В 2022 году исполняется 117 лет со дня развития событий 9 (22) января – так называемого «кровавого воскресенья», когда у Зимнего дворца произошло столкновение царских войск с демонстрантами, выведенными под предводительством священника Георгия Гапона. В результате этого вооруженного столкновения погибло около 200 человек, около 800 человек получили ранения. Это событие стало поводом для критики царской России и личности Государя Николая II, который в советской пропаганде получил прозвище «кровавый».
Но история с событиями 9 января является не такой простой, какой она может показаться на первый взгляд. Попробуем в ней разобраться.
Как это было? К началу ХХ века в Петербурге активно действовали различные революционные подпольные кружки и движения, где собирались различные деятели либерально-демократических взглядов. Деятельность этих «кружков» не является чем-то новым для России, поскольку еще со времен правления Петра I Россия стала перед выбором двух векторов развития – либерально-европейского с государственным устройством по европейскому принципу или православно-патриотического с сохранением монархической формы правления. Затем, уже в XIX в., это стало поводом для большой дискуссии славянофилов и западников, которая в нашем восточнославянском обществе продолжается и по сей день.
Одним из таких кружков был обществом фабрично-заводских рабочих, во главе которого в 1903 г. стал Георгий Гапон. Это был священник, который в годы учебы в Полтавской духовной семинарии заразился идеями толстовства, из-за чего конфликтовал с начальством и чуть было не был отчислен. По окончании семинарии он решил не принимать монашеский постриг, а идти на «общественное служение», средством которого избрал не Церковь и служение Христу, а рабочий профсоюз и служение мамоне.
Рупором событий стало известие о сдаче русскими войсками Порт-Артура 21 декабря 1904 г. японцам в войне. 3 января Путиловские рабочие во главе с Гапоном начали свою забастовку.
Первоначальным требованием рабочих Путиловского завода было увольнение одного из мастеров, якобы выплатившего заработную плату четверым рабочим без всякого основания. Затем со временем требования стали возрастать, постепенно переходить в политическое русло и носить всё больше трудноисполнимый и порой даже абсурдный характер. Чего стоит только требование проведения политической амнистии всем заключённым и отмены всех налогов, включая косвенные!
Затем была составлена петиция революционного содержания в адрес Его Императорского Величества, которая была опубликована в газетах. С помощью прессы 7 января был объявлен призыв выхода на якобы «мирный протест» (ничего не напоминает?), носящий чисто экономический и религиозный характер.
Священник Георгий Гапон
9 января 1905 года демонстранты в количестве до 300 тыс. человек во главе с Гапоном вышли на «мирный протест» сначала к Нарвским воротам, а затем к Зимнему дворцу под прикрытием икон и хоругвей. Власть перегородила им путь кордоном из войск. Раздались выстрелы, начались хаос и неразбериха. Пролилась первая кровь, которая так нужна была революционерам.
На Васильевском острове в Петербурге люди стали собираться толпами на улицах и строить баррикады. Начали распространяться слухи о сотнях, тысячах убитых и пострадавших (опять же, ничего не напоминает?) среди демонстрантов.
Гапон по итогам этих событий скрылся, а в 1906 г. был убит своими же соратниками. Предателей, как говорится, нигде не любят.
Кто стоит за событиями 9 января 1905 г.? События эти происходили в годы русско-японской войны, в которую Россия была насильно втянута. По итогам войны, как известно, Российская Империя потерпела поражение, отдав во владение Японской империи г. Порт-Артур и территории Южного Сахалина.
Но перед началом зимы 1904 г. ситуация на фронте была стабильной, русские войска уверенно двигались к победе, поэтому японцам необходима была провокация, которая позволила бы Российскую Империю ослабить изнутри. И ослабила. Нужно сказать, что слух об этих событиях в Императорской армии снизил боевой дух войск, в результате чего была упущена победа в Маньчжурии, а пять сотен русских солдат было взято в плен, о чём со слезами отмечал в своем дневнике святитель Николай (Касаткин), чья русская Церковная миссия в Японии выпала на годы этих страшных для России испытаний: «По газетным известиям, еще 500 русских пленных везут в Японию, взятых в недавнем сражении в Манчжурии. Боже, да когда же прекратится это! Уже сорок тысяч, если не больше, всех пленных! Это целое большое войско. И вот результат года войны, в дополнение к тому, что русский флот уничтожен, миллионы издержаны, сотня тысяч легла на поле битвы, внутри Россия расстроена мятежами, пред миром опозорена».
Победа японской армии в войне была одержана не без помощи внутренней смуты, уже процветающей в Российской Империи. И этой смутой была заражена, прежде всего, русская элита и интеллигенция. Так, например, глава Совета министров С.Ю. Витте говорил, что России рано еще побеждать, для победы ей нужны поражения. Так в развитии этой смуты не последнюю роль как раз и сыграли события 9 января 1905 г.
У руля организации «кровавого воскресенья» стоят, прежде всего, японские спецслужбы, а также русская элита, которая предала Государя и не стала сообщать Николаю II информацию о готовящемся бунте. Император Николай II никаких распоряжений о стрельбе в демонстрантов на поражение не давал. Более того, из-за предательства элит новость о событиях 9 января застала Государя врасплох, о чем свидетельствуют следующие строки в его дневнике: «…В Петербурге произошли серьезные беспорядки вследствие желания рабочих дойти до Зимнего дворца. Войска должны были стрелять в разных местах города, было много убитых и раненых. Господи, как больно и тяжело!...». Соответственно, «пули в спины! /в груди! / и в лбы!», в которых в последствии обвинял Государя большевистский поэт В.В. Маяковский и советская историко-мифологическая наука, являются не более чем вымыслом, созданным с целью дискредитации образа дореволюционной Российской Империи.
Одним из ключевых факторов трагедии 9 января стали выстрелы, прогремевшие из толпы. Их задачей было столкнуть лбами рабочих с царскими войсками, что в итоге и получилось.
Получив задание от партии эсеров и финских радикалов, тесно связанных с еврейскими американским банкирами и революционером Л.Д. Троцким, спонсировавшими русскую революцию, священник Георгий Гапон для проведения забастовки был внедрен в коллектив фабрично-заводских рабочих. Задачей Гапона было постепенно подогревать в них революционные настроения, что он, собственно, и делал. Средствами подогрева этих настроений были не только его словесные агитации в поддержку рабочего движения в противовес капитализму, но и раздача газет и листовок, в которых активно распространялись слухи о невыносимо тяжёлых условиях труда, низкой зарплате на заводах страны, жестокости царской власти и т.д.
События, произошедшие 9 января 1905 г., получили широкий общественный резонанс в зарубежной прессе, а священник Георгий Гапон – поддержку среди левой западной интеллигенции.
Первая русская революция или «спецпровокация»? Развернуться событиям 9 января 1905 г. активно помогло предательство элит, поскольку к вечеру 8 января министром внутренних дел Д.П. Святополком-Мирским уже были получены известия о готовящейся демонстрации. Но министр не стал докладывать об этом Государю. Впоследствии обществом это было воспринято как трусость, которую русская интеллигенция предъявила как укор власть имущим.
Итогами событий 9 января 1905 г. стали революционные настроения и ненависть к Российской Империи, которые постепенно сеялись в различных кругах русского общества, в первую очередь среди образованного слоя. Исследователь С.С. Ольденбург пишет, что даже высшие учебные заведения объявляли забастовки вплоть до созыва Учредительного собрания. Недаром эти события историки назвали первой русской революцией. Мы же назовем ее первой русской «спецпровокацией».
Западные элиты, а также русские социал-демократы постепенно получали веру в реальность русской революции. 4 февраля 1905 г. от рук террориста Ивана Каляева погиб великий князь Сергей Александрович. Начали распространяться слухи о готовящемся покушении на Государя. Россия постепенно катилась к 1917 г.
Так начавшаяся смута в России спровоцировала целый ряд бунтарских настроений и идейно «вдохновила» революционеров к террору, к которому активно подстрекали В.И. Ленин и Л.Д. Троцкий.
Какие нам нужно сделать из этого выводы? События 9 января 1905 года раскрывают суть «майданных» технологий, применение которых приводит к государственному перевороту. В качестве средств подогрева революционных настроений посредством различных информационных вбросов использовались газеты, а также почта и телеграф (сейчас это средства Интернета – социальные сети и Телеграм-каналы).
Также существует теория о том, что выстрелы как в демонстрантов, так и в царские войска были произведены третьими лицами – специально подготовленными снайперами, задачей которых было спровоцировать столкновение. Именно с их помощью производят государственные перевороты, так называемые «майданы» в современных условиях. Об этом не пишет пресловутая «Википедия», но часто говорят современные аналитики.
Очень важную роль в подогреве революционной смуты также сыграл священник Гапон как представитель Церкви, имеющий самый прямой доступ к общественности. Понимая важность православной идеологии в монархической России и прикрываясь своей религиозной деятельностью, он стал активно использовать свое священническое положение как инструмент предательства Его императорского Величества, Христа, Церкви и народа с целью получения своих корыстных выгод. Недаром такое поведение клириков, подменяющее сущность Церкви и учение Евангелия, в простонародье стало называться гапоновщиной.
И это явление в нашей Церкви до сих пор встречается.
Александр Церковный, публицист
1. Александр Церковный