17 июля 2023 г. исполнилось 105 лет со дня расстрела Николая Александровича Романова и его семьи. Несмотря на то, что со дня этого события прошло значительное время, многие учёные, общественные и церковные деятели терзаются сомнениями по поводу характера личности Его Величества Николая II как помазанника и самодержца. Одни говорят о том, что он был сильной личностью, поэтому выбрал смерть, другие твердят о том, что он был слабым Императором, поэтому не смог удержать Российскую Империю от надвигающейся революционной катастрофы. Так ли это? Попробуем разобраться.
Добрый значит слабый? 6 мая 1868 г. в семье Императора Александра III и Императрицы Марии Фёдоровны родился сын, которого назвали Николаем. Православная Церковь в этот день чтит память Иова Многострадального, известного ветхозаветного персонажа, благочестивого и праведного человека, который по попущению Божьему и желанию дьявола стал невинным страдальцем, оказавшись втянутым в пучину болезней, лишившись хозяйства, семьи и детей. Но при всех свалившихся бедах, Иов никогда не роптал на Бога и продолжал хранить Ему верность. «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1:21), – приговаривал Иов. Когда Иов умер, о его смерти скорбел весь Израиль. Уже одно это, казалось бы, совпадение предрекло нелегкую жизнь будущего Императора.
Николай Александрович был назван в честь своего дяди Николая, умершего от менингита 3-мя годами ранее в возрасте 21 года. И для семьи Александра III сразу стало понятно, что именно он как старший сын является наследником царского престола.
В отличие от своего темпераментного покойного дяди, Николай Александрович с самого раннего детства отличался невозмутимым спокойствием и кротостью нрава. Причём кротость эта настолько поражала окружающих, что над ним однокурсники часто посмеивались и, как бы сейчас сказали, троллили. Во время его учёбы в Царскосельском лицее очень мало кто воспринимал его как будущего наследника престола. Его доброту принимали за слабость, как это часто бывает в жизни христианина. Так миф о слабости Николая II стал коваться, когда он был ещё совсем юн.
Миф о добром и слабом человеке включает в себя также представление о разнузданной жизни в юности будущего самодержца, что, дескать, он прожигал дни своей юности в грехах пьянства и разврата. Этот слух активно распространял однокашник Николая II, будущий либерал и самоубийца В.П. Обнинский, позже опубликовавший книгу «Последний самодержец». С этим представлением как раз и связана задумка кощунственного фильма Алексея Учителя «Матильда», в котором рассказывается о якобы имевшихся любовных отношениях Николая II и балерины Матильды Кшесинской.
К слову сказать, знакомство Николая Александровича и Матильды действительно имело место быть в начале 1890-х гг. И балерина влюбилась в будущего Императора, о чём она писала в своем дневнике: «В тот же вечер он был в театре, и я его увидела впервые после путешествия. Я была счастлива, но это счастье длилось недолго. Вскоре он уехал с родителями в Данию и вернулся в Петербург лишь к концу года». Сам же Николай Александрович уже собирался жениться на немецко-английской принцессе Алисе (позже крещёной именем Александра), поэтому, несмотря на чувства Матильды, роману этому не суждено было воплотиться. Самой же Матильде верить нужно с осторожностью, поскольку, как пишет историк А. Боханов, она, будучи влюбленной в Николая Александровича, многое в своих мемуарах путала и слишком предавалась чувственным размышлениям, часто неверно трактуя события.
Знаки свыше о грядущих страданиях и мученической кончине. Одним из первых потрясений, как бы сейчас сказали, знаков, связанных с будущими страданиями Николая Александровича, стало крушение царского поезда 17 (29) октября 1888 г. у ст. Борки под Харьковом (ныне село Первомайское). Тогда поезд двигался из Крыма в Санкт-Петербург. Крушение произошло по причине высокой скорости и слабого строения верхних путей. В катастрофе погибло 19 человек. Правительственный вестник писал: «Все основание с колесами выбросило, стенки сплюснулись, и только крыша, свернувшись на одну сторону, прикрыла находившихся в вагоне. Невозможно было представить, чтобы кто-либо мог уцелеть при таком разрушении». Царская семья осталась жива, и многие тогда трактовали это как чудо. На месте крушения в следующем 1889 г. был воздвигнут православный Храм Христа Спасителя, который, к сожалению, был взорван во время Великой Отечественной войны.
Следующее знамение о грядущих страданиях имело место быть 18 (30) мая 1896 г. в дни праздника по случаю коронации Николая II. На Ходынском поле во время народных гуляний по случаю вступления Императора Николая II на царский престол произошла давка, в результате которой по официальным данным погибло более 1300 человек. Натиск толпы произошёл, когда буфетчики людям раздавали съестные подарки. Николай Александрович очень переживал по поводу произошедшего. Это видно даже по тексту его дневника, который больше напоминает сводку о событиях жизни Императора, чем описание глубинных переживаний и размышлений Государя: «сегодня случился великий грех. Толпа, ночевавшая на Ходынском поле, в ожидании начала раздачи обеда и кружки, наперла на постройки, и тут произошла страшная давка, причем, ужасно прибавить, потоптано около 1300 человек!! Я об этом узнал в 10 ½ ч. перед докладом Ванновского; отвратительное впечатление осталось от этого известия. В 12 ½ ч. завтракали, и затем Аликс и я отправились на Ходынку на присутствование при этом печальном “народном празднике”». После событий Его Величество лично распорядился выдать родственникам пострадавших по 1000 руб. на каждую семью. Кстати, вполне вероятно, что именно это событие создало миф о Николае II как о «Николае кровавом», с которым чаще всего связывают другое не менее значимое событие – так называемое «кровавое воскресенье» 9 января 1905 г., о чем мы уже писали.
Ещё одним характерным знамением грядущих страданий Николая II стала канонизация великого русского старца Серафима Саровского, которого Его Величество и вся Царская семья глубоко почитала. Канонизация состоялась 18 июля (2 августа) 1903 г., т.е. через 70 лет после смерти преподобного. Почитание Серафима Саровского связано с духовными переживаниями Царской семьи по поводу наследника престола. В семье Николая II и Александры Фёдоровны до появления Цесаревича Алексея рождались только девочки. Государь очень хотел и ждал появления наследника. Когда Николаю II показали дивеевскую летопись при посещении Серафимо-Дивеевского монастыря, монахиня Пелагея передала завещание Серафима Саровского о том, что настало время открытия мощей и прославления преподобного. Сам старец Серафим говорил: «Будет Царь, который меня прославит».
На канонизацию старца Серафима Святейший Синод Русской Православной Церкви шёл не очень охотно, поскольку процедура проводилась без всякой проверки подлинности фактов, свидетельствующих о святости преподобного.
По оценкам специалистов, а также самого Государя в день канонизации в Саровском монастыре собралось до 60 тыс. человек. Это был воистину народный праздник. Великий князь Сергей Александрович написал в своем дневнике, что во время канонизации исцелилась немая девочка. В семье же Государя через год после этого знаменательного события родился наследник – Цесаревич Алексей.
Нужно сказать, что во время правления Николая II по личному ходатайству Государя Русская Православная Церковь канонизировала столько святых, сколько не было прославлено ни при одном русском Императоре, по крайней мере, в Синодальный период. Причем канонизированы были даже святые, чье прославление давно было отложено (понятно, по каким мотивам). Так, например, в 1913 г. был прославлен в лике святых Патриарх Гермоген, мученик и великий духовный защитник земли русской в годы смутного времени и польского ига. Также помимо вышеназванных угодников Божьих при Николае II были прославлены в лике святых Феодосий Углицкий (1896), Иоасаф Белгородский (1911), Питирим Тамбовский (1914) и Иоанн Тобольский (1916). И это неудивительно. Зная, какого устроения души был Николай II, можно сказать, что Его Величеством преследовал исключительно духовные цели устроения Святой Руси.
Такого внимания вопросу канонизации святых доселе не уделял ни один русский монарх. Этим Николай II вызывал негодование и ненависть среди представителей своего элитарного окружения, которые видели в этом не личное благочестие Императора, а некое самоуправство и повод для удаления от дел государственного управления.
Неизбежность катастрофы. Во время правления Николая II случилась Великая мировая война, которую наши историки несправедливо забыли вследствие пребывания в плену большевистской идеологии, считавшей данную войну империалистической и приведшей к роковым для России событиям Февраля и Октября 1917 г. Однако это далеко не так.
Николая Александровича смело можно назвать миротворцем. В то время как США и вся просвещённая Европа готовилась к мировой войне, Николай II всеми силами пытался создать механизмы по сохранению мира на планете Земля. Именно он, предчувствуя неизбежность мировой войны, ходатайствовал о проведении Первой мирной конференции для разработки законов и правил ведения войны в новую грядущую эпоху.
Первую мировую войну Государь всячески пытался остановить. После убийства сербским террористом Принципом наследника австрийского престола Эрцгерцога Фердинанда Австро-Венгрия объявила войну Сербии. Николай II, объявив мобилизацию в Российской Империи, отправил телеграмму немецкому императору Вильгельму о том, что, если Австро-Венгрия нападёт на Сербию, Россия будет вынуждена заступиться за своих сербских православных братьев по вере. В ответ немецкий император выдвинул условия: или Россия останавливает мобилизацию, или Германия объявляет войну России.
Уже в дни войны летом 1915 г., когда русская армия переживала тяжёлое время на фронте, терпя поражение в Бресте, Риге и других городах, испытывая снарядный голод, 23 августа (5 сентября) Его Величество принял командование на себя, что привело к установлению дисциплины, порядка и относительной стабилизации ситуации на фронте. Это было достаточно мудрым, можно даже сказать, мужественным решением Государя. Но, обвиняя в слабости Николая II, историки забывают, что Его Величество одновременно командовал армией, решал дипломатчиеские проблемы, пытался разобраться с проблемой снарядного голода, боролся с парламентом и обезумевшей к тому времени Государственной думой и т.д. Чтобы возглавлять армию и одновременно управлять государством, тем более таким, как Российская Империя, нужно иметь много физических и духовных сил. Современные люди часто не могут преуспеть в решении насущеных вопросов, что уж там говорить об управлении великой страной, где неодбходимо думать о каждом человеке, а на фронте – о каждом солдате особенно в кризисное время.
Что бы ни писали современные историки, результатом поступка Николая Александровича стало то, что к декабрю 1916 г. проблема снарядного голода в армии была решена, а русские войска после знаменитого Брусиловского прорыва и других успешных наступательных операций уверенно шли к победе. Но…. Случился февраль 1917 г.
Знаменитый западнорусский историк И.Л. Солоневич пишет, что ошибкой Николая Александровича стало чрезмерное доверие своему генералитету. Государь, будучи благочестивым человеком, и в мыслях не мог подумать о предательстве своих генералов – Л.Г. Корнилова, М.В. Алексеева, Н.В. Рузского и других. И в этом был его роковой недосмотр. И эта проблема не только Государя, а всего русского человека в целом. Мы действительно склонны доверять людям, особенно тем, с кем мы находимся в близких отношениях. Митрополит Иоанн (Снычев) говорил, что проблема русского человека в его излишней доверчивости другим. Собственно, этим враг рода человеческого часто и пользуется.
Заговорщикам нужна была поддержка генералитета, поскольку все понимали, что победа России в Первой мировой войне приведёт к победе Государя. А монархия заговорщикам была не нужна, поэтому они были заинтересованы в предательстве генералов. В этом смысле значение событий Февраля 1917 г. гораздо более глубокие и важные, о чём мы уже писали. Без Февраля не было бы Октября 1917 г.
Предательство элит показывает, прежде всего, духовно-нравственный кризис, бездуховность русского элитарного общества начала ХХ в. и уход элиты от своих корней – православной веры. Предательство Царя, который есть Божий помазанник, сродни предательству Христа Иудой Искариотом. И учитывая этот фактор бездуховности, можем смело сказать, что катастрофа 1917 г. была неизбежной.
Выбор смерти во имя жизни – это выбор сильного человека. Царскую семью расстреляли в Ипатьевском доме (Доме особого назначения, как назвали его большевики) в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 г. Накануне над семьей Царя комендант со своей свитой часовых, охранявших Ипатьевский дом, издевались – держали взаперти и не выпускали на свежий воздух, воровали вещи, стремясь напугать, стреляли в воздух и т.д. Но апогеем всего перечисленного стало цареубийство.
До сих пор ведутся дебаты по поводу того, кто приказал сделать это дерзкое преступление (а по оценкам некоторых специалистов и историков, ритуальное убийство) – то ли большевики, то ли эсеры. Ясно одно: Государь и его семья приняли смерть достойно, за что и были прославлены в лике святых. Они выбрали смерть, чтобы оказаться в Царстве Небесном, и нам, русским людям, родившимся позднее, подарить жизнь. И выбор смерти ради жизни есть проявление силы.
Александр Церковный, публицист
Канонизация преподобного Серафима Саровского
50. Ответ на 44, учитель:
////////////////////
Однако, вот какая-незадача-то получается… Положим, приходят к иному правителю, имеющему такой «приборчик-измеритель» «благодати» «подданные» «возжелавшие» его отставки… И возникает у него выбор - толи «наказать» их ту же, аль… действительно податься на покой? Он за «прибор» - спрошу-ка, а у того «стрелка» на влево – ни вправо? Как «зафиксировала» текущее «значение» - так и «дожидается» действия-выбора носителя «оборудования» - толь в «прибавку» сработает в результате выбора – а может быть, что и в «глубокий» минус? А речь-то идет не только о жизни и смерти физической…
Вот царь Николай II и произвел выбор – без «устройства»… Внешнего, разумеется. А внутреннее сработало так, как сработало… В конце-концов, за Господом же РЕШЕНИЕ – ПРЕДУСТАНОВЛЕННОЕ?
И все же – могла ли ситуация «развиться» в ином «русле»?
49. Ответ на 48, Vladislav:
48. Ответ на 47, учитель:
47. Ответ на 46, Vladislav:
46. Ответ на 41, учитель:
45. Ответ на 42, учитель:
///////////////////////
А что могло «произойти»-то с преподобным? Служил Богу, спасал душу, а когда настало время «открыться» - духовно наставлял страждущий народ?
А вот то, что может случиться (иль уже произошло?) с иным грешником угораздившего попытаться «соединить» ВЕРУ с достижениями Научно-Технической Революции, без всяких «версий», а по факту «служит» следующая приключившаяся с нашим современником «история» в коей «волею» случая однажды пришлось основательно разбираться и получившую когда-то достаточно «широкое» освещение в СМИ… Итак, чрезвычайно (!) кратко, хотя в ней столько открылось деталей-подробностей и едва ли не детективных «поворотов» - фактуры на крепкую «книжку» достанет и весьма поучительную!
Жил-был человек, работал руководителем, профессионал, разносторонне талантлив - со множеством «интересов»… Разумеется, не остался в стороне от религии и… вообще «потусторонних» явлений… Привечал и «теоретико-материальные» всякие там «фотонолеты», «нырки-переходы» в межзвездном пространстве… Естественно, «волновал» вопрос зарождения жизни на Земле… Да еще на «фоне» этого «обладал», скажем там – определенными «мистическими» «способностями»… В итоге «оно» и «СКЛЕИЛОСЬ» да «вдобавок» литературным «пером»… В «ОТКРЫТИЕ»! Прям «в ногу» с НТР! Человека «осенило» - оказывается, мол, «кожаные» одежды Адама и Евы вовсе не таковые, а дескать… скафандры? И, конечно же, «инопланетян»? И «те», естественно, «без внимания» сию «интерпретацию» не оставили – «явились» к тому человеку… Как и положено - в «скафандрах», черно-красных, облегающих «формы»… Состоялся «разговор»… В прессу «детали» и тем более - существенные, тогда не попали – считается (?), что читателям куда занятнее «жареные» «факты» нежели погружение в них да с «раскруткой» явно не случайной предыстории, так что подробности пришлось «выяснять» в «инициативном» порядке… Человек-то, не позабыл задать вопрос о Христе т.н. «звездным» «собратьям»… Скажем так – АТЕИЗМА пред спрашивающим «они» – по уверениям «мотающиеся» «от галактики к галактике» - не выказали… Ну еще бы бесам да не знать о существовании Господа?
44. Ответ на 39, Александр Волков:
///////////////////////////
Все же повнимательнее почитайте то, что сказал преподобный Серафим Саровский в изложении Н. А. Мотовилова – о каком «измерении» там идет речь и вообще может вестись? И Евангелие откройте, прежде всего… Там никаких «томографов», никакой НТР… Как там в неувядаемом фильме «про Шурика»: - «Пока еще не поздно – нам сделать остановку… Кондуктор, нажми на тормоза!»?
«Мы» же явно «едем» не туда…
По этой теме советовал бы ознакомиться с рассказом Ивана Антоновича Ефремова " Путями старых горняков". Советский горный инженер спорит со старый царским штейгером. Тот говорит , мол, в старину так руду искали , примечали куда жила идет, какое зерно в породе, где лежит рудное тело. Советский инженер , говорит , что такой премудрости нужно всю жизнь учиться, да не у всякого получится. А по приборам можно зараз понять , где залежи полезных ископаемых. Так и тут можно всю жизнь стяжать БЛАГОДАТЬ СВЯТОГО ДУХА и остаться ни с чем. Так с большинством и происходит. А тонкое оборудование может сразу указать на ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК. Потому, что эта Божественная энергия вполне реальная. Почему сейчас много царебожников, а БЛАГОДАТИ СВЯТОГО ДУХА нет.
43. Ответ на 40, Vladislav:
42. Ответ на 39, Александр Волков:
///////////////////////////
Все же повнимательнее почитайте то, что сказал преподобный Серафим Саровский в изложении Н. А. Мотовилова – о каком «измерении» там идет речь и вообще может вестись? И Евангелие откройте, прежде всего… Там никаких «томографов», никакой НТР… Как там в неувядаемом фильме «про Шурика»: - «Пока еще не поздно – нам сделать остановку… Кондуктор, нажми на тормоза!»?
«Мы» же явно «едем» не туда…
И что произошло с батюшкой Серафимом? Ваша версия ?
41. Ответ на 40, Vladislav: