СВО, похоже, переходит в стадию позиционной войны, что мне в очередной раз напомнило соответствующий период Первой мировой войны (о чём мы с коллегой писали, например, тут). И на первое место вновь выходит (хотя по большому счёту она должна предвосхищать любой вооруженный конфликт) – информационно-ментальная война (ИМВ).
«Когда поют солдаты…»
Мне не раз приходилось писать о именно таком порядке проведения СВО, но «взад», что очевидно, не отыграть, поэтому остаётся пытаться заглядывать в ближайшее будущее и стараться как-то его спрогнозировать. Наш враг (Запад) в сфере ИМВ силён как никогда, обладая опытом, наработками, механизмом запуска и распространения, прежде всего, своей поведенческой и культурной матрицы, ментально отличающейся от нашей традиционной, основанной на христианстве и советском опыте. Агрессивная по своей сути западная модель навязывается фактически всему миру посредством СМИ и прежде всего интернета и соцсетей через моду, песни, фильмы, мультимедийные программы, различные варианты тик-токов: как нам одеваться, о чём мечтать, что и кого любить и ненавидеть.
Под особым прицелом находиться подростковая молодёжь, которую вполне можно назвать «новым народом» со своим набором культурных, а порой контркультурных ценностей и ценностных установок, борющимся за свои права и независимость от нас с вами – взрослых. Это одна из главных целей в ИМВ Запада в борьбе против нас, направленная на разрыв связи поколений, что мы уже ощутили на себе. Нашу молодёжь словно околдовали, заморочили, опоили какой-то дурью. Им внушили, что круто – это отрицать всё бывшее до них, как устаревшее – немодное – смешное – глупое – негативное. Примерно так выглядит цепочка разрушения традиционных ментальных связей и установок, согласно открытого в 90-е годы закона «окон Овертона». Взамен, конечно же предлагается нечто новое: современное, ранее запрещенное и уже потому «клёвое», «классное» и чрезвычайно всем нам необходимое.
Чтоб не углубляться в столь обширную тему, рассмотрим действие ИМВ на примере музыкально-песенного контента, относительно формирования патриотической позиции у нашей молодёжи по отношению к СВО. Наше и прежние поколения, воспитаны на «эстрадном» восприятии патриотической песни, т.е. когда она многократно звучит по телевизору, радио, на концертных площадках. При этом исполнитель должен быть заслуженным и авторитетным, желательно лично причастным к теме, ещё лучше, награждённым боевыми орденами и медалями. Тексты песен должны нести необходимый смысл и заряд, а образ исполнителя соответственно совпадать с текстами песен, рождая необходимые эмоции.
Так в своё время прекрасно работали «Священная война» в исполнении ансамбля красноармейской песни и пляски п/у Александрова; «В землянке», спетая «своей в доску» и прошедшей огонь и воду Лидией Руслановой; «Синенький платочек» от кавалера боевых орденов Клавдии Шульженко или ставшая народной «Катюша». Позже во времена Афганской войны с этой задачей прекрасно справлялись армейские вокально-инструментальные ансамбли «Каскад», «Голубые береты», неповторимый бард-полковник КГБ Игорь Морозов и Александр Розенбаум со своим циклом афганских песен, за что был произведён в капитаны 1-го ранга медицинской службы. Эти песни нравились и молодёжи, они часто звучали и в неформальной обстановке, вполне конкурируя с формально запрещенными Высоцким или Галичем и пробившейся к нам из-за «железного занавеса» западной рок-музыкой, имевшей изначально вполне конкретные иные цели и задачи, о чём писал в книге «Комитет 300-х» британский разведчик Джон Колеман.
В целом работала эта схема и в период обоих чеченских компаний, в чём я лично убедился в силу своих служебных обязанностей: сначала офицера воспитательной структуры отряда спецназа, позже – военного журналиста. Самые популярные песни «Батяня комбат», «Солдат», «Просвистела», «Пацаны» исполняли хорошо нам знакомые «Любэ», Юрий Шевчук, в которых не было, однако, столь твёрдой уверенности в победе, зато вдоволь было «горькой правды» войны. Впрочем, учитывая, что тогда Россия, лишённая собственной идеологии, безвольно дрейфовала в сторону готового проглотить её хищного Запада, это вполне объяснимо. Недаром, тогда же в моду стал входить ичкерийский бард Тимур Муцураев – красиво и романтично объясняющий слушателям за что умирают моджахеды.
Увы, звоночек не был услышан и со сменой власти в Кремле. К тому времени поменялось многое, в т.ч. пришла эра компьютеров-смартфонов со всеми вытекающими из этого последствиями для ИМВ, которая вышла на новый уровень. Усилилось давление и на молодёжь, разрыв итак ослабленных, разбалансированных родственных связей получил новый импульс. Оказавшиеся пустым «свято место» моментально было быстро занято нашими давно готовыми к этому идеологическими и геополитическими противниками.
На эстраде и в независимом медиа-пространстве появилась масса непонятно на первый взгляд откуда взявшихся исполнителей: рэперов и тик-токеров с огромным влиянием на «новый народ». Моргенштерн, Даня Милохин, Егор Крид, Хаски, Элджей, Оксюмирон, Монеточка и другие подобные исполнители, порой без музыкального образования, отсутствия каких-либо заслуг или даже голоса. Но их скоренько объявили «звёздами», и они как-то вдруг сразу стали кумирами нашей подростковой, школьной аудитории. В своём «творчестве» эти «звёзды» дружно взялись продвигать разрушительный и деструктивный контент, их песни наполнены ненормативной лексикой, рекламой проституции, наркотиков, призывами к суицидам и подобным моделям дивиантного поведения.
В эти проекты, как выясняется, были вбуханы огромные деньги, в т.ч. крупнейших банков, типа «Сбера», «Альфа-банка» и других коммерческих структур, принадлежащих вполне определённым людям с конкретными взглядами на жизнь. Не здесь ли находиться ключ к вопросу: «Кому и зачем надо оболванивать нашу молодёжь?», о чём мы с коллегой не раз писали, например, тут.
Из шамана – в Русского Ивана
С таким багажом мы и «въехали» в СВО, где на нашей стороне баррикад, как казалось, оставались лишь проверенные временем, но постаревшие Олег Газманов (без сына), Николай Растрогуев, Александр Маршалл, Вика Цыганова. Пожалуй, самые молодые из них 47-летний Денис Майданов и 44-х летняя Юлия Чечерина.
Да, позже появилось немало новых вполне талантливых «окопных» исполнителей – самородков, доселе, да и после мало кому известных со своими гитарно-гармошечными откровениями. Но что грустно, они практически не понятны нынешней молодёжи – «новому народу», взращенному в ином культурном и историческом пространстве, а то и элементарном бескультурии. Это грубейшая ошибка тех, кто должен (если такие есть) заниматься в полную силу идеологическим противодействием и ИМВ, и обязан если не предусмотреть, то хотя бы принять ответные меры, чего, увы, пока не произошло.
Опытнейший военкор Александр Сладков в своём телеграмм-канале дал полный расклад того, как это должно быть на примере ВСУ: «Какой самый частый элемент снаряжения на шлеме украинского солдата? По частоте появления сопоставим только с креплением прибора ночного видения – это крепление экшн камеры. В каждом подразделении сидит по блогеру, чаще по несколько. Обязательно среди них должна быть молодая и красивая девушка… украинский военный блогинг – это многомиллионная мировая движуха в тик-токе и инстаграме. Это участие во всех танцевальных и музыкальных челленджах из мирового топа, мемы, девочки, прочее… «И этих людей ты хочешь победить, Иван?!» – один из лозунгов, который они продвигают, кстати.
Так они залетают в мировые тренды… они делают то, что модно, оккупируя ленты хоть на Западе, хоть на Востоке. Играют на образах обычных, нормальных людей, адаптируют привычное под свои цели. Даже люди с эмблемами дивизии СС в этих роликах выглядят, как шутки эпохи пост-иронии, то ли как герои видео-игр, то ли как контркультурные шутники.
Знаете, кто плохо там выглядит? Может кого-то удивлю – МЫ! … Что мы противопоставили этому противнику? Хриплые песни под гитару про АКМ и афганские горы? Немного специфических мемов про «свинорез»? Да у противника всё это тоже есть, но есть и другое… ИПСО (информационно-психологическое обеспечение) Украины до СВО -2000 действующих врагов-интеллектуалов…тех, кто думает мозгами. Это и есть военно-пропагандистская армия».
А что же у нас? Мы писали об этом ранее например, здесь. После разделение нашей творческой элиты на реальных патриотов и «пацифистов - миролюбцев», на российском эстрадном Олимпе наконец то освободилось много вакантных мест, которые должны быть заполнены молодыми, талантливыми артистами, отвечающим главным требованиям СВО-ИМВ. Причём этот «Олимп» не должен стать «музеем восковых и бронзовых фигур», но творческой лабораторией, выдающей новые идеи, работающие на новый народ – молодёжь.
Пока этого не произошло и едва ли не единственным на мой взгляд исполнителем в этой категории остаётся талантливый Ярослав Дронов («Шаман»). Всего за год он прошёл не простой для него, но весьма показательный путь от дрендованного, мало чем приметного чудика в высоких шнурованных берцах на толстенной подошве – до вполне осознавшего свою этническую принадлежность национального исполнителя, понятного миллионам молодых и юных россиян. Его песня «Встанем», совпавшая с началом СВО стала своего рода визитной карточкой и реквиемом нашим павшим воинам. В дальнейшем подоспели получившие широкий резонанс его песни «Я – Русский» и, наконец, совсем недавно одна за другой «Исповедь» и «Моя Россия», в которых Ярослав буквально перевоплощается из полуязыческого шамана в православного русского человека, удалившего ради этого явно мешавшие этому негритянские дреды.
Что характерно, тёмные силы – пятая колонна, почуяв опасность в лице Ярослава, тут же моментально отреагировали на это событие. Сначала они выставили вперёд одного из похабников из дурно пахнущей тусовки с ТНТ и обоймы не к ночи помянутого «вечернего Урганта» Санька Гудкова. Этот перчик дерзнул оскорбить всех представителей государствообразующего народа, записав паскудный клип – пародию «Я – узкий», за что тут же получил предупреждение из прокуратуры! Но русофобов-пятиколоночиников это не остановило: таких как Гудков у них, как грязи, и следующим их ходом было обращение с заявлением в полицию на Дронова некоего гражданина из родного Ярославу Новомосковска. Данный тип усмотрел в песне земляка экстремизм и оскорбление чувств других народов. Полиция вынуждено отреагировала, взяв с Ярослава объяснительную, в которой тот прямо изложил свою позицию, что считает себя русским и патриотом своей родины, родившись и проживая в России, чем по факту никак не может кого-то оскорбить.
Хочется верить, что ситуацию возьмут под контроль должностные лица, отвечающие за это направление ИМВ (надеюсь, что такие у нас уже есть!) и Ярослав Дронов будет освобождён от нападок перетрухавших, но ещё активных русофобов и взят под надёжную защиту. А его опыт будет учтён и поставлен «на поток». По данным опроса ВЦИОМ, он стал вторым по популярности исполнителем в России в 2022 году после Олега Газманова, что характерно, как передача эстафеты на все том же нашем национальном музыкальном Олимпе, где должно стать тесно от подобных исполнителей!
Верно подметил один из российских музыкальных критиков, назвав творчество Дронова «качественным коммерческим патриотизмом», отметив, что «в Shaman’е соединяется харизма, хороший голос и стиль рок-звезды, который интересует молодую аудиторию», к чему и надо нам стремиться с Божией помощью!
Роман Алексеевич Илющенко, подполковник запаса, ветеран боевых действий
Андрей Редкозубов, полковник в отставке, член Совета ветеранов военной разведки
1. Вопрос перезрел...