Повторим, в который уже раз. Что такое «культурно-исторический тип государства». В отличие от определения нации, культурно-цивилизационный (исторический) тип характеризует бытие народов, наций на протяжении значительного исторического периода. Чтобы можно было наглядно представить себе смысл определения «культурно-исторического типа», была предложена следующая модель типов цивилизаций, образно представляемая в виде яйца.
Желток (ядро) – духовная основа существования общества, религия, основной тип верования.
Белок – государственные структуры и институты, занимающиеся решением проблем бытия граждан.
Скорлупа – армия, гвардия, милиция или полиция, силовые структуры, защищающие принятое обустройство жизни населения.
Этносы (составляющие нации) – наполняют тем или иным содержанием понятие культурно-исторической цивилизации и определяют ее движение в историческом времени.
Этническую основу Российской Империи составляла конгломерация (объединение) русско-славянских этносов.
На примере Византийской империи (330-1453) – многоэтнического государства с цементирующим, скрепляющим «титульным» греческим этносом (в первом тысячелетии греки по привычке еще именовали себя – ромеи, т.е. римляне) – мы можем видеть влияние государствообразующего этноса на существование империи.
И видим, что стержневую, духовную основу («желток») существования Российского государства – империи – составляло Православное вероисповедание (Православие).
Таким образом, парадигмой государственного управления Российской Империей было: «За веру, царя и отечество».
После революции февраля 1917 года эхо этой парадигмы незримо продолжало существовать в умах и сознании большинства простого народа – того народа, которое мы называем государствообразующим.
Т.н. партии («куски» политического общества) в России составляли формальный ресурс для социальной организации государства, ресурс, часто не отражающий смысла «заявленного» названия: вместе с Гучковым на станции Дно понуждал Императора Николая Второго к отречению и «монархист» Шульгин В.В. Спрашивается, какой же он после этого монархист? То же самое касается демократов, социалистов и прочих «эсеров».
Итак, в результате в стране установилась советская власть: в «кровавой мясорубке» между «белыми» и «красными», которым помогала и основная часть населения – русские. Больше их было у «белых» и чуть меньше у «красных». Руководство «белым движением» осуществляли отечественные коллаборанты, промышленники, прогрессисты и социал-демократы, отошедшие от православной веры.
Основу руководства «красных» составляли инородцы, инославные слои населения интернационального толка, зараженные идеями Маркса-Энгельса.
Здесь нелишне вспомнить, что из той же Германии возникла антихристианская ересь Реформизма, отравившая всю западную Европу в 1517 году и также обошедшаяся ей (Европе) многочисленными войнами и конфликтами.
В общей сложности советская власть просуществовала в России семьдесят четыре года: с 1917 года по 1991 год.
Многочисленные информационные материалы этих и последних двадцати лет начала XXI века позволяют с духовной точки зрения отделить временной отрезок с 1936 года по 1953 год – и назвать его «Сталинской Советской Властью» (ССВ) от временного промежутка с 1917 года по 1936 год и с 1953 года по 1991 год и назвать его «Несталинской Советской Властью» (НСВ).
Основными характеристиками этих временных отрезков было: НСВ – доминирующее влияние троцкистской линии руководства на политические процессы в стране и вне ее – до 1936 года, и «смягченный троцкистский вариант» (но тоже интернациональный) с 1953 и по 1991 год. В это время даже советский генсек Брежнев Л.И. не считал себя русским – «Вы хотите поссорить меня с русской интеллигенцией?».
Коминтерн – третий Интернационал – был упразднен Сталиным в 1943 году, а попытки организовать новый интернационал не поддерживались правящей в СССР партией КПСС, не желающей терять свои властные «конкурентные преимущества».
В период ССВ интернациональная составляющая резко пошла на убыль, стимулируемая «нежеланием немецкого пролетариата» помогать России в Великой Отечественной Войне – а где «Пролетарии всех стран соединяйтесь»? – и превращалось в русское, православное доминирование на всей территории страны. Народ возвращался к вере (православной), царю (Сталину), отечеству (России с окаймляющими ее народностями). Но формальный институциональный каркас страны оставался прежним (м.б. кроме «института» Церкви), как наследство от НСВ.
Историческое наследие двух этих периодов НСВ и ССВ через перестроечные девяностые годы перекочевало и в наше время и, конечно же оставило свои следы, как на пергаменте российской истории так и на скрижалях СВО на Украине. Но это уже для других историков, политологов и экспертов.
Господи, спаси люди Твоя…
Уткин Юрий Герасимович, православный публицист, кандидат технических наук
1.