах «Тимсариани». Ко всему царь Вахтанг хорошо знал греческую философию. Например, он переложил в стихотворные формы «Ответы Сократа». Благодаря царю Вахтангу VI появился полный сборник грузинских летописей «Картлис Цховреба» и «Судебник царя Вахтанга».
В результате усобиц и противодействия как со стороны персов, турок и горцев, Вахтанг дважды лишался престола, но вновь восстанавливал свои позиции. В это время соправителем его являлся сын Бакар III – дед князя Георгия Александровича. Когда в 1723 году Вахтанг окончательно лишился престола, то, переехал в Россию со всем своим домом. В течение ряда лет он состоял на Русской службе в качестве дипломата. Во время одной из поездок, по пути на Кавказ, царь Вахтанг заболел, и в 1737 году, будучи в Астрахани скончался. Могила его находится в подклете Астраханского Успенского собора.
Вместе с отцом покинул Грузию и его сын Бакар III. Поселился царевич в грузинской колонии в Москве, после чего, получив русское подданство, был принят на государственную службу в должности начальника Артиллерийской конторы в Москве. Одновременно с этим он выполнял поручения по дипломатической линии. Заслуга Бакара III состоит в том, что он устроил в своем доме в подмосковном селе Всехсвятском типографию, в которой им была напечатана полная грузинская Библия, известная как «Библия Бакара», а также церковные книги на грузинском языке. Был хорошо знаком с российским ученым В.Н. Татищевым и французским поэтом Жаком де Лилем. В 1749 году царевич Бакар решил вернуться в Грузию, но в 1750 году скончался в результате болезни. Был погребен в Сретенском храме Донского монастыря Москвы. Там же похоронена его жена Анна Георгиевна и младший брат Георгий. Старший сын Бакара III Александр женился на внучке князя А.Д. Меньшикова Дарье Александровне. Их старшим сыном был князь Грузинский Георгий Александрович, которого впоследствии стали называть «Волжским царем».
Судьба князя Александра Бакаровича сложилась трагично, так как из-за поддержки им Петра III впал в немилость у императрицы Екатерины II. Ему было даже предписано жить не ближе чем сто верст от Москвы. Лишенный всех званий, князь Александр бежал в Грузию, где пытался вернуть себе престол. Попытка закончилась полным провалом, и после возвращения в Россию, его определили на жительство в Смоленск, где он до самой смерти в 1791 году находился под домашним арестом.
Эти трагические изломы жизни князя Александра проходила на глазах его сына Георгия Александровича. Родился князь Георгий в России 2/15 ноября 1762 года. Юные годы его прошли в вотчине именитых родственников, в подмосковном селе Всехсвятском. В отроческие годы князь был отправлен в Санкт-Петербург для получения образования, где блестяще изучил не только такие предметы, как историю, географию, математику, физику, но и фортификацию, артиллерию и архитектуру. Кроме грузинского и русского языка, которыми владел от рождения, он изучил французский, немецкий и итальянский языки.
В 1776 году князю Георгию было присвоено звание поручика, с переводом в Елизаветградский легкоконный полк. В этом полку он прослужил до 1788 года, после чего уволился со службы в звании майора. Именно после окончания военной службы князь и поселился в своем имении села Лысково в Нижегородской губернии.
Уже через четыре года (1792 г.) князь Георгий был избран уездным предводителем дворянства Макарьевского уезда, а в 1795 году он стал предводителем Дворянского собрания Нижегородской губернии. Его деятельность как благотворителя была огромной. Например, на постройку только каменных казарм в Нижнем Новгороде он выделил 42 тыс. рублей. Средства на благотворительность у князя шли не только от доходов его имений, но, главным образом от доходов на Макарьевской ярмарке, хозяином которой он являлся. Это была крупнейшая ярмарка не только на Нижегородской земле, но и вообще в России. По этой причине князя и называли «Волжским царем».
Необходимо сказать, что его отношения с императором Павлом I не сложились. Так как во время посещения царем (20-21 мая 1798 г.) Нижнего Новгорода, князь держался с ним без подобострастия, почти на равных, что и стало причиной его отставки. Но, уже при Александре I он был вторично избран губернским предводителем дворянства (с 1807 по 1830 гг.). А во время войны с Наполеоном князь Георгий был избран начальником нижегородского военного ополчения. В августе 1817 года, уже находясь в звании действительного камергера и действительного статского советника, присутствовал при встрече Вел. князя Михаила Павловича.
В 1828 году против князя было возбуждено дело о сокрытии им безпаспортных и бродяг в своем имении. Дело было начато не на пустом месте. Князь действительно принимал приходящих к нему беглых крестьян и бродяг, давая им кров и работу, но также устраивал жизнь подкидышей. По этой причине злые языки разнесли молву, о том, что принятые им на воспитание незаконнорожденные дети нажиты князем на стороне.
Именно эту молву использовал князь Георгий, чтобы воспрепятствовать женитьбе лекаря Андрея Гавриловича Медведева на его дочери Анне Георгиевне. Андрей Гаврилович Медведев был сыном повара Грузинского князя. После же кончины отца он был отдан, при содействии князя, на обучение к аптекарю Полидорову при больнице в Лысково. По достижении юношеского возраста Андрей Гаврилович был взят домашним врачом князя Дебше себе в помощники. После кончины Дебше, Георгий Александрович не захотел звать другого врача, но назначил Андрея заведовать лысковской больницей.
Должно сказать, что с детства Андрей был воспитан в богобоязненности. Душа юноши тянулась к иночеству, он имел хороший голос и пел на клиросе, но с ним случилось искушение. Андрей горячо полюбил дочь князя Анну. Чувство это было взаимным. Именно здесь Георгий Александрович использовал навет злых языков, о якобы прижитых им на стороне детях. Князь поведал Андрею о том, что он его родной сын. А потому, по канонам Церкви, Андрей не может жениться на Анне. Это событие окончательно привело Андрея Медведева на путь иночества. Приняв монашество с именем Антоний, он стал насельником Троице-Сергиевой лавры, а затем и ее игуменом. В 1996 году прп. Антоний был причислен к лику местночтимых преподобных святых. День его памяти празднуется 12/25 мая и 6/19 июля. Дочь князя Анна Георгиевна долго не выходила замуж, но став супругой члена Госсовета и обер-прокурора Св. Синода графа Александра Петровича Толстого, стала жить с ним как сестра. Именно по ее просьбе, в их доме на Никитском бульваре в Москве жил последние четыре года Николай Васильевич Гоголь. Княжна Анна всю свою жизнь посвящала благотворительности, молитве и посту. О ней, а также о ее муже, еще при жизни отзывались как об аскетах и праведниках. Таким образом, мы видим, что князь Георгий, использовавший в свое время клевету против него, стал причиной достижения святости, как своего лекаря, так и родной дочери.
Необходимо отметить, что до 1801 года князь Грузинский являлся хранителем Креста просветительницы Грузии св. равноап. Нины. История же перенесения Креста св. Нины в Россию такова. После возвращения в 1125 году святого Креста в Грузию, он находился там до 1746 года. Во время войн и усобиц, по повелению царя Теймураза II, Крест был сначала спрятан в крепости Ананур, а в 1749 году переправлен в Россию царевичу Бакару III. С тех пор, главная святыня Грузии находилась в Вознесенском соборе села Лысково. И лишь только в 1801 году, когда был подписан договор о присоединении Грузии к России, Крест св. Нины вернулся на свою родину.
Существует связь «Волжского царя» и с последним патриархом-католикосом Грузии Антонием II. В 1811 году патриарх Антоний был вызван в Санкт-Петербург, где с него был снят патриарший сан. Некоторое время он являлся постоянным членом Св. Синода, но вскоре удалился на покой, и последние годы проживал в Нижнем Новгороде, недалеко от села Лысково, где в течение полувека находился Крест св. Нины. Разумеется, князь Георгий и опальный патриарх знали друг друга, поскольку князь часто бывал в Нижнем, по делам губернского дворянского собрания. Скончался католикос Антоний II 21 декабря 1828 года. Погребен в Благовещенском монастыре Нижнего Новгорода. В 1841 году был перезахоронен в Спасо-Преображенском соборе Нижегородского кремля. Увы, после взрыва собора, его мощи были утрачены.
Сам же князь Георгий Александрович отошел ко Господу на девяностом году жизни – 15/28 мая 1852 года. Похоронен в крипте Преображенского собора села Лысково. Там же похоронен и его рано умерший сын Иоанн.
Узнав от Ирины Александровны Высоцкой эту историю, автор настоящего материала возгорелся желанием посетить Лысково. Тем более, что незадолго до этого, он уже четыре раза побывал в Грузии. В 2014 году произошло первое паломничество в Иверию. Святые места, о которых автор читал в книгах, теперь представали воочию – Бодбе, Мцхета, монастыри Самтавро и Светицховели, тбилисский собор Сиони, в котором сейчас находится Крест святой Нины. В апреле 2016 года, автор вместе с крестоходцем Георгием из Липецка, и жителем Тбилиси Геннадием, совершал молитвенный объезд Первого удела Богородицы. В 2017-м и 2018-м годах, этот маршрут был повторен, но уже как пешее паломничество. Поэтому, не удивительно, отчего весть о пребывании в Лысково (с 1749 по 1801 гг.) Креста св. Нины упала на подготовленную почву.
Первый раз побывать в Лысково автору довелось только в мае 2021 года. Благодаря стараниям Ирины Александровны Высоцкой, поэтессы Марии Арсентьевны Сухоруковой (+ 25.03.2018 г.) и председателя «Русского собрания» Нижнего Новгорода Сергея Васильевича Скатова, посвященные князю Грузинскому Георгию мероприятия в Лысково стали традиционными.
Именно тогда, в 2021 году, и пришла мысль о необходимости совершения пешего паломничества в удел «Волжского царя». Тем более, к тому времени уже вышла книга Марии Сухоруковой, посвященной князю Грузинскому Георгию. С еще большей отчетливостью эта мысль проявилась во время второго посещения Лысково в 2023 году И лишь только Великим постом нынешнего 2025 года пришло понимание – откладывать более нельзя.
Первая половина маршрута, протяженностью в 215 км, от города Покров Владимирской области, где автор и проживает, до города Вязники, была пройдена этим Великим постом. Вторая часть пути, начатая в день рождения Царя Николая II, и тоже длиной в 215 км, была преодолена всего за неделю. Лишь только в Нижнем Новгороде паломник узнал, что в нынешнем году празднование князю Георгию состоится не 28 мая, как обычно, а 25-го числа, по причине выпавшего на этот день воскресенья. Последние 67 километров, от Кстово до Георгиевского храма в Лысково, пришлось преодолеть за сутки. Надо ли объяснять, что во время всего пути паломник обращался с молитвой ко князю Георгию и его дочери княжне Анне. Молился о помощи и Царице Небесной. Во время пути было немало искушений, а также примеров небесной помощи. Вот только некоторые из них.
Первый поворот на Володарск путник пропустил по какому-то странному наваждению. Пришлось идти до следующего поворота. Расстояние при этом увеличивалось на несколько километров, но выбора не оставалось. На подходе к Володарску начался сильный дождь, так что и плащ мог мало чем помочь. Оставалось только молиться Божией Матери, так как города паломник не знал. Самая дешевая гостиница (на что указывал интернет) находилась прямо по маршруту. Но, на практике, мотель «Villa Linda» давно уже прекратил существование. Благо, время было не слишком позднее. Двое встречных прохожих показали правильное направление – гостиница за виадуком железной дороги.
Но, вот, виадук пройден. В какую сторону двигаться в незнакомом городе?.. Паломник взмолился Божией Матери, и увидел невдалеке иномарку, внутри которой грохотала рок-музыка.
– Молодой человек, – произнес путник, приблизившись к машине, – скажите, где здесь гостиница.
Водитель без удивления посмотрел на незнакомца, и махнув рукой в темноту, нехотя произнес: «Там! Через два квартала, поворот направо».
– Спасибо большое! – отозвался паломник, совершенно не понимая, куда ему следовать дальше.
– Помоги, Царица Небесная! – чуть слышно прошептал он.
Вдруг, автомобиль с любителем рок-музыки остановился рядом, и водитель приглашающе произнес: «Садись! Довезу до места! Чего тут найдешь в темноте!»
Через пару минут подъехали к дверям гостиницы. Оказалось, что все места заняты, по причине прибывшей накануне делегации. Стало даже весело – просто, контрольный выстрел в голову.
– Ладно, не горюй! – доброжелательно произнес водитель, – в случае чего, отвезу на трассу. Отсюда всего 17 километров.
Администратор отеля тем временем посовещалась с дежурной, после чего отправилась звонить директору. Через пару минут двери отеля гостеприимно распахнулись.
– Входите! Директор уступает вам свой резервный номер! – произнесла дежурная, и немного помявшись добавила, – правда, за три тысячи рублей. Устроит вас?
– Конечно, какие вопросы! – отозвался путник, и вытащив рюкзак из машины, попрощался с водителем.
Войдя в номер, паломник на минуту оторопел. В любой другой гостинице, такие апартаменты стоили бы в три или четыре раза дороже.
Второе искушение странное произошло вечером следующего дня, в канун дня памяти свт. Николая. Гостиница на окраине Дзержинска, несмотря на призывную надпись – «Стоимость ночлега 1500 руб.», по всей очевидности, давно никого не принимала. Потратив на звонки и стук в дверь около четверти часа, путник помолился свт. Николаю, после чего получил твердое указание – «Шагай!»
Вспомнилось, как на заре своего поприща автор получил ободряющий совет от игумена Агафона (Чеснокова). На одном из привалов, во время шествия из Николо-Тихоно-Лухского монастыря в Кострому, автор пожаловался игумену на трудности ночных переходов, в случаях, если никто не брал путника на ночлег.
Отец Агафон ответил на эту жалобу с юмором: «Радуйся и веселись! Господь предоставляет тебе возможность ночной молитвы, вместе с монахами Валаама, Афона и Соловков. Нет ничего выше ночной молитвы».
А потому, когда уже на закате дня, проезжающий мимо автомобилист предложил путнику доехать до Нижнего Новгорода, паломник ответил словами игумена Агафона: «Нет ничего выше ночной молитвы!»
Во время ночных шествий, если совершать их со смирением, приходит порой состояние странного веселия духа. С одной стороны, гудят избитые ноги, протестует измученное тело, а с другой – душа радуется и веселится. Утром паломник был уже в Нижнем Новгороде, у своих друзей.
Именно здесь, в Нижнем, автор узнал от Сергея Васильевича Скатова о смещении даты празднования в честь князя Георгия на 25 мая. За два дня предстояло пройти около сотни километров. Причастившись в Благовещенском монастыре Нижнего Новгорода, паломник вышел на маршрут. Неудивительно, что в последние сутки тоже пришлось применить тактику ночного перехода. Около двух часов ночи, когда позади остался скоростной участок трассы, путника стал одолевать настойчивый помысел – остановить машину и проехать хотя бы часть пути. Избавиться от помысла удалось лишь после обращения ко Господу: «Если тебе угодно послать мне облегчение, то, пусть кто-либо сам предложит помощь».
Не прошло и пятнадцати минут, как из окна стоящего на обочине автомобиля показалась голова молодого человека.
– А, можно спросить: куда вы сейчас идете?
– В Лысково, на торжества князя Георгия Грузинского, – ответил путник.
– Если хотите, то могу вас подвезти, – произнес молодой человек.
Несмотря на то, что водитель был под хмельком, паломник сел в машину. Молодой человек, звали его Д., порывался довезти путника до места, так что с трудом удалось уговорить его высадить пассажира на середине пути. Впрочем, как оказалось, Д. появился на трассе не случайно, так как его живо интересовали духовные вопросы, и сам он только начал ходить в церковь. Внешним поводом его ночной поездки был конфликт с товарищем на дне рождения, но, ради помощи путнику, и для духовной пользы самого Д., Господь направил его на трассу. Весь недолгий путь паломника и нечаянного автомобилиста прошел в беседе на духовные темы.
В Лысково, в храм Георгия Победоносца, который находится рядом с Вознесенским собором (именно там более полувека пребывал Крест св. Нины), паломник прибыл к концу ранней литургии. На проповеди священник сказал слово о князе Грузинском, и о прп. Антонии Радонежском, день памяти которого совершался именно в этот день – 12/25 мая. Но, увы, в храме не было, ни прот. Федора Кречетова – настоятеля Грузинского подворья в Москве, ни представителей Грузинской диаспоры. Ко всему, никто из присутствующих на ранней литургии не поехал в Преображенский собор, чтобы отслужить панихиду в честь князя Георгия.
Паломник вышел за ограду храма. Техники настраивали стоящую на сцене аппаратуру. Торжества должны были начаться в 11 часов. Давая распоряжения, бегали туда-сюда устроители торжеств. Рабочие приносили стулья для зрителей. Неподалеку уже шла бойкая торговля. Начинающие собираться зрители щелкали семечки, ели мороженное. Молодежь ходила с банками пива. Паломник дошел до усадьбы князя Георгия, благо она находилась неподалеку. Сделал фото на память. Возвратился к месту проведения торжеств. И, снова – суета, торговля, семечки, мороженное, молодежь с банками пива. Постылая скука жабой легла на сердце. Гость вызвал такси и поехал в Преображенский собор, в котором находится усыпальница князей Грузинских.
В храме, в котором уже закончилось богослужение, было тихо и пусто. Путник преклонил колена перед гробницами князей, и прочитал тропарь «Со духи праведных скончавшихся…». Поднявшись, подошел к гробнице князя Георгия, коснулся ее перстами, и… от неожиданности вздрогнул. По ладони прошел светлый ток, в подобие того, как сказано в Третьей книге Царств – «глас хлада тонка» (3-я Цар. 19; 12), «тихое веяние Святого Духа». Паломник еще раз поклонился усыпальнице князя, и вышел из собора.
По возвращении в Нижний Новгород, автору позвонил Сергей Васильевич Скатов. Сказал, что свернул свою программу и тоже уехал. Именно по этой причине – торговля, суета, мороженное, молодежь с банками пива… Говорилось о князе Георгии, но, как бы и без него. Душе было тесно, душно, не хватало чего-то самого главного. Ко всему, в программе не было сделано должного акцента на теме СВО. Это более всего задело Сергея Скатова, поскольку его родовые корни происходят именно оттуда, где сейчас идут бои.
Также, от Сергея Скатова узнал, почему не приехал протоиерей Федор Кречетов с представителями грузинской диаспоры. Отец Федор ответил лаконично: «Руководители Лысково могут праздновать так как решили, но мы приедем на день памяти князя 28-го числа. Традиция есть традиция».
Из всего происшедшего можно сделать такой вывод. Первое, это – благодарение Богу за все! И второе: Господь зримо показывает – торжества посвящаемые князю Грузинскому Георгию не могут совершаться в отрыве от церковности, в отрыве от молитвы. Ибо, и сам он, будучи глубоко верующим человеком, начинал всякое дело с молитвы. Ко всему, строил храмы, помогал монастырям, заботился о жизни бездомных людей. А потому, будем же и мы подражать князю Георгию в его доброделании. Будем просить его, дабы помогал нам с небес исправлять наши ошибки.
Сороковиков Александр Степанович, православный писатель, гор. Покров, Владимирская область
Фото предоставлены автором
Князь Георгий Грузинский
На фоне дома князя
Дом князя Георгия
Памятная доска и плита надгробья князя Георгия
Преображенский собор Лысково