Тяжёлым погребальным звоном огласился городок Измаил 1 декабря 2022 года, накануне 232-й годовщины несравненного ни с чем в мировой военной практике взятия штурмом здешней турецкой крепости.
Местные власти, угождая режиму злобных киевских клоунов, приняли решение о сносе памятника, что и исполнили.
Большая конная статуя генералиссимуса Суворова, погружённая в грузовой транспортный контейнер, возвышаясь над краем узилища метра на полтора – с приподнятой треуголкой и волевым лицом, благородно искажённым в приветственном крике, отправилась в неведомом нам направлении. Гудели храмовые колокола. Крестились люди. Голову Суворова наймиты закутали чёрной плёнкой. Дунайский ветер её сорвал, и опять временщики её закутывали, это лицо, страшное им, вдохновенно вылепленное когда-то скульптором Эдуардсом.
На памятнике надпись: «Не было крепости крепче, не было обороны отчаяннее обороны Измаила. Но Измаил взят. Суворов. 1790 г.».
В подлиннике рапорт, составленный А.В. Суворовым и адресованный главнокомандующему Г.А. Потёмкину-Таврическому О взятии Измаила от 11 декабря 1790 г. таков: «Измаил. Нет крепчей крепости, ни отчаяннее обороны, как Измаил, падшей пред высочайшим троном её Императорского величества кровопролитным штурмом! Нижайше поздравляю Вашу светлость! Генерал граф Александр Суворов-Рымникский».
Событие было столь грандиозным, что теперь и представить нельзя! Потёмкин, ожидавший вести в Бендерах, готов был и к самому худшему. Только сидел и молился. Страшился, что из суворовской фразы «победа или сметь» услышит «смерть».
Непроста история этого великолепного памятника. Созданию предшествовала установка конной скульптуры Суворова на реке Рымник (современная Румыния), где в сражении 11 сентября 1789, за год до Измаила, союзные русско-австрийские войска разгромили 100-тысячную турецкую группировку. Потери турок оцениваются в 20 тысяч, русских солдат погибло 500 человек. За то сражение Суворов, помимо высоких почестей и наград со стороны Екатерины II, был возведён императором Иосифом II в графское достоинство Священной Римской империи. Таким образом, установка памятника при Рымнике впоследствии была вполне уместна.
Скульптор Борис Васильевич Эдуардс (1860, Одесса – 1924, Мальта) – англичанин по национальности, русский по духу, был уже хорошо известен в России многими памятниками: раненому в грудь Суворову в Очакове (1907), Екатерины Великой в Екатеринодаре (1907), Пушкину (1904) и Гоголю (1909) в Харькове, изваянием гробниц адмиралам Лазареву, Нахимову, Корнилову, Истомину во Владимирском соборе Севастополя…
Конный памятник при Рымнике был создан по инициативе Одесского отдела Русского Императорского Военно-Исторического общества и при особом участии Императора Николая II.
В 1909 году Эдуардс представил проект памятника Суворову в Рымнике «на высочайшее благовозрение». Государь проект одобрил, а через год, когда была изготовлена модель, утвердил, указав лишь, что Суворов предпочитал казачьих коней – донской породы. Автор заменил коня. Военное ведомство отпустило Эдуардсу для изготовления памятника «лом латуни от ружейных и револьверных гильз в количестве 4920 пудов из Кременчугского артиллерийского склада».
Памятник на Рымникском поле был торжественно открыт 6 ноября 1913 в присутствии румынских властей и депутаций от русской армии. В честь события была даже изготовлена памятная медаль. Сообщалось: «Установленный на возвышенном месте, он был прекрасно виден со стороны проходившей невдалеке железной дороги». После начала Первой мировой памятник при Рымнике разобрали. Австрия стала врагом, Румыния на первых порах «придерживалась нейтралитета». Существует мнение, что памятник эвакуировали в Одессу и что это тот самый памятник, который в 1945 году был установлен в Измаиле. Вероятно, это не так. Для Измаила Эдуардс изготавливал другой памятник, возможно даже копию памятника при Рымнике, изменив бронзовые барельефы и текст.
Памятник при Рымнике описывается так: «Суворов запечатлен привставшим на стременах своего дончака в тот решающий момент боя, когда взмахом руки с зажатой треуголкой он подаёт коннице знак к последней победной атаке».
Статуя была установлена на высоком пьедестале из красного финского гранита. Боковые грани украшены бронзовыми барельефами с изображением решающих эпизодов боя. На передней грани – крест как напоминание о том деревянном кресте, который был установлен над погибшими русскими воинами. Была так же доска с перечислением полков, участвовавших в сражении». Тот памятник исчез.
Торжественная закладка памятника для Измаила состоялась в Одессе на Соборной площади 15 июня 1914, то есть до начала войны. Памятник был изготовлен и простоял в мастерской Эдуардса до середины 30-х годов, потом его перевезли к входу в одесский Художественный музей; там он стоял «на обыкновенных деревянных подкладках». В год великой Победы памятник занял своё место в Измаиле, на центральном проспекте, носящем имя великого полководца. Ныне проспект переименован в какое-то непотребство.
Многие работы Бориса Васильевича Эдуардса постигла беда. В Екатеринодаре (пока всё ещё Краснодаре) памятник великой императрице восстановлен, надгробия адмиралов в Севастополе тоже. В своё время восстановили памятник Суворову и при Рымнике. Местные «интеллектуалы» взялись его осквернять надписями вроде «Смерть русским!».
Для чего всё это написано? – спросите вы. Для расчёсывания ран? Да, для расчёсывания! Хочется ещё вписать, что сражение при Рымнике произошло через год после взятия Суворовым Очакова, в котором теперь тоже нет памятника Суворову, но есть база НАТО.
Каждый что угодно может прочитать по мимике на лице Суворова на измаильской скульптуре. Кто-то как встарь: «Ура!» или «Здорово, молодцы!». А я прочитал под печальный звон колокола: «Вернусь, братцы! Победа или смерть!».
Михаил Одесский, публицист
1.