Пошёл третий месяц Специальной военной операции (СВО) – срок достаточный для подведения промежуточных итогов. Чисто военно-стратегические и политические вопросы оставим людям сведущим, или желающими казаться такими; сами же коснёмся более нам близкой и не менее насущной темы – идеологической, духовной составляющей СВО. А точнее, символов этой операции.
Украина по над усэ. Время показало, что выдвинутый в начале СВО Верховным главнокомандующим лозунг о полной «денацификации и демилитаризации Украины», хотя и поддержан большинством граждан и военнослужащими наших ВС, осуществить на практике сложно. Причин много, в т.ч. серьёзное сопротивление вооруженных формирований Украины (ВФУ), упорно не желающих демилитаризоваться. Вопреки непонятно откуда взявшимся радужным прогнозам, мы столкнулись не с дышащим на ладан прогнившим режимом и угнетаемым им братским народом, только и ждущим, когда мы его освободим; а с мотивированной и сплочённой идеей защиты единой Нэньки-Краины, нацией. Которая обладает хоть и явно деформированным, но серьёзным уровнем самосознания, считая себя выше нас – москалей: «Украина по над усэ»! То есть на лицо аналог немцев и нацисткой Германии образца 1933-1945 годов с их «Дойчланд юбер аллес», которую ценой огромных усилий мы разгромили 77 лет назад. Впору вспоминать тот опыт.
Надо признать, как факт, что киевскому режиму, даже при сменяемом каждые 4 года президентском хороводе, сопровождаемом скандалами и возбуждением уголовных дел, действительно, удалось за 30 лет, включая «ударную майданную восьмилетку», создать на страхе, лжи, американских деньгах, игре на местечковом самолюбии и бандеровских дрожжах, фактически новый и вовсе не братский нам народ! Необходимо это учитывать, выстраивая дальнейшие отношения с соседями.
О методах и способах, как это стало возможно, говорить сейчас не будем, тем более всё происходило на наших глазах, которые, однако, были у многих закрыты или смотрели «не туда». Поговорим о символах и смыслах СВО, извлекая из них уроки для себя, ведь они многое объясняют. Мало того, серьёзные люди, такие как китайский философ Конфуций или член палаты лордов, британский премьер-министр Бенджамен Дизраэли, были уверены: «Знаки и символы правят миром!».
Символом Украины с самого начала её появления в истории, а это произошло в 1917 году, о чём мы писали стали жовто-блакитный флаг и тризуб, имеющие свою предысторию. Подобная расцветка была давно известна и до сих пор используется в Западной Европе, а относительно Украины впервые применилась львовским городским ополчением в Грюнвальдской битве (1410 года), где оно, кстати, выступало вместе с поляками, литовцами и русскими против немцев.
Есть другая версия, что эти цвета даровала галичанам за верную службу Австрийской монархии (куда несколько веков входила нынешняя Западная Украина) мать тогдашнего императора Франца-Иосифа Габсбурга, София. Так она оценила помощь своих верных подданных в подавлении венгерского национального восстания 1848 года. Эту же помощь, к слову, оказала Габсбургам и верная союзническому договору Николаевская Россия, по личной просьбе Франца Иосифа.
В обоих случаях идёт речь о навязывании всей современной Украине чуждых ей цветов и символов, учитывая, что сама Галиция, как самостоятельное государство (княжество) перестала существовать ещё в XIV веке, далее оказавшись под властью католических Польши и Австро-Венгрии. Вся остальная часть Украины исторически тяготела к православной России, но в силу различных обстоятельств была некоторое время частично оккупирована польско-литовской Речью Посполитой и Османской империей. Она никогда не имела обособленных государственных образований и соответственно территориальных претензий. Исключением можно назвать псевдо-государственное образование поднепровского казачества, Запорожскую Сечь, цвета которой не имели желто-голубых тонов, а его политику определяли поочередно из Варшавы, Стамбула и, наконец, Москвы (Санкт-Петербурга), которые в одностороннем порядке и прекратили его существование.
Что касается хорошо известного ныне герба Украины – т.н. Тризуба, носящего для многих россиян какой-то зловещий символ, то большинство историков сходятся во мнении, что это – фамильный герб Святого Владимира Святославовича (Рюриковича), обозначающий «пикирующего на добычу» сокола (есть вариант с вороном). Это говорит о серьёзных попытках киевских властей найти свои корни в древней и славной династии, на что они имеют право. Но при этом они словно забывают, что Рюриковичи правили не только стольным градом Киевом, разоренном до основания монголами в 1238-40 гг., но и Москвой, распространив свою власть за Урал, до Сибири. Это подчёркивает единство наших народов, происходящих от одного корня и общей киевской крещенской купели. Таким образом, сам по себе сокол (ворон), превратившийся в тризуб вполне может «подружиться» с нашим византийским (чего мы не скрываем) Двуглавым Орлом.
Ещё один символ Украинского государства – его гимн. Начинается он словами «Ще не вмэрла Украина…», что практически совпадает со словами польского национального гимна «Еще Польска не сгинела…», что трудно отрицать. Однако, есть более щадящая версия, что автор стихотворения, легшего в основу гимна, Павел Чубинский написал его в 1862 году под влиянием сербской народной песни со схожим подтекстом: «Сердце бие и крев лие за свою слободу» («Сердце бьётся, и кровь льётся за свою свободу»). Вывод каждый может сделать самостоятельно, что гимн не имеет отношения к собственно украинской традиции, взят у соседних народов, имеющих сильные национально-освободительные традиции.
И общий вывод: украинство, украинское самостийство, как идея, несамостоятельно и нежизнеспособно. Подпитывается и животворится (скорее, смертотворится) оно только за счёт постоянно подогреваемой ненависти к России, инициируемой антиправославными и русофобскими силами. Именно этим силам и удалось взять верх на Украине, что привело в итоге к СВО.
Россия под Богом. Теперь давайте посмотрим, что есть у нас и с какими символами мы взялись освобождать Украину от милитаризма и нацизма. Начнём с флагов. Государственный триколор, который Россия закрепила за собой в качестве прежде всего военно-морского флага, ввёл отец Петра Первого – царь Алексей Михайлович, не замеченный, как его сын в преклонении перед Европой. Это автоматически отводит обвинения о подражательности Русского триколора якобы голландскому или французскому. Под ним Россия одержала ряд серьёзных побед над шведами, немцами, турками, персами, французами… Он же развивался над Русской Америкой, то есть имеет свои славные боевые и имперские традиции. Не выдерживают серьёзной критики и утверждения левых радикалов, что триколор якобы использовали «власовцы», что не соответствует действительности, т.к. против него категорически были немцы, опасавшиеся именно возрождения национального самосознания русских. Из той же оперы фейк о том, что якобы среди брошенных перед мавзолеем нацистских стягов был и наш нынешний флаг.
Однако, у него есть серьёзный конкурент в виде красного флага со звездой, серпом и молотом – символ СССР, который был государственным более 70 лет. Его главная ценность в том, что с ним и под ним мы победили немецко-фашистских захватчиков. Он получил особую популярность после ставшего широко известным случая, когда украинская бабушка вышла с ним встречать военнослужащих ВСУ, которые растоптали его. Этот фактор сыграл свою мобилизационную роль, причём во всем мире и конечно должен присутствовать в войсках, тем более в преддверии Дня Победы и именно как её символ, что официально утверждено Государственной Думой.
К сожалению, этим не замедлили воспользоваться российские неокоммунисты, тут же внеся предложение в Госдуму об официальной смене российского триколора – на советский флаг. До этого от их идейного союзника «заправдиста» Захара Прилепина звучало не менее провокационное предложение вернуть на Лубянку памятник «железному Феликсу» (Дзержинскому), как символу побед в борьбе с внутренним врагом. Но если вспомнить историю, то под этой «расстрельной категорией» было уничтожено много именно русских людей-патриотов, не согласных с узурпировавшими власть коммунистами-интернационалистами, создавшими ту самую Украину, в которой мы сегодня наводим порядок.
А о том, какой флаг все-таки ближе всего пророссийской Украине, ответили сами же её граждане в 2014 году, подняв триколор в Симферополе, Севастополе, Донецке, Луганске, Харькове… Именно триколор для них символизирует и государство – Россию и национальную идентификацию – русских. А вот попытки вывешивать на освобожденных территориях Донбасса или Украины именно флага СССР, как символа политического, несёт уже негативный, даже угрожающий смысл.
Во-первых, потому что именно находясь в составе СССР, Украина вполне законным путем вышла из состава Советского Союза, что произошло в злополучном 1991 году. Во-вторых, потому что такой страны не существует уже более 30 лет, и демонстрация её символики над освобождёнными территориями будет вносить лишь разномыслие, усугубляя проблему, с учётом, что выросшее за это время молодое поколение граждан Украины не знакомо с СССР, либо воспитано негативно по отношению ко всему советскому.
В-третьих, красный советский флаг с серпом и молотом ассоциируется и с основателем СССР Владимиром Ульяновым (Лениным), отношение к которому, особенно на Украине, неоднозначно. Есть серьёзные разногласия по этой личности и в России, где у значительной части населения он, наряду с Дзержинским является фигурой разделяющей общество и потому не может символизировать объединение двух несмотря ни на что братских народов.
В этой неоднозначности, идеологической раздвоенности – наша весьма уязвимая точка. Если для украинцев не только на Украине, но и по всему миру существует только один флаг, символизирующий для них Родину, то у нас, как видим, всё сложнее: Родина одна, а символов, часто противоречащих друг другу, несколько. Но из этого не следует, что нам надо опять «поскакать на граблях», ради удовлетворения чьих то партийных или личных амбиций – опасная и дорогая затея!
Какие у нас ещё остаются символы? Сразу вспоминаются Георгиевская ленточка, ставшая ещё в 2014 году лакмусовой бумажкой и линией разграничений миров – Русского и Западного; и выскочившая буквально, как чертик из табакерки, месяц назад Z – последняя (!) буква латинского (!) алфавита. Она вдруг получила бешеную популярность, но не несёт в себе никакого внятного смысла. Поэтому, раз уж она пришлась по душе многим, то пусть и была бы георгиевской раскраски, то есть чёрно-оранжевой (золотой), как это предложил координатор политического объединения «Национально-освободительное движение» Евгений Фёдоров!
Вот эти цвета несут конкретную смысловую нагрузку, традиционную для России. Во-первых, это цвета ордена св. Георгия Победоносца – высшего военной награды в России, обозначающие огонь и дым. Они же составляли и цветовую основу воинской кокарды на головном уборе солдат и офицеров Русской армии до 1917 года и после 1991. Да и сам святой Георгий, чья память празднуется 23 ноября и 6 мая давний покровитель православных воинов, не раз помогал им явно и тайно. Один из известных, но незамеченных многими примеров: нацистская Германия фактически капитулировала 6 мая 1945 года и принял её от имени России-СССР крещёный, православный воин – маршал Георгий Константинович Жуков.
Во-вторых, чёрный и золотистый цвета вместе с Двуглавым Орлом вполне законно перешли к нам с герба Византийской империи, и нашли своё отражение в имперском чёрно-золотисто-белом флаге России, официально бывшем государственным во времена правления Александра Второго (с 1858 по 1883 гг.). То есть являются традиционными для России и несут характерную смысловую символическую нагрузку. Одним словом, георгиевская лента, её цвета, наряду с триколором и Орлом, отражают русский национальный характер, менталитет и показывает наши реальные духовные корни, уходящие в Византию – Второй Рим, делая нас его наследниками – гражданами Третьего Рима, который, как известно, будет до скончания века, поскольку «четвёртому Риму не бывати».
Цели же государственных и национальных символов – формировать, олицетворять у хранящего их народа и воинов образ Родины, пробуждая их через это к готовности защитить её, отдав, если потребуется, за неё жизнь. Это есть самое ценное предназначение в идее государственной и национальной символики! Если у украинцев вся идея заключается в жовто-блакитной Нэньке – анти-России с тризубом и Бандерой, коих они буквально обоготворили (что носит откровенные признаки языческого культа), и за которую готовы не на шутку умереть, то мы должны ответить, конечно, не последней буквой чужого алфавита. К нашим символам: Двухглавому Орлу с Георгием Победоносцем, триколору и национальному гимну «с Богом», остаётся добавить… самого Бога! За примером ходить далеко не надо, стоит взглянуть на довольно успешно воюющих бок о бок с нами чеченцев, у которых с символикой и иерархией ценностей всё в полном порядке, у них Аллах всегда на первом месте!
У нас же чаще, увы, звучит мат. А надо бы, как у непобедимого Суворова: «Господи, помилуй!». На передовой не хватает военного священства, икон, молебнов о Победе – традиционных для Русского воинства. Ведь не секрет, что и в годы Великой Отечественной войны иконы хоть и полулегально, но присутствовали на фронте. Казанскую икону Богородицы возил с собою маршал Георгий Жуков. И молебны служились, как, например, на левом берегу Волги, напротив Сталинграда в самый напряжённый период; впрочем, как и под Кенигсбергом, накануне его штурма под праздник Благовещение. И в блокадном Ленинграде. Что же или кто мешает это делать сегодня? Непонятная стеснительность, откровенное маловерие напополам с малодушием или нечто большее?
Ведь сами Силы Небесные отнюдь не молчат и через вполне ощутимые знаки-символы дают подсказки. Например, операция началась в день памяти святого праведного воина Феодора Ушакова, а позже прошла информация, что замироточила Его икона в одном из храмов Петербурга. Следом, в присутствии многих свидетелей, в главном храме ВС России Рождества Христова в парке «Патриот» закровоточила известная на весь мир икона Богородицы «Умягчение злых сердец». А буквально на днях пришло сообщение с фото и видеосъёмкой о появлении на стеклянных дверях реанимации в госпитале ВС Росси имени Вишневского образа Самой Богородицы… Так чего еще ждём?
Поправив знаменитого китайца с не менее известным британцем, скажем так: «Миром правит Бог. Напоминая нам о Себе через Знамения (символы)». И поэтому, отбросив все сомнения и колебания, исполним, звучащий сквозь века, пожалуй, главный, так и не усвоенный урок нашего великого русского полководца Александра Суворова: «Молись Богу – от Него Победа!».
Андрей Дмитриевич Редкозубов, религиовед, член Совета ветеранов военной разведки и Лиги военных дипломатов, полковник в отставке;
Роман Алексеевич Илющенко, религиовед, ветеран боевых действий, подполковник запаса
2. Без комментариев
1.