Каждый год в конце мая в городе Лысково Нижегородской области проходят памятные мероприятия, посвященные памяти Светлейшего князя Георгия Александровича Грузинского. Имя этого человека тесно связано с историей Нижегородской области, да и страны в целом. Патриот, меценат, много сделавший во славу своей второй Родины. Будучи грузином по национальности и русским по духу, он, будучи обличенным властью подавал пример свои поведением и делами людям, называющим себя элитой страны.
Светлейший князь на своей новой родине, в Лыскове строил храмы, открывал мастерские, заводы, фабрики, богадельни, библиотеки и гимназии… Православный верующий, он неизменно помогал материально нуждающимся в этой помощи. Видно, по делам его выбирали его более 20 лет Главой Нижегородского дворянского губернского собрания.
Совсем недавно мне попалась статья, в которой говорилось, что в соседней Владимирской области более десяти лет пост председателя Владимирского губернского дворянства занимал Светлейший князь Грузинский. Только звали его Николай Ильич. Получается, что в двух областях центральной России продолжительное время губернским дворянством руководили два потомка грузинских царей. Руководили очень достойно и оставили о себе замечательную память.
Для того, чтобы понять как такое могло получиться необходимо заглянуть в историю Грузии. Оба Светлейших князя Нижегородский и Владимирский являются представителями царской династии Багратионов. Свой отсчет хотел бы начать с грузинского царя Константина II (1490-1505) – последнего царя объединенного Грузинского царства. Под гнетом внутренних проблем и давлением со стороны Персии и Турции его царство окончательно распалось. Этим самым дав начало самостоятельным Картлийскому, Имеретинскому и Катехинскому царствам, а также княжеству Самцхе-Саатабаго.
Наступил тяжелый период истории древней Грузии. Междоусобные войны сотрясали страну. Борьба за власть велась всевозможными способами. Брат шел против брата. Некоторые из претендентов на престол пытались получить поддержку в соседних странах. Так, например, царь Давид XI (годы правления 1569-1578) бежал в Персию, где принял ислам и вернулся с войском чтобы отобрать престол у своего брата Симона I Великого. Но царствовал он недолго, брату удалось собрать силы и вернуть себе трон.
Особо хотел бы остановиться на царе Ираклии II (ერეკლე II, Эрэкле меорэ), который сумел объединить два грузинских царства. Царский титул Ираклия II, согласно Георгиевскому трактату, звучал так: «Царь Кахетинский и царь Карталинский, наследный князь Самцхесаатабагский, князь Казахский, князь Борчальский, князь Шамшадильский, князь Кахский, князь Шакский и князь Ширванский, владетель и покровитель Гянджинский Эриванский и прочих».
Главной целью правления Ираклия II было объединение всех грузинских феодальных княжеств в единое государство. За время своего правления он провел 500 сражений из которых победил в 497. Провел масштабные реформы в стране, основал школы и семинарии в Тифлисе и Телави, создал регулярную грузинскую армию. В 1783 году заключил Георгиевский трактат с Российской империей. Отличался царь Ираклий II сильною христианскою верой. Известно об его ответе правителю Персии Надир-хану, когда потребовал тот от Ираклия принятия мусульманства: «Возможно убийство моё, но невозможно растлить и изменить дух мой. Поэтому не пытайся омусульманить меня».
В 1782 году царь Ираклий II официально обратился к России с просьбой принятия Картли-Кахетинского царства под своё покровительство. 24 января 1784 года ратифицированную грамоту Трактата подписали обе стороны и документ вступил в силу. В трактате были перечислены права и обязанности сторон.
Царь Картли и Кахетии отвергал суверенные права Ирана или какого-либо иного государства на свою страну, признавая отныне над собой лишь верховную власть и покровительство России.
С момента подписания договора, правительство Картли-Кахетинского царства осуществляло свою внешнюю политику, согласуясь с представителями русского правительства.
Все вооружённые силы Картли-Кахетинского царства в случае начала военных действий обязаны были выступить на стороне России.
Со своей стороны, русская императрица принимала Грузию под своё покровительство и брала на себя обязательство оборонять Картли-Кахетинское царство от внешних врагов.
Русское правительство гарантировало Ираклию II, полное невмешательство во внутренние дела его царства.
Трактат был снабжён «Сепаратными артикулами», согласно которым Ираклий обязывался пребывать в дружбе и согласии с царём Имерети. В случае возникновения разногласий между двумя этими царствами, русский император признавался третейским судьёй, мнение которого являлось бы решающим при разрешении спорных вопросов.
Для усиления обороны страны русское правительство обязалось постоянно держать в Грузии два батальона пехоты, а в случае начала военных действий — направить в помощь грузинским войскам дополнительные вооружённые силы.
Русское правительство обещало также всеми мерами способствовать тому, чтобы Грузии были возвращены отторгнутые ранее исконные грузинские земли.
В соответствии с трактатом, два батальона русских войск вступили в Тифлис 3 ноября 1783 года, а 23 января 1784 года царь Ираклий II принёс присягу на верность русской императрице.
Теперь вернемся к героям нашей статьи Светлейшим князьям Георгию Александровичу и Николаю Ильичу Грузинским. Оба они являются потомками Картли-Кахетинских царей. Георгий Александрович Грузинский является правнуком царя Вахтанга VI (годы правления 1711-1714, 1716-1723). Второе правление царя Вахтанга VI закончилось вынужденным бегством в Россию вместе с сыном Арчилом.
Светлейший князь Николай Ильич Грузинский является правнуком царя Ираклия II и внуком царя Георгия XII (годы правления 1798-1800), который стал последним царем Картли-Кахетинского царства. Манифестом русского императора Александра I от 12 сентября 1801 года на землях царства была образована Грузинская губерния, центром которой стал Тифлис.
Следует отметить, что матерями обоих князей были русские женщины. Матерью Георгия Александровича Грузинского была княгиня Дарья Александровна Меншикова, внучка сподвижника царя Петра I – Александра Даниловича Меншикова. Матерью Николая Ильича Грузинского была княгиня Анастасия Григорьевна Оболонская. Её отец Григорий Петрович Оболонский длительное время был Егорьевским уездным предводителем дворянства.
Оба наших князя, в соответствии с установленными традициями, проходили военную службу в русской армии. Князь Георгий Александрович вступил в службу подпрапорщиком Санкт-Петербургского пехотного полка. В звании поручика переведен в Елизаветградский легкоконный полк и уволен со службы в звании майора в мае 1788 года. Князь Николай Ильич начинал службу корнетом в Нарвском гусарском полку. В 1868 году был назначен адъютантом к командующему графу А.В. Адлербергу и произведен в штабс-ротмистры. В 1870 году командирован в Версаль к Прусскому королю с собственноручным письмом императора Александра II. В марте 1874 года произведен в подполковники и отправлен в запас с зачислением по гвардейской кавалерии.
После окончания военной службы оба продолжили свое служение на благо России. Георгий Александрович, являясь предводителем дворянства Нижегородской губернии являлся судьей Нижегородского совестного суда, депутатом во время коронации императора Павла I. На свои средства сформировал полк ополчения для войны с французами 1812 года. Николай Ильич после предводительства владимирским губернским дворянством был назначен Губернатором Виленской губернии (1899-1901). Главным губернским городом являлся Вильно (сейчас Вильнюс).
Имея хорошее образование, князья Грузинские много сделали для развития образования и культуры в своих регионах. Строили храмы и школы. Имели дружеские отношения с известными писателями и поэтами. В селе Лысково князь Георгий Александрович открыл свой театр, содержал труппу артистов. К нему в гости приезжали многие известные люди того времени. А его дочь Анна Георгиевна Толстая сыграла огромную роль в становлении приехавшего в Москву писателя Н.В. Гоголя.
Старинная усадьба Николая Ильича Грузинского расположена в живописной местности близ реки Клязьма в селе Михайловское. По проекту петербургского архитектора Е.А. Сабанеева был разработан проект дворцово-паркового ансамбля, который сочетает различные архитектурные стили. В 1880-е годы усадьба в Михайловском являлась центром светской жизни Владимирской губернии. Часто бывавший там Петр Ильич Чайковский называл это место «подобием рая». Также семья Грузинских была хорошо знакома с Львом Николаевичем Толстым.
Оба грузинских князя были яркими представителями своего народа. При этом много сделали для процветания России. Их можно в полной мере отнести к российской элите. Особой чертой национальных элит является их поведение в минуты опасности для страны и своего народа. Они выполняют особую миссию в отстаивании интересов государства.
Думаю, не за горами то время, когда два православных народа России и Грузии смогут наладить хорошие взаимоотношения. Учитывая уроки истории элитам стран следует понять, что только вместе мы сможет противостоять давлению из вне. Вместе будем гордиться нашими общими героями и знаменитыми предками.
Андрей Иванович Завьялов, заместитель председателя Нижегородского отделения Международной общественной организации «Русское Собрание», заместитель директора Института консервативно-аналитических решений, член Союза журналистов России