Откуда мы, русские, родом? Думаем ли об этом? Знаем ли имена своих предков?
Вот мигранты, кои миллионными толпами оккупируют сейчас родную нашу с тобой, читатель, державу, захватывая наши, и ничьи иные, русских и других исконных народов земли, – они-то знают!
Говорят, пишут, что народы всяких там, например, Азии или Кавказа до десятого колена осведомлены, что за имена были у их предков, пра-, пра- и прочих бабушек и дедушек… Нет, академиков, профессуры, великих живописцев, скульпторов, не менее значимых поэтов и певцом, иных движителей прогресса там, как правило, не было. Но что важно: с именами их предков, их ними «великими деяниями», как правило, бандитскими нападениями на соседствующие народы – это в устном изложении было! В устном – поскольку и грамотность у данных «больших народов», увы, тоже до недавнего времени в основном отсутствовала!
А потому эти «иностранные» народы по сей день делят себя, разлюбимых, на племена, роды, народности, на всякие там тейпы, кланы и так далее, до бесконечности. И можно только им в их родовой памяти позавидовать!
Но что же у нас, русских?
Сам я родился в городе Горьком (исконном Нижнем Новгороде), крупном промышленном центре Приволжья. С самого детства часто бывал на родине родителей – в простом русском селе Березовка нынешней Нижегородской области. Моя бабушка Прохорова Мария Федоровна, участник Великой Отечественной войны, очень ждала меня в гости.
Каждое лето я проводил в Берёзовке. Особенно хорошо помню то время, когда моя бабушка была председателем сельского совета (то есть непростая была бабушка, а с авторитетом!). Я, пацан, задирал нос, говоря всем, чей я внук!
Село было большое – более двухсот домов. Плюс фабричный цех, ферма, клуб, два магазина, медпункт, детский сад, библиотека, начальная школа. Правда, не было храма. Вернее – было то, что от него осталось. В этом здании размещался магазин и школа.
В тяжёлые девяностые годы мои родители вернулись в своё родное село, а мы с сестрой остались жить и учиться в городе. Мама продолжила свою педагогическую деятельность и стала директором сельской начальной школы, к тому времени уже малокомплектной. Всю душу она вкладывала в воспитание и обучение деревенских ребятишек.
Но как на селе, даже в тяжелейшие времена, без песни?
Всегда пели, и на работе, и во время различных праздников. Были застольные, свадебные песни, а также колыбельные.
В своё время в местном клубе был духовой оркестр. Но страна менялась, и образ жизни в селе тоже менялся. Развалился совхоз, закрыли детский сад, народ стал покидать село.
Тогда Завьялова Надежда Михайловна решила создать школьный музыкальный коллектив «Лапоточки» из своих учеников, благо, дети подобрались голосистые. И стали они участвовать в конкурсах, гастролировать по своему Вачскому и соседним районам. Но главная цель всех её усилий было – сохранение преемственности поколений, традиций и обычаев русского села.
Поэтому собрала она жительниц села, которым было за шестьдесят, и попросила вспомнить и показать старинные обряды и танцы. Запоминала всё, записывала, сшила народные костюмы для детей. Бабушкам тоже понравилась идея – петь народные, старинные песни. Так в далеком 1998 году в селе Берёзовка появился самодеятельный народный ансамбль «Заветная глубинка».
Своим названием ансамбль обязан нашей землячке певице Марковой Раисе Ивановне, которая много помогала коллективу. Сейчас ансамбль «Заветная глубинка» участник множества конкурсов, визитная карточка Вачского района Нижегородской области. Коллектив отмечен множеством наград Правительства области, депутатского корпуса. Но это всё мелочи, по сравнению с тем как гордятся им жители села. Конечно, во многом это заслуга руководителя коллектива – Орловой Галине Витальевне. Именное её энергия и неравнодушие к жизни села помогает развиваться самодеятельному ансамблю.
29 июля 2023 года в селе Берёзовка было сразу два праздника: день села и юбилей ансамбля «Заветная глубинка». Праздник удался на славу. Праздничный молебен в сельской церкви, потом концерт, а вечером дискотека и даже салют. Все это очень греет душу, но надо смотреть в будущее. Очень порадовало большое количество детей, принявших участие в праздничном концерте.
А с другой стороны местных детей практически нет, в основном приезжие (дачники). Магазин в селе закрылся (невыгодно экономически). Под угрозой закрытие медпункта. Неперспективным считают село.
Русское село вымирает, слышал уже много раз. Где-то тихо и молча, а у нас под народные песни… Но все равно вымирает. Местных жителей всё меньше и меньше. Как изменить этот процесс и не потерять что-то очень важное, душевное?
Во все времена именно сельское население было демографической базой нашей страны. В городах люди размножаются неохотно, да и экологическая обстановка не добавляет здоровья. Откуда мы родом? Все мы родом из села!
Надеюсь, что многие во власти уже понимают, что без восстановления сельского населения мы просто потеряем страну. Да и я очень не хочу, чтобы усилия моей мамы по сохранению традиций и обрядов наших предков пропали впустую. Хочу, чтобы мои дети и внуки слышали эти песни и помнили свой род до седьмого колена. Чтобы не был мой народ «Иванами не помнящими родства».
Андрей Иванович Завьялов, заместитель председателя Нижегородского отделения Международной общественной организации «Русское Собрание», заместитель директора Института консервативно-аналитических решений, г. Нижний Новгород