Продолжая анализировать события на Украине, после получившего широкий резонанс временного отвода наших войск из Харьковской области, хотелось бы ещё раз поднять тему идеологического противостояния сторон конфликта и отражения её на общественных настроениях. А в итоге предложить читателям свой вариант ответа на известный русский вопрос: «Что делать?».
От стратоцида – к этноциду. Самым серьёзным просчётом нашего руководства в ходе СВО, можно назвать даже не ошибочные сроки операции, не расчёт расстановки сил и средств, неверно выбранные цели, а информационную неподготовленность, как войск, так и населения к операции. Не ставим целью поиск виноватых в этом, но нащупываем поиск путей выхода из сложившейся ситуации.
Многие из нас только с началом СВО с удивлением и ужасом узнали, как мутировало население вроде бы братской Украины за столь короткий исторический срок. Живя, с одной стороны более 30 лет в деидеологизированной стране, с другой – являясь заложниками взглядов, сформированных в советский период, мы были вполне уверены, что идём освобождать томившийся в плену у захвативших власть на Украине горстки бандеровских отморозков, жаждущий этого освобождения народ. Первыми в этом списке были жители Крыма и Донбасса, где наши ожидания вроде бы оправдались, хотя, как раз там проживало больше всего людей, считавших себя этническими русскими. А вот дальнейшие действия показали, что процесс объединения двух «братских народов», даёт явные сбои. Паззлы не складываются, а плакат образца 1939 года, на котором усатый, в заплатках украинец взасос целуется с освободившим его от панского гнёта бравым красноармейцем, вызывает сегодня у кого-то горькую усмешку, у кого-то недоумение.
Да, все мы помним, ставшую в короткий срок легендарной украинскую бабушку из Харьковской области (кстати, что с ней сейчас?), вышедшую навстречу к солдатам ВСУ со Знаменем Победы, но помним и кадры самооборонцев херсонщины с коктейлями Молотова, которыми они готовились встречать своих освободителей. И это было дико нашим согражданам: мы же вас спасать пришли! Среднестатистические россияне до сих пор не могут понять этого: как заявленные братья превратились в лютых врагов, ненавидящих нас! Разве бывает такое? Увы, бывает. Ближайший пример из нашей истории – Гражданская война. Тогда ОДИН народ (украинцев, кстати, тогда не было и в помине), за пару-тройку лет вдруг раскололся на ненавидящих друг – друга лагеря, начавших между собой войну на уничтожение! И это противостояние, по сути, являющееся стратоцидом – планомерным и целенаправленным уничтожением определённого социального класса, у истоков которого стояли вполне конкретные исторические деятели, в лице Владимира Ульянова (Ленина) и его партии, продолжается, между прочим, до сих пор.
Примерно то же самое произошло на Украине, включая её Восточную, издавна тяготеющую к России часть. Речь идёт именно о массовой, тотальной и спланированной в государственном масштабе кампании, в ходе которой гражданам от 0 и до 100 лет просто перепрошили мозги, насаждая ненависть ко всему русскому, как инородному и враждебному. Впрочем, киевский режим, пожалуй, переплюнул тут даже Ленина с Троцким – главных идеологов стратоцида. С началом СВО, Киев отбросил все бывшие до этого приличия и ограничения, сдерживавшие в своё время большевиков перед лицом тогдашней Европы. Ныне эта полубезумная, потерявшая стыд и память Старуха ведёт себя, как будто не замечая преступлений и нарушений элементарных прав человека, творимых киевским режимом против своих же граждан! Фактически, на Украине запрещены не только русский язык и культура, но здесь даже думать и молиться по-русски становится невозможным: тем, кто не перешёл на новые стандарты гейропейского укронацизма и псевдоправославия, грозит участь изгоев на своей Родине, обструкция, а в дальнейшем и репрессии!
Зависимому, не только от наркотиков, злому клоуну Зеленскому, его заокеанскими чёрно-шляпными кураторами дан карт-бланш и развязаны руки на проведении последовательного теперь уже этноцида русских людей по крови и что ещё важнее – духу. Надо признать, что традиционным врагам России удалось и в этот раз начать, по сути, Гражданскую войну с перспективами перерастания её в Третью мировую. История повторяется, но носит уже явно апокалиптический характер!
Догадываются ли об этом сами украинцы, ставшие и разменной монетой, и «пушечным мясом», и бесплатной массовкой в кровавом боевике-триллере без хеппи-энда? Не для того писался его сценарий, как не для того подсаживали любителей шоу и сериалов на популярнейшую некогда на Украине политическую комедию «Слуга народа» с Зеленским в роли президента!
А что мы? Кто у нас занят трансляцией смыслов СВО, как лишь ступени к Третьей Мировой войне, в которой именно России – Третьему Риму – отведена решающая роль в противостоянии с объединёнными силам зла? Ни RT, ни «Россия 24», ни МИД, ни тем более Министерство обороны. Только, пожалуй, вполголоса «Царьград» со «Спасом», да на свой страх и риск некоторые блогеры, которых сами уполномоченные на то от властей лица периодически прессуют! Да и сами люди, привычно не доверяя официальным источникам, живут больше слухами, догадками и мечтаниями о том, что скоро всё закончится и вернётся «на круги своя». Это на руку, прежде всего, ЦИПсО (центрам информационно-психологического обеспечения) ССО ВСУ, которое причастно к формированию подобной повестки дня: с одной стороны – сеять панику и страх, с другой – сначала обнадёжить, а потом разочаровать. Главное, чтоб наш народ не мобилизовался и тут все средства хороши!
Эти рассуждения мы и видим лежащими в основе выстраивания позиции, прежде всего, в информационном противостоянии. Чтобы победить на этом фронте, необходимо использовать опыт прошлого и передовые информационные технологии, и учиться этому не зазорно в т.ч. у противника. У украинской стороны накоплен немалый опыт в сфере информационной войны, пропагандистского обеспечения населения и войск. Не секрет, что они в этих вопросах вовсю сотрудничают со странами Запада и НАТО. Порой кажется, что нам им просто нечего противопоставить.
Прежде всего, потому что у Украины в отличие от нас есть идеология! Хотя в её основе и заложены мифологизированная анти-историчность и пещерная русофобия, тем не менее, она, подпитываемая деньгами и нагнетаемым психозом, работает, и даёт неплохие результаты, которые мы наблюдаем. В истории есть немало примеров, которые позволяли существовать схожим режимам, хотя и недолго. Взять ту же нацистскую Германию со своей высосанной из пальца теорией расового превосходства и маниакальным стремлением к расширению жизненного пространства на Востоке, ведь они фактически покорили всю Европу. Недаром Украина всё больше смахивает на рейх, скатываясь на позиции «арийства» – «Украина по над усэ!» и видит своего главного врага исключительно в России: «москаляку – на гиляку!»! Да и многие приёмы нацисткой пропаганды времён Геббельса, не утратившие своей актуальности, вполне применимы в условиях тотальной войны, которую ведёт против нас Украина.
Из опыта прошлого мы знаем, что страна с такой идеологией обречена на поражение, но для её разгрома победителю нужна настоящая Контр-Идея! Советский Союз одолел нацистскую Германию не «всепобеждающим» учением Маркса-Ленина и призывам к денацификации противника, а «яростью благородною, вскипающей, как волна», охватившей прежде всего русский народ, которому власть поспешно воздала соответствующую честь, возвратила достоинство и национальное самосознание, реабилитировав Церковь.
Кто «за мир», а кто «за перемогу». Вот тут и хочется вновь вернуться к заявленному выше тезису, что на войне (в ходе военной операции) в отличие от мирной жизни требуется иной поход к подаче информации, на другом уровне. Об этом мы писали в начале СВО, например, тут. К сожалению, по независящим от нас причинам, «воз и ныне там», что, однако, не является поводом устраниться от этой важной проблемы. Отсутствие внятной государственной идеологии препятствует формированию единого идеологического и смыслового пространства, консолидирующего усилия всего российского общества. Истоки этой проблемы в горбачёвском плюрализме (идеологическом многообразии), ельцинской либеральной толерантности (конституционной деидеологизации) и нынешней неопределенности – недоговоренности – недосказанности.
Граждан Украины при их даже этнической, языковой, религиозной несхожести, объединяет единый стержень в виде понятной защиты своей Родины, нерушимости её границ и ненависти к нам – «москальским оккупантам». Об этом они слышат из каждого «утюга» целый день и вполне подготовлены к войне своей мощной пропагандистской машиной, играющей, прежде всего, на святых чувствах патриотизма и национальной гордости. Увы, у нас нет такого стержня, как нет и единого понимания целей СВО и повсеместной поддержки нашей армии. Фигурально это выражается всё в том же горбачёвском плюрализме идей, символов и знамен, под которыми воюют наши воины. Для одних, это война за возвращение СССР 2:0 под красными флагами и восстановления лениных на пьедесталы, для других важны имперские амбиции под ликом Спаса, третьих интересует только Новороссия, четвёртые призывают идти до Берлина, Парижа, Лондона и далее везде, а у пятых в голове исключительно «Аллаху акбар!» и «Ахмат сила».
При этом, у украинцев мобилизационные ресурсы далеко не исчерпаны, а Запад исправно снабжает их вооружением, деньгами и наёмниками. Уже очевидна заинтересованность главного заказчика в лице администрации Байдена и фактически приведших его к власти «чёрно-шляпников» в раздувании конфликта, ведь сами они ничего от этого не теряют, но только богатеют, и поэтому их вполне устраивает война «до последнего украинца (русского)». Они в принципе уже и не скрывают своих конечных, стратегических целей, озвученных близкой к их кругам Хиллари Клинтон: переселением своих людей на обезлюженные и скупленные на корню земли Украины.
Объяснить это упоротым укро-патриотам, тем более на волне перемог, нереально. Это предстоит сделать всем нашим силам и ресурсам, объединённым в единую мощную информационно-аналитическую пропагандистскую структуру в составе будущего Главного управления (Министерства) пропаганды! Среди его главных задач на первом месте должно быть поддержание высокого боевого духа в армии и народе, и веры в ведущую к победе власть; и соответственно деморализация противника, сеяние в его рядах паники, безнадёжности и бесперспективности сопротивления, дискредитация украинского политического руководства и военного командования.
Борьба предстоит долгая, ведь в нас, в отличие от соседей, не разжигали ненависть к Украине, не готовили к войне и связанным с нею лишениям и трудностями. Мы долго плыли по течению, дрейфуя всё дальше от заповедей, данных нам предками, героями, Церковью. Духовно одряхлев и расслабившись, мы отвыкли от осмысленной жертвенности, без которой вообще невозможно победить, ведь комфорт и война – вещи диаметрально противоположные. О самопожертвовании сейчас учит только Церковь, которую с большой неохотой пускают в СМИ, детсады, школы и госучреждения. Единственным исключением является Армия, на которую вся надежда, но ведь туда люди попадают из общеобразовательных школ, где нет предмета «начальной военной подготовки» и только сейчас ввели уроки патриотизма с подъёмом триколора и исполнением российского гимна. Не поздновато ли?
Главными противниками как Церкви, так и идей патриотизма, самопожертвования во имя Родины, в России выступают, прежде всего, либералы. Их ценностные установки противоречат каким бы то ни было самоограничениям! Вместо культа любви и служения Богу, Родине и ближнему, они предлагают культ любви и служения себе, своим прихотям и телу, потому что «живём один раз и от жизни надо брать всё!». Они же продвигают и многочисленные свободы, возведёнными ими в ранг высшей добродетели; ратуют за права (без обязанностей!) в т.ч. всевозможных меньшинств. Неудивительно, что среди них, включая «зелёных», феминисток, не говоря уже о различных квир-сообществах (которые набирают популярность, особенно среди молодёжи), сильны пацифистские настроения. Что интересно, на Украине все эти «общественники» выступают единым фронтом с киевскими властями, т.е. у нас они «за мир», а там «за перемогу». Такое положение дел не только явно противоречит задачам СВО, но и инстинкту национального самосохранения и государственной безопасности. Поэтому, этими проблемами тоже необходимо заняться. Уже не только гипотетическому Главному управлению (Министерства) пропаганды, но и вполне реальному ФСБ.
Подводя итог несколько вышедшей за рамки заявленной темы статьи, отметим, где находится выход из сложившейся ситуации. Он – в возвращении к духовным и национальным истокам и традициям. Великий патриот России, фактически наш современник, митрополит Санкт-Петербуржский и Ладожский Иоанн (Снычев) в своей работе «Русский узел» писал: «…как неспособен к полноценной жизни человек, лишённый памяти, не может нормально существовать и народ, не имеющий ясного, осмысленного понимания своей исторической судьбы, своего высшего промыслительного предназначения, своих религиозных святынь и традиционных гражданских, государственных и державных идеалов».
И идеалы эти базируются, прежде всего, на Православии. А к ним нельзя вернуться, не минуя широко распахнутых для всех объятий Матери-Церкви. Митрополит продолжает свою мысль: «Доколе среди людей остаётся сообщество желающих спасти свою бессмертную душу, борющихся с сатанинским злом, избирающих тесный, тернистый путь доброделания, Господь ради этого «малого стада» долготерпит грехам и мерзостям мира, не попуская свершиться на земле торжеству диавольских притязаний. Средоточением этой борьбы вот уже два тысячелетия является Церковь Христова».
Андрей Дмитриевич Редкозубов, полковник в отставке, ветеран военной разведки, религиовед; Роман Алексеевич Илющенко, подполковник запаса, ветеран боевых действий, религиовед
9. Ответ на 8, Русский Сталинист:
8. Странно
7. Ответ на 3, Русский Сталинист:
6. Ответ на 2, prot:
Не убедительная «натяжка» (см комм 4 к статье Цыбизова «Кто управляет Россией)
5. Ответ на 1, Советский недобиток:
Хороший вопрос. Представляется, всё дело в том, что расчёты «глобалистов» на дальнейшее разрушение России - как ядра русского мира - через насаждение либеральных идей и способов управления страной в целом потерпели поражение как в народе, так и в верховной власти. В историческом плане тем самым был дар русский ответ на февральский переворот 1917 года. Россия мирным путём отвергла Западный либерализм! На Украине же царит фашистская тоталитарная власть, которая запрещает русскому народу свободу слова и действий против себя.
4. Ответ на 3, Русский Сталинист:
3. Повторение-мать учения
2. Если не перемены,то признаки.
1.