9 декабря 2022 г. был очередной день памяти жертв геноцида. С 2015 года 9 декабря, согласно решению Совета ООН по правам человека, был объявлен Международным день памяти жертв геноцида. Такое решение было принято в связи со 100-летней годовщиной геноцида армян, который проводился на территориях, контролируемых Османской империей в годы Первой мировой войны. Именно это событие положило начало возникновению понятия геноцида как противоправного действия, совершаемого с целью полного или частичного физического уничтожения народа по религиозному, национальному, этническому и расовому признаку.
Неслучайно, понятие геноцида возникло именно в XX в., когда человечество столкнулось с доселе невиданными глобальными военно-политическими конфликтами – двумя мировыми войнами, а Россия – вдобавок с революцией 1917 г. и Гражданской войной 1917-1922 гг. И больше всего в этих войнах, как известно, пострадал русский народ, крестом которого оказалась тотальная чистка, проводимая объединенными силами Запада с целью уничтожения и порабощения славян.
Учитывая военный контекст того, что происходит в настоящее время на многострадальной земле Малороссии, попробуем разобраться и проследить историю геноцида русского народа.
Сегодня поговорим о первых концентрационных лагерях, созданных на территории Австро-Венгрии в годы Первой Мировой войны для уничтожения Галицких и Закарпатских русофилов.
Зачатки русофобии и начало геноцида. К середине XIX в. после того, как русские войска помогли подавить буржуазные революции в Австрийской империи, в Галичине и Закарпатье (современная Львовская, Тернопольская и Ивано-Франковская область) начинает формироваться русофильское движение: представители закарпатской и галицкой интеллигенции начали серьезно интересоваться русским языком и культурой. Среди этой интеллигенции были поэты, писатели, педагоги, ученые, военные, священнослужители (причем не только православные, но и униатские, ряд из которых со временем воссоединялись с православием) и т.д. Они занимались тем, что, изучая русский язык и культуру, продвигали их на территории Закарпатья и Галиции: строили монастыри и храмы, преподавали русский язык и литературу в учебных заведениях, сами писали и издавали литературные произведения на русском языке, устанавливали памятники деятелям русской культуры и т. д.
В основе русофильскую движения лежала православная вера. Еще в конце XVI – начале XVII вв. как ответ на униатскую экспансию католиков в Малороссии под управлением святителя Петра Могилы стали возникать братские православные общины, задача которых заключалась в том, чтобы объединить и просвещать людей с целью сохранения православной идентичности в народе.
Но ситуация поменялась с началом Первой мировой войны, когда все те, кто так или иначе был связан с русским языком и культурой на территории Галиции, Закарпатья и Буковины, начали подвергаться жестоким репрессиям со стороны австро-венгров: русских людей (в первую очередь самых беззащитных – женщин и детей) пытали, морили голодом, избивали до смерти. Также осквернениям подвергались святыни. К примеру, в Почаевской лавре устроили кинематограф, утварь и иконы вывезли, более десятка монахов отправили в концентрационные лагеря.
Но самыми жестокими оказались австро-венгерские оккупанты на территории Галицкой Руси, организовавшие там настоящий террор против русского народа. Ненависть к русским здесь была настолько сильной, что населению впервые за голову русского человека предлагали денежное вознаграждение от 50 до 500 крон (огромные деньги по тем временам). Крестьянские семьи уничтожали: мужчин и женщин с детьми отделали друг от друга, ставили к деревьям и расстреливали без суда и следствия. Только в одной деревне Цинева Городоского уезда 60 мужчин и 80 женщин было арестовано и убито. Священнослужителей также расстреливали, вешали или закалывали штыками.
Так было положено начало первого в мировой истории геноцида русского народа.
Талергоф и Терезин – первые концентрационные лагеря для русских на территории Европы. Талергоф. Понятие концентрационного лагеря, как и сам лагерь, собственно, создали не немцы, как многие могут подумать, а англосаксы. Первые такие лагеря возникли в англо-бурской войне (1899-1902) для насильственного содержания (концентрации) пленных буров, о чем писал еще Артур Конан Дойль, который был участником этой войны.
Первые же концентрационные лагеря для русских появились в ХХ в. не при нацистской Германии, а на территории Австро-Венгрии. Это были лагеря Талергоф (территория современного австрийского аэропорта Грац-Талерхоф) и Терезин (Терезинская крепость, современная Чехия).
Концентрационный лагерь Талергоф представлял собой участок открытой местности в форме четырехугольника, расположенный на равнине у Альпийских гор в глубине Австро-Венгрии, организованный для заключения пленных русских галичан, заподозренных в государственной измене в годы Первой мировой войны. Со временем это место обнесли колючей проволокой и поставили охрану, пригрозив расстреливать любого пленного, кто хоть на йоту приблизится к заграждению.
Первых пленных в лагерь Талергоф привезли уже через месяц после начала войны с Россией – в сентябре 1914 г. Это были привезенные из Прикарпатья русские люди разных возрастов и сословий. Они просили о помощи, изнывая и молясь, падали на колени, но никто их не слушал. Все было напрасно. Каждый солдат и конвоир лагеря имел возможность издеваться над пленными русскими людьми. И он ею охотно пользовался.
Помимо издевательств конвоиров, заключенные переживали страшнейший холод. В камерах было одно одеяло на всех, а то и не было вовсе. Одежду забирали на дезинфекцию. Люди болели и замерзали до смерти, поскольку холод в этой горной местности по ночам жуткий.
По свидетельству священника Григория Макара, главной бедой пленных в Талергофе были насекомые, которые не давали покоя ни ночью, ни днем. А антисанитарные условия привели к тому, что в лагере часто возникали эпидемии различных заболеваний (например, тифа), из-за которых люди быстро умирали.
Обязательным атрибутом лагерной жизни Талергофа были принудительные работы, к которым принуждали интеллигенцию в лагере, прежде всего, духовенство. Они работали поварами, кучерами, землекопами, столярами и т. д. Естественно работа была без всякого вознаграждения. Иногда за этот рабский труд к ужину давалась прибавка из куска хлеба или рыбы. Те же, кто по каким-то причинам работать не мог, умирали от голода.
Молодых заключенных австро-венгры набирали себе в рекруты. Те, кто отказывался, принудительно вешали. Причем повесить могли не только за отказ служить Австро-Венгрии. Поводом для такого наказания могла быть любая мелочь, например, курение у барака ночью. Затем после совершения казни тела замученных людей вывешивали по всему периметру лагеря для устрашения.
Помимо русских, в Талергофе также располагались пленные евреи, поляки и представители украинской интеллигенции. Последние через своих депутатов в Вене получали освобождение (Думается, понятно почему. Уже тогда так называемая украинская интеллигенция себя проявила с лучшей стороны). Так в аду Талергофа освобождалось место для прибытия новых пленных из другого лагеря – Терезина.
Терезин – концентрационный лагерь для русских в Чехии. Если взглянуть на карту, то на севере современной Чехии можно увидеть г. Терезин, расположенный в Устецком крае страны. Именно здесь в годы Первой мировой войны австро-венгерские власти соорудили лагерь для русских галицких заключенных из крепости, которая ранее служила тюрьмой для преступников.
Первые пленные русские, привезенные из Прикарпатья, также появились здесь в сентябре 1914 г. Большую часть заключенных загоняли в темные казармы и погреба. И первое время пленные здесь не умирали, а становились слепыми или сходили с ума от всей этой мрачной обстановки.
При этом, по свидетельству очевидцев, сперва жизнь в Терезинской тюрьме не была такой тяжелой: заключенные могли играть в шахматы, молодежь занималась гимнастикой, а крестьяне – разговорами о скором присоединении Галичины к Российской империи.
Однако после некоторых провалов Австрии на фронте условия пребывания резко ухудшились: постель и матрасы забрали для раненных, и заключенные стали спать на полу, вследствие чего появились насекомые, возникали различные заболевания. Также начали проводить допросы и гнать на принудительные работы. Гулять разрешалось только в узком внутреннем дворе лагеря.
Молитва и братство – утешение для скорбящих заключенных. Нужно сказать, что со временем русский народ приспособился к этим тяжелым и нечеловеческим условиям: на принудительных работах стали сооружать койки для сна, в казармах стали соблюдать чистоту, чтобы искоренить насекомых, а сами пленные сблизились друг с другом в общении.
Огромным утешением для русских православных заключенных всех лагерей, в первую очередь, конечно, для священнослужителей, были братская молитва и Божественная Литургия, которую многие коменданты (правда, не все), к слову сказать, разрешали служить. В первую очередь служили на большие праздники – на Рождество Христово и Великую Пасху. В Терезине конвоиры на праздники даже выпускали пленных в большой крепостной зал. Заключенные друг друга приветствовали словами пасхальной радости: «Христос воскресе!». Им отвечали: «Воистину воскресе!» Эти крики радости были настолько громкие, что долетали до соседних казарм. При этом бдительность конвоиров сохранялась: со всех сторон была выставлен охрана, чтобы никто не смог сбежать.
Так христианская вера помогала русским людям, несмотря на тяжелейшие условия жизни в этих концентрационных лагерях, оставаться свободными. Недаром Ф.М. Достоевский в «Записках из мертвого дома» писал, что свобода русского человека является даже более свободной, чем сама свобода, поскольку духовную свободу возможно обрести только в Боге, и тогда истина сделает людей свободными (Ин. 8:32) даже в тяжелых условиях заключения. Об этой христианской свободе свидетельствуют мученики русской Галиции.
Дело геноцида касается не только евреев. За все время Первой мировой войны через Талергоф прошло около 30 000 заключенных, через Терезин – около 3000, из которых более 2000 убито. При этом наибольшую известность Терезин приобрел вовремя Второй мировой войны, когда на этом месте находилось еврейское гетто, куда были помещены около 140 000 евреев со всей Европы. Вот почему история о Терезине в годы Первой мировой войны для многих стала делом «давно минувших дней и преданием старины глубокой». А между тем, дело геноцида касается не только холокоста, но и геноцида русского народа, чему история прошлого и нынешнего века также является свидетелем.
Александр Церковный, православный публицист