Недавний, состоявшийся 12 сентября, грандиозный крестный ход на день перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербурге даёт повод и основания задуматься о том, куда мы идём?
Большинство, как можно понять, влечёт на такие крестные ходы чувство религиозного ренессанса. Очевидно, также желание определиться в противостоянии нравственных ценностей, основанных на религиозном стержне и «ценностей» человеческой деградации.
Геометрия Крестного хода сама о себе говорящая. Движемся от Казанского собора к Александро-Невской Лавре. Символически уходим от евроцентричной российской истории, апофеозом которой была война 1812 г. Победе в той войне православной России с Европой и посвящен Казанский собор. Идём с песнями, с радостью, как бы возвращаясь к своей азиоцентричной истории, к ее истокам и смыслам, впервые четко осознанным и на века политически обозначенным Святым князем Александром, к мощам которого, в Лавре хранимым, собственно, и идём…
Война, как известно, это продолжение политики иными, немирными средствами. Расхожая фраза объясняет лишь то, что война присутствует в продолжающейся политике, которая всегда непрерывна в отличие от войны.
Российский поворот от Запада к Востоку всегда был уходом от неразрешимых проблем взаимодействия с Западом. Притом, что такое взаимодействие содержало необходимое технологическое и культурное заимствование. Увлечение, подчинение этому заимствованию части российского общества всегда входило в неразрешимый конфликт с традиционными ценностями большинства.
Можно вспомнить европеизированную к 20-му веку жизнь десяти процентов населения имперской России. Обаявшая русских европейская культура, естественным для этой агрессивной культуры образом стимулировала отрицание коренных устоев русской национальной жизни: религиозность и самодержавие.
Никто и никогда не рассматривал революционные события и гражданскую войну как парадоксальное явление, когда внешне управляемые европейскими социальными идеями, российские национальные низы уничтожали полностью европеизированные верхи нации. Под мантры европейских учений низовая Россия снесла слой российских носителей европейской культуры. Потом низы сами стали с нуля осваивать ту же самую культуру, как необходимую упаковку знаний, без которых невозможно выживание и развитие. Но, погружаясь в упакованное чуждой культурой знание, русские с протестным жаром неофитов тормозили усвоение свойств этой скрытно и явно враждебной культуры.
Существует, на первый взгляд, спорное, но, скорее всего, очень близкое к истине мнение, что снос того европеизированного слоя людей, ставших уже во многом духовно несовместимыми с родиной, позволил российскому народу замедлить духовную трансформацию страны в русле европейской цивилизации.
Несомые потоком необходимых для выживания внешних перемен, мы все время застревали в корягах крестьянского, православного религиозного быта. Мы тормозили в дремучем, неоспоримом дедовском патриотизме, в природной подозрительности, столь удивительно сочетавшейся в русском характере с детской доверчивостью, в хаосе идей и мнений, которые на Руси играли роль внешнего прикрытия тщательно оберегаемых сердечной истины, духовного порядка и интеллектуальной высоты.
Сегодня мы живём в результатах этого исторического отставания от европейского развития. Всю эпоху СССР можно было бы считать торможением России в глобальной переделке мира по формату европейской цивилизации. И следует полагать, что если бы мы тогда, в 1917 году, не ушли с цивилизационной широкой дороги европейского мира, не свернули по глухой тропе в тупик однообразного равенства и социализма, пройдя которую вынуждены были, потоптавшись, повернуть обратно, то сегодня мы были бы вместе с Европой… в Содоме!
Но всё это историческое время мы провели в уникальной цивилизационной нише, в которой, в отличие от подражавшей Европе имперской России, главными были культурные стандарты народной жизни. А народная жизнь, народный быт изначально в веках были глубоко пропитаны религиозной нравственностью. И потому получилось так, что в то время, когда весь мир сползал в ад, отрицая религиозные истины, Россия, внешне подчинённая европейским канонам марксизма, внешне радикально отрицавшая религию, оказалась вне общемирового европейского модерна и сохранилась как анклав нравственных ценностей.
Сегодня мы лицом к лицу стоим перед фактом несовместимости нашего цивилизационного бытия с одновременным бытием утопающей в духовно-нравственной деградации цивилизации Запада. Все дипломатические, основанные на международном праве, попытки наладить взаимодействие выглядят откровенной безнадёгой и непониманием ситуации.
Но еще не окунувшийся в кровь и смерть истеблишмент России упрямо пытается вернуть прекрасное европейское прошлое, в котором и для которого он, собственно, жил, учился и работал. И полагаю, продолжает жить и работать, надеясь вернуть прошлое… Отсутствие религиозной, народной составляющей в мироощущении нашего истеблишмента, в сути своей, катастрофична…
Все эти бесконечные озабоченности, предупреждения, попытки переговоров, давно не содержат признаков национальной русской политики. По внешним признакам скорее, это политика, более восточная, чем, собственно, русская. Создаётся впечатление, что мы находимся внутри какого-то большого китайского плана с бесконечными последними китайскими предупреждениями. И лишь вынужденно, будучи припёртыми к стенке, начинаем действовать, сохраняя одновременно форматы предупреждений и переговоров. Но это впечатление…
Хотя и имеется сходство позиций России и Китая в вопросах спорных земель, так как по существу, для тех и других идет борьба за возврат прежних территорий. Но в отличие от нас Китай не признал независимость прежних своих территорий. А Россия признала. Причём, в отношении Украины неоднократно, как с Крымом, так и без него. Что, конечно, для формального мышления Запада крайне непонятно...
Но главное в том, что интеллигентская ностальгия по европейской культуре и ее ценностям рулит сознанием российских верхов сегодня, как рулила сознанием имперских верхов в начале 20-го века. Это выражено в меньшей степени, чем у верхов России накануне краха империи, но всё же существенно. Наши сегодняшние верхи тоже европеизированные, выросшие в предпочтении западной культуры, предпочитающие западные песни, книги, не знающие православия, не ходящие в храмы. Разве что по праздникам, постоять со свечкой. Помнится, Д.А.Медведев в период своего президентства, не скрывая восторга, встречался в Кремле с ансамблем Пинк Флойд. Не с церковным хором, не с ансамблем народным…
Не в последнюю очередь именно поэтому верхи наши видят именно в Украине и украинцах врагов России. Не в англосаксах! И воюем-то мы с украинцами, в то время как война идёт с ресурсами США и Европы. Украина уже давно не государство. Её бюджет формируется иностранными вливаниями. Её армия управляется иностранным командованием. Её ресурсы и вооружения сплошь западные. Даже личный состав нижних чинов уже существенно иностранный.
Запад отказался от всех норм права и обычаев ведения войн. Нам войну не объявляет, но ведёт. Украину не приняли в НАТО, но защищают её как члена Альянса. А мы все носимся с обычаями и международным правом. Мы уверены, что, не приняв формально Украину в НАТО, Запад не сможет препятствовать применению нами критических видов оружия. А им наплевать на то, в чём мы уверены, что мы там думаем по тем или иным поводам. Они просто запустят фейковую кампанию в СМИ и под это сделают то, что им нужно. Без ссылок на право. О праве даже не задумываясь. А мы все что-то обыгрываем и объясняем тем, кто нас не слушал и не собирается слушать.
Запад отчетливо видит у наших верхов культурную, цивилизационную, духовную европервичность, евроцентричность, еврозависимость. Потому нас легко одурачивают, опережают. Однажды навязав свои правила, нормы и стандарты, теперь нами манипулируют посредством этих норм и стандартов.
Мы лишь объясняем, осуждаем и оправдываемся. Бьём в ответ, изрядно потерпев практически бесконечный, безнаказанный мордобой. По сути, играем роль великана, которым манипулирует хитрый портняжка из старой европейской сказки. И эта война – в чём-то наша реакция на отказ Запада от общения с нами и одновременно единственная возможность для нашего истеблишмента как-то с любимым Западом общаться…
При этом интенсификации общения с Востоком не видно. Аналогичная посвященность сил и управленческого времени Востоку не просматривается. Говорим, пишем, волнуемся о любимом и дорогом Западе. Воюем осторожно. Как бы его, случаем, не задеть… В то время как западные боеприпасы, выпущенные из западных орудий, уже давно месят наши пограничные деревни и малые города, а теперь и территорию России, которой Донбасс стал, буквально, накануне. При всём притом, война на Украине в ее фазе обострения и затягивания бесконечна и, очевидно, проигрышна. Так как общемировых военных ресурсов Запада всяко больше наших, даже в совокупности с китайскими.
США, как первоисточник западной агрессии, должны быть уничтожены. Как бы ни любил наш истеблишмент дорогой ему Запад, всё равно, увы, скорее поздно, чем рано, ему придётся «брать быка за рога» и наносить удар. Только преимуществ, которые, скорее всего, присутствуют сейчас, потом уже не будет…
Александр Невский отчетливо понимал природу Запада. Её отчетливо понял перед смертью бывший президент Сербии Милошевич, определив Запад как бешеную собаку, ждущую момента вцепиться вам в горло. Но нам не следует приходить к такому пониманию предсмертно. У нас есть исторический опыт, выраженный наиболее полно в примере Великого благоверного князя Александра Невского. За ним следуем! Если этим путем идёт церковь, пытается идти духовно активная часть народа, то есть некоторая надежда, что повернут и верхи...
Нам нужна ни многоходовая «сицилианская», ни даже украинская защита, которая есть, в сути, просто продолжение любимой верхами проевропейской, прозападной политики только в иных условиях и иными средствами.
Нам не нужно поражение Украины. Нам необходимо поражение Запада! Нам нужна Победа «на Чудском озере!» Но ее не может быть при духовном и культурном европоцентризме…
Экономические отношения и международную политику следует посвятить преимущественно Востоку. Западу же преимущественно посвящать ракетно-ядерные удары и эпитафии!
Только так, правильно персонифицировав врага, можно победить…
Павел Иванович Дмитриев, правовед, публицист
3. Ответ на 1, E.O. :
2.
Автор прав в том, что разрушительная коммунистическая идея помогла России уйти с «широкого пути» западной цивилизации, постоянно порождавшей крупнейшие войны, и ныне приведшей к Содому, и пойти трудным и «узким путём» через «тернии к звёздам». Господь судьбой России показал всему миру то, что с ним будет после воплощения системы «всеобщего равенства», точнее сказать, всеобщей уравниловки, усреднения и общественного умирания (к чему нас ныне опять призывают некоторые «философы»). Идея Коммунизма сама отпала в России вместе с идеей капиталистического либерализма как отсохшая грязь с одежды. Поэтому ни о каком повороте обратно и речи быть не может для умного и православного человека. Поэтому и крестные ходы как несли, так и будут нести свой крест пока Бог Отец ни положит врагов своих к ногам Господа Иисуса Христа.
1.