Одной из блестящих страниц русской истории начала ХХ-го века является ГЭСЛО – гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана, проложившая России Северный морской путь. 16.09.1915 суда ГЭСЛО, вышедшие из Владивостока, пришли в Архангельск.
Эта экспедиция под руководством Бориса Андреевича Вилькицкого совершила последнее в истории человечества крупное географическое открытие. 3 сентября 1913 года на карту была нанесена Земля Императора Николая Второго. Россия приросла 37 000 квадратными километрами суши и обширными территориальными водами на шельфе.
В 1926 году архипелаг Декретом ВЦИК был наименован Таймырским. Позже, без законных оснований, он стал называться Северной Землёй.
Целью ГЭСЛО было проложение северо-восточного, как его тогда называли, морского пути. Необходимость в нём ярко показала русско-японская война.
Экспедиция была крупным достижением России. Специально для неё были построены два первоклассных ледокольных парохода – «Таймыр» и «Вайгач». Поражает скорость их постройки: 2 года и 5 месяцев от начала проектирования до поднятия флагов. Была собрана замечательная плеяда исследователей, опытных мореходов и полярников. Ни одна страна в мире, кроме России, не имела необходимых кадров, технологий и знаний для организации подобного предприятия.
Осенью 1909 года из Кронштадта экспедиция отправилась во Владивосток.
Наиболее полно эта экспедиция описана в книге её участника Н.И.Евгенова и В.Н.Купецкого – «Полярная экспедиция на ледоколах “Таймыр” и “Вайгач” в 1910-1915 годах» (СПб.: ГеоГраф, 2013). Все приведённые ниже цитаты – из этой книги.
Книга эта напомнила о словах самой известной старой русской морской песни «Раскинулось море широко». Ниже показано, почему.
Давайте сначала сопоставим даты, а затем – слова.
Первая грамзапись песни была сделана в 1912 году Юрием Морфесси.
«Не слышно на палубе песен,
И Красное море шумит…».
Ледоколы «Таймыр» и «Вайгач» проходили Красное море в марте 1910 года. В конце года суда встали на зимовку во Владивостоке, а многие члены экипажей приехали до весны к семьям в Петербург. Вероятно, слова песни описывают события именно на этих ледоколах, тем более что: «Ведь “Таймыр” и “Вайгач” были первыми военными кораблями, вышедшими в далёкое, заграничное плавание после трагических событий русско-японской войны 1904-1905 годов».
Сравним же слова песни (курсивом) и книги Евгенова (жирным шрифтом).
«Нет ветра сегодня, нет мочи стоять,
Согрелась вода, душно, жарко.
Термометр поднялся аж на сорок пять,
Без воздуха вся кочегарка».
«…команда, которая в условиях непрекращающейся качки и при жаре, достигавшей в кочегарке +56˚, сильно переутомлялась».
«Товарищ, я вахты не в силах стоять –
Сказал кочегар кочегару,
Огни в моих топках совсем не горят,
В котлах не сдержать мне уж пару.
Ты вахты не кончил – не смеешь бросать,
Механик тобой недоволен…».
«на помощь кочегарам были брошены все, кого только можно было освободить от палубных работ».
«На палубу вышел, сознанья уж нет,
В глазах его все помутилось,
Увидел на миг ослепительный свет,
Упал – сердце больше не билось».
«И тем не менее один из кочегаров “Вайгача” Ян Грунт по прибытии в Коломбо был отправлен в портовый госпиталь».
«Окончив кидать, он напился воды,
Воды опреснённой, нечистой».
«…неоднократно приходилось пользоваться для питья водой из опреснителей, так как принимаемая в портах вода не всегда была хорошего качества. К питьевой воде, чтобы отбить специфический неприятный вкус, часто добавляли красное вино».
«К нему подбежали с холодной водой,
Стараясь привесть его в чувство.
Но доктор сказал, покачав головой:
Бессильно здесь наше искусство».
«С одним из кочегаров, который вообще был здоровым и крепким человеком, случился обморок, потребовавший медицинского вмешательства».
«Проститься с товарищем утром пришли
Матросы, друзья кочегара
Последний подарок ему поднесли,
Колосник обгорелый и ржавый».
«Часто перегорали колосники, совсем останавливая машину».
«Внезапно механик вскричал – Подлецы!
Задам я ему притворяться! –
И, ткнувши ногою в бок ,
Велел ему тотчас убраться.
– Не смейтесь вы! – с ужасом доктор вскричал, –
Он мертвый, совсем застывает!
Механик смущенный тогда отвечал:
– А же их душу узнает!
Я думал, что он мне бессовестно ,
Он не был похож на больного…
Когда бы я знал, что он в рейсе ,
То нанял в порту бы другого».
«Отношения между офицерами и матросами не имели классовых предрассудков… Офицеры щедро делились с моряками своими знаниями и опытом. А их умению организовать свой досуг можно только позавидовать».
«Интересно, что в окончательном виде ежедневное расписание пищевого довольствия хотя и отличалось особенным разнообразием, но, что особенно важно, оно было одинаково для всего личного состава экспедиции. В обычном же плавании офицеры питались отдельно от матросов и фактически несколько лучше».
Сравнение показывает, что художественное представление событий 1910 года значительно омрачает действительность. Была госпитализация – а в песне она становится смертью. Была помощь всей команды кочегарам в трудные часы – а в песне наоборот кочегары несут обычную вахту. Взаимоотношения офицеров с нижними чинами также искажены до неузнаваемости.
Песня «Раскинулось море широко» – один из типичных примеров чёрного мифа о светлом событии в русской истории. Впрочем, на каком судне и когда именно произошло описанное в песне событие – не указано. Поэтому упрекнуть автора вымысла вроде бы и не в чем.
К сожалению, множество подобных мифов как о современных событиях, так и о нашем прошлом, мы встречаем и сегодня. Поэтому ни в коем случае нельзя в своих суждениях о реальных событиях полагаться на достоверность художественных произведений, авторы которых имеют право на вымысел.
В завершение отметим, что «Вайгачом», кочегар с которого был госпитализирован, в этом переходе 1910 года командовал капитан 2 ранга Александр Васильевич Колчак. В ту пору известный русский полярник, ветеран русско-японской войны, автор весьма спорных работ о строительстве флота России. Из японского плена он возвращался через Англию, одновременно с известнейшим британским разведчиком Сиднеем Рейли, прототипом Джеймса Бонда. Прибыв в Петербург, Рейли, родившийся в Одессе с именем Соломон Розенблюм, стал заместителем британского военно-морского атташе; а Колчак приобрёл подозрительно внезапную известность и влияние и предложил выгодную Англии программу строительства русского флота.
Борис же Вилькицкий, открывший России Севморпуть и огромный архипелаг, умер в эмиграции в бедности, с нансеновским паспортом, не приняв гражданства никакой страны и оставшись вечно верным своей родине – России.
Вадим Викторович Рыбин, публицист, капитан 2 ранга запаса
9. Русский Сталинист
8. Знакомьтесь, "Красные интервенты"!
7. Ответ на 6, Русский Иван:
6. С февраля по июль 1918 года на территорию Советской России вторглось более 1 миллиона иностранных солдат!
5. Ответ на 3
С приходом к власти большевиков Советская Россия отказалась поддерживать Антанту и участвовать в войне. Аукнулось тут же. С ноября 1917 года участниками блока начались разработки планов своих действий против России. В декабре было подписано соглашение о разделе России на сферы влияния между Францией и Великобританией. 14 государств поделили Россию и направили свои войска осваивать «свою» землю.
Уже 5 апреля 1918 года японцы высадились во Владивостоке. В середине мая Чехословацкий корпус поднял восстание в Челябинске. Антанта заявила, что корпус является частью их войск. В июне англичане массово высадились в Мурманске, 2 августа в Архангельске, 15 августа - американцы во Владивостоке.
Многовластие в России иностранцы использовали в своих интересах. Под видом помощи, устанавливали на захваченных территориях свои порядки. Насаждались авторитарные военные режимы, осуществлялись политические репрессии и беззастенчивый грабеж. За каждым белым правителем стояла одна из стран: Германия, Австро-Венгрия, Чехословакия, Турция, США, Англия, Франция, Канада, Япония, Италия, Греция, Польша, Румыния, Сербия, Финляндия.
У каждой страны, участвующей во вторжении в Россию, были свои проблемы и свои цели в этой войне. Наивно думать, что на первом месте была идеология. Германия и Австро-Венгрия терпели поражение в Первой мировой войне, в странах бушевал голод и росли революционные настроения. За счет ограбления России они пытались пополнить нехватку провианта в армии.
Япония пыталась создать на границе РСФСР буферное прояпонское государство. Для спокойствия Англии и Франции вместо одной огромной России нужно было несколько Россий, небольших и подвластных Западу. Недаром Черчилль называл армию Деникина «моя армия», столько в нее было вложено средств и сил. Позже он писал: «русские белогвардейцы сражались за наше дело». Именно Великобритания больше всего «поучаствовала» в Гражданской войне.
Румыния решила под шумок прихватить территории, на которых проживали этнические румыны, и на которые она давно с вожделением поглядывала.
США на территории Советской России противодействовали Японии, содействовали в создании независимых государственных образований в Прибалтике, также деловито вывозили всё, что можно вывезти.
Справедливости ради стоит отметить, что идея расчленения России была привлекательна для всех государств, участвовавших в интервенции.
С февраля по июль 1918 года на территорию Советской России вторглось более 1 миллиона иностранных солдат!
Страны – агрессоры вложили в интервенцию огромные средства. И не прогадали. Из нашей страны они вывезли в разы больше. То есть, интервенция себя окупила. Например, из России была вывезена большая часть ее золотого запаса, угнано около 800 судов - 90% торгового флота Российской империи.
4. Ответ на 3, Русский Иван:
По мнению историка И. Ратьковского значителен был вклад интервентов в белый террор. Созданное в 1924 году «Общество содействия жертвам интервенции» собрало к 1 июля 1927 года свыше 1 млн 300 тысяч заявлений от советских граждан, зафиксировавших 111 тысяч 730 убийств и смертей, в том числе 71 тысяча 704 по сельскому и 40 тысяч 26 по городскому населению, ответственность по которым несли интервенты.
3. Всё гораздо сложнее
2. 2
1. 1
В 1933 году была предпринята экспедиция ледокола «Челюскин», который был зажат льдами, сжатие которых привело к разрушению корпуса судна. Участники перехода успели высадиться на лед и были спасены полярными летчиками[15].
Первые шаги освоения Северного морского пути воспринимались как внутри страны, так и за рубежом, как подвиг, а возвращавшиеся из экспедиций полярники были окружены таким же ореолом восхищения, как и первые космонавты спустя несколько десятилетий.
При царском режиме Северный морской путь был никому не нужен. Самодержавие занималось строительством гигантских дворцов и покупкой яиц Фаберже. На те средства можно было организовать не одну экспедицию.