«Запад ввел против России "адские санкции", они подействовали на всех, независимо от того, путинист вы или антипутинец. После этого картинка в мозгах у людей выстроилась очень быстро. И перебежки туда-сюда закончились. Люди поняли, что СВО — это не про Украину. Это про очередной виток нашего конфликта с Западом, который длится уже давно, а теперь перешел из скрытой в отрытую и кровавую форму», — говорит глава ВЦИОМ Валерий Федоров. О том, почему нет усталости от спецоперации и когда она может наступить, какая национальная черта россиян позволит пережить санкции, а также о поколенческих различиях в восприятии СВО он рассказал в интервью «БИЗНЕС Onlinе», сообщает сайт ВЦИОМ.
Недавний пост главы ВЦИОМ Валерия Федорова в «Фейсбуке»* о том, что приближается удобный момент для временной паузы в конфликте на Украине, вызвал бурную дискуссию. Помимо параметров и условий гипотетических переговоров, фолловеры директора ВЦИОМ из разных идеологических лагерей принялись активно обсуждать, что на самом деле двигало одним из самых авторитетных социологов страны, который имеет существенный вес и в российском политическом классе. Кто-то даже предположил, что Федоров проводит своеобразный тест для той части чиновников, которые хотели бы пойти на компромисс с Западом или вообще на капитуляцию. Отчасти в той же парадигме рассуждали и авторы статьи в «Новой газете», которые «ухватились» за «фейсбучные»* размышления Федорова и сделали собственный обобщающий вывод о том, что социологи готовят (ни много ни мало) почву для перемирия России и Украины. Дескать, такой пост не мог появиться без согласования с властями. Тем более в тексте есть пассаж о том, что Владимир Путин понимает возможности перемирия лучше, чем кто бы то ни было.
Сам Федоров в разговоре с «БИЗНЕС Online» утверждает, что никакой почвы он не готовит. Ни к миру, ни к войне. Мол, не в том задача социологов. «Наша задача — изучать общественное мнение и „возвращать“ его обществу», — говорит социолог. Хотя его в полной мере можно отнести и к политологам. В этот раз разговор, естественно, касался войны и мира, точнее, спецоперации и перемирия. В частности, Федоров отмечал, что мнение народа по поводу СВО остается практически неизменным на протяжении всех пяти месяцев после 24 февраля. Наши граждане очень быстро (буквально к середине марта) определились со своим отношении к спецоперации, и с тех пор все перебежки через «овраг» закончились. «После этого, что бы ни происходило на фронте, будь то штурмы, победы, провалы, жертвы, переговоры, обмены, мнение людей не меняется», — констатирует Федоров. По его экспертной оценке, этому во многом способствовали сами же политики Запада, которые «запустили» «адские санкции» не только против чиновников, военных и олигархов РФ, а против всех россиян независимо от их отношения к Путину. После чего, собственно, наши граждане и поняли, что в украинском конфликте «собака зарыта» гораздо глубже. А именно в противостоянии России и Запада.
Неизменно высоким на фоне СВО и действий Запада остается рейтинг Президента, который после начала спецоперации вырос почти на 20% — с 62–63 до 79-80%. Директор ВЦИОМ называет это элементом «новой нормальности» или «донбасским консенсусом». С другой стороны, даже если руководство страны пойдет на перемирие, российское общество не воспримет его как поражение, а рейтинг Путина опять же пойдет вверх. Утверждая это, Федоров готов даже поспорить на ящик коньяка.
Уверенности ему добавляет многолетняя практика по диагностике «имиджа Путина», которого он называет стратегически мыслящим политиком, умеющим предугадывать, планировать и защищать интересы России на внешнем контуре, «не щадя живота своего». «Есть немалый опыт того, как подтверждалась правота Путина спустя какое-то время. Он не раз делал на внешней арене шаги неожиданные, небезопасные, рискованные, и общество замирало, не понимая и опасаясь: а что же будет? Но потом через какое-то время становилось понятно, что это был верный ход», — поясняет социолог.
Интересно, что и страхов перед катастрофическими последствиями СВО и санкциями США и ЕС в России становится не больше, а меньше. «Нас в самом начале, в феврале – марте, Запад буквально закошмарил своими „санкциями из ада“, наобещав нам, что мы все очень скоро умрем от изоляции, голода и ухода „Макдоналдса“ и IKEA. Прошло несколько месяцев — и что? Кто-то умер? Ничего подобного, все очень даже наоборот», — отметил директор ВЦИОМ. И с иронией замечает, что еще непонятно, кому на самом деле стало хуже от санкционных пакетов Запада, где люди привыкли жить лучше, чем в России, и где никто не ожидал, что отрикошетит по ним самим. Россиян же отличает такая национальная черта, как «искусство выживания в непредсказуемых ситуациях». Мы это умеем, что в очередной раз демонстрируем себе и миру.
Отметим, что согласно опубликованному на сайте ВЦИОМ рейтингу доверия политикам, оценки деятельности государственных институтов, отношения к партиям, показатель одобрения деятельности Президента с 18 по 24 июля 2022 года составил 78,0%. На прямой вопрос о доверии Владимиру Путину положительно ответили 80,7% респондентов.
*Деятельность Meta Platforms Inc. по реализации продуктов – социальных сетей «Фейсбук» и «Инстаграм» запрещена на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности.
3. Перемирие?
2. Ответ на 1, Дмитрий:
Главное, чего не сообщили - это то, что 30 лет в этот "глянцевый" мир народ тянули силком.
С другой стороны, даже если руководство страны пойдет на перемирие, российское общество не воспримет его как поражение, а рейтинг Путина опять же пойдет вверх. Утверждая это, Федоров готов даже поспорить на ящик коньяка.
Только при условии, если перемирие будет ПОСЛЕ освобождения ВСЕЙ Украины.
1.