Россия перед революцией была передовой страной, с отлаженной системой управления, развитой промышленностью, высокообразованными кадрами и значительными проектными мощностями.
Одним из доказательств этого является скорость и качество постройки ледоколов «Таймыр» и «Вайгач», прославивших Россию последним крупным географическим открытием человечества – открытием 3 сентября 1913 года архипелага «Земля Императора Николая II-го» площадью 37 000 кв. км., а также первым сквозным прохождением Северным морским путём русскими моряками 16 сентября 1915 года.
Сейчас в 21-м компьютерном веке от начала проектирования корабля до поднятия на нём флага уходит обычно 8–10 лет.
В «отсталой» царской России это заняло 2 года и 5 месяцев.
Притом что, во-первых, спешки не было, не было войны, а Севморпуть нужен был России всегда, ещё Пётр I ставил задачу его нахождения. И, во-вторых, в 1907 году Россия не имела опыта постройки ледоколов, создавали нечто принципиально новое.
Рассмотрим же постройку этих ледоколов в датах.
2 апреля 1907 – правительство России приняло решение «О необходимости продолжения гидрографических работ в Северном Ледовитом океане...». В смету 1908 года внесена постройка двух судов ледокольного типа. Создано Особое совещание для решения, какие нужны суда.
3 мая 1907 – совещание определило основные параметры судов (в т.ч. что они должны быть стальными, а не деревянными).
За примеры взяты «Надёжный» (постр. 1897, Копенгаген), «Ермак» (1899, Англия) и «Фрам» (1893, Норвегия).
«Таймыр» и «Вайгач» стали первыми чисто русскими ледоколами.
20 марта 1908 – на стапелях Невского завода начата постройка (сборка днища) первого ледокола.
25.04.1909 – спущен на воду «Таймыр».
24.05.1909 – спущен на воду «Вайгач».
Затем 3 месяца ушло на достройку на плаву.
23.07.1909 – оба судна предъявлены приёмным испытаниям.
09.10.1909 – окончены приёмные испытания.
07.10.1909 – подняты флаги, гюйсы и вымпела, суда приняты в кампанию.
10.11.1909 – суда ушли во Владивосток через Суэцкий канал.
03.09.1913 – Гидрографическая экспедиция Северного ледовитого океана (ГЭСЛО) на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» открыла землю, названную «Земля Императора Николая II». Начальник ГЭСЛО 28-летний Борис Вилькицкий получил всемирную известность как «последний Колумб Земли».
16.09.1915 – суда пришли в Архангельск, первыми пройдя Северным морским путём.
Шесть лет они бороздили Северный ледовитый океан, с великой пользой и славой для России.
Источник: Евгенов Н.И., Купецкий В.Н. Полярная экспедиция на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» в 1910-1915 годах. СПб.: ГеоГраф, 2013. – 312 с.
Вадим Викторович Рыбин, публицист, капитан 2 ранга запаса
3.
Водолазы отчищают от обрастаний часть борта, где предполагается название корабля - и становится видна первая буква "В", написанная в старинном русском стиле (также её видно и на старых фотографиях ледокола).
2.
Даже тут нужно исказить историю. "Таймыр" бороздил океан еще много лет, спасал папанинцев. Для автора слава России ограничена 1917 годом? Кстати, в 1924 году его бывший капитан Б. В. Давыдов поднял на острове Врангеля советский флаг, что также нелишне отметить.
1.
!