События на Украине подстегнули давно ведущуюся дискуссию о корнях конфликта, переросшего в вооружённую фазу противостояния. Разобраться с этим вопросом тем более важно, что исходя из верного вывода, можно будет скорректировать и политику России по отношению к соседнему государству, и соответственно цели проводимой специальной военной операции. Предложу свою версию, основываясь на общедоступных фактах.
2014, 1991 или 1941?
Мнения о начале процесса противостояния у людей расходятся. Большинство называют февраль 2014 года, когда на Украине произошёл госпереворот, приведший к самопровозглашению ЛДНР и Крыма. Последнему тогда повезло больше, а Донецкие республики все 8 лет отстаивали свою независимость от укро-нацистского Киевского режима. Говоря о себе, я почти смирился с ситуацией вялотекущего конфликта, не видя из него выхода в ближайшее время. Слава Богу и Верховному Главнокомандующему, гордиев узел, наконец, разрублен и Рубикон перейдён!
Другие считают, что проблема началась после распада Советского Союза, т.е. с августа 1991 года. Но Украинская ССР, по результатам голосования в марте 1991 на Референдуме по сохранению СССР, была одной из тех республик, где число граждан, жаждущих самостийности было весьма высоко – около 30%. Это много больше, например, чем в считающемся националистическом Азербайджане (около 7%), байском Казахстане (около 6%) и хорошо нам теперь республиках Средней Азии (3-5%). Отрезвляющая и многое проясняющая статистика, не правда ли?
Есть немало сторонников версии, что эта проблема обозначилась в 1941 году, когда Западные области Советской Украины цветами приветствовали немецких оккупантов на своей земле, а многие местные добровольцы пошли на службу к немцам в специальные воинские и полицейские формирования. И проблему эту якобы решил суровый, но справедливый Иосиф Сталин, репрессировав после Победы украинских националистов, борьба с которыми продолжалась больше 10 лет. Испортил всё, по их мнению, сменивший его на посту Генсека украинофил Никита Хрущёв, по сути реабилитировавший бандеровцев. В сентябре 1955-го года с его подачи был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупантами в период Великой Отечественной войны в 1941-1945 гг.».
Февраль 1917!
Но эта проблема требует куда более детального и углубленного изучения, ведь история «незалэжной Украины», провозглашенная в июле 1941 года (на один день) во Львове соратниками Степана Бандеры, уходит корнями в год 1917!
И зародилась она 23 февраля (8 марта) – 2 (15 марта) 1917 года в дни госпереворота и генеральско-думского заговора, вошедших в советскую историю под брендом «февральской революции». То есть украинская проблема через Майдан 2014-го, напрямую связана с Питерским майданом 1917-го, плохо нам знакомым и малоизученным. Именно этот антигосударственный и юридически незаконный переворот с переходом власти от единственно законного Государя - к заговорщикам-самозванцам и положил начало многим деструктивным процессам распада Империи, включая украинскую самостийность.
Однако тема незалэжности не была озвучена, до опять-таки очередного незаконного перехода власти – теперь уже к большевикам, в ходе вооружённого 25 октября (7 ноября) 1917 года переворота, о котором старшему поколению известно больше под брендом «Великой октябрьской социалистической революции»! Это важный момент.
Об образовании же Украины, как субъекта в виде Украинской Народной Республики (при этом сохранившей связи с Россией в составе некоей Федерации), было объявлено Киевом 7 (20) ноября 1917 года специальным документом - универсалом самопровозглашенной Центральной Рады, по принципу: «почему если можно в Питере, то нельзя в Киеве?». В свою очередь, в пику Киевским самостийникам, большевиками, месяц спустя - 12 (25) декабря 1917 года был срочно собран I Всеукраинский съезд Советов, который в свою очередь провозгласил Украинскую Народную Республику Советов (УНРС) со столицей в Харькове.
Сделано в Германии
События эти бурно развивались на фоне войны с Германией, которая, безусловно, имела в России свои интересы: пока в Петрограде и Киеве заседали, митинговали и принимали самые нелепые законы и универсалы, немцы стремительно продвигались на Восток. Большевики, добившись власти, искали с ними мира, результатом чего стали переговоры, начавшиеся в Бресте.
Но шли они туго, чем воспользовались украинские самостийники, которые, что называется «подсуетившись», предложили немцам признать их законной властью и заключить договор с ними, что и произошло 27 января (9 февраля) 1918 года. Но до этого 9 (22) января 1918 года Центральная Рада успела принять ещё один универсал, по которому объявила УНР теперь уже полностью независимой от России.
Ясно, что во главе этого процесса стояли оккупировавшие Украину немцы, которым было после ликвидации легитимной власти в России всё равно с кем вести переговоры о выгодном для себя мире. Они, наряду с Австро-Венгрией, первыми и признали в лице УНР Украину «независимой». При этом советскую Украину (УНРС) они проигнорировали, не допустив за стол переговоров её представителей.
Один из членов германской делегации генерал Макс Гоффман прямо назвал себя отцом-основателем Украины, что, по сути, так и было! Это тоже важный момент для осознания истоков украинской самостийности, т.к. националисты почему-то отцами своей нэньки считают батьку Бандеру и пана Грушевского, а не забытого ими немецкого генерала. Не будь его , грош цена всес их централам и заявлениям.
Что важно, в дальнейшем, по условиям Брестского договора независимую Украину в лице УНР признала и советская Россия в лице ещё одного крестного отца незалэжной – Владимира Ленина, прибывшего в Россию, как известно в оплобмированном вагоне прямиком из Германии. Правда, год спустя, после революции там и её поражения, договор был большевиками аннулирован, а на саму Украину пришла советская власть.
Примерно так кратко можно освятить историю вопроса исторических перипетий в 1917-18 гг.
Вперёд – в прошлое!
Позиция советских руководителей по украинскому вопросу в позднейшее время хорошо известна. Ленин отнюдь не был державником, опираясь в своей борьбе за власть именно на националистов с окраин, поэтому он не стал и принципиальным противником украинства, как противовеса именно русскому «великодержавному шовинизму», которым всю жизнь пугал соратников. И неудивительно, что, как считает целый ряд историков «именно переговоры в Брест-Литовске стали дебютом концепции «самоопределения народов», оказавшей значительное влияние на всю восточноевропейскую и закавказскую историю XX века».
Отметим, что в пику Ленину, белые никогда не рассматривали Украину в качестве государственного образования. Против этого был, прежде всего, глава Вооружённых Сил Юга России, генерал Антон Деникин, откровенно высмеивая попытки украинцев создать самостоятельное государство. Известно его мнение на этот счёт: «Ни о каком независимом украинском государстве не может идти речи, их лидеры - вчерашние батраки у малорусских и польских магнатов, считают, что государство - это село, что они могут его построить, будто вскопать огород после пляшки горилки. Украинство – эталон бахвальства и местечковой ограниченности, не видавший ничего дальше канавы своего хутора». Резко, дерзко, но, по сути верно, с позиции сегодняшних русско-украинских отношений. Но, к сожалению, в нашем информационном пространстве по-прежнему витает дух советской пропаганды, а не русских национальных интересов.
Уместно будет в контексте поднятой проблемы упомянуть и о самопровозглашённой Донецко-Криворожской республике, просуществовавшей всего месяц с февраля по март 1918 года и влившейся затем в состав Советской Украины. Эта идея некоей преемственности нравится многим жителям и защитникам нынешнего Донбасса. Завершающим же этапом всех этих игр в независимость и самоопределение, стало образование Украинской ССР, вошедшей на правах суверенной республики в образовавшийся Советский Союз, позже ставшей ещё и членом ООН с правом голоса. До этого к ней решениями советских вождей были в разное время присоединены территории Западной и Закарпатской Украины, Северной Буковины и Крыма.
Так чью ошибку должен исправить Владимир Путин? На мой взгляд, прежде всего февралистов и коммунистов. Недаром же Верховный Главнокомандующий в своём обращении, накануне начала операции, предложил Владимиру Зеленскому помочь в декоммунизации нынешней «Украины имени Ленина». Это было бы исторически справедливо – вернуть незалэжную в границы УНР 1917 года!
Но очевидно, что нужно идти до конца - к ситуации, имевшей место быть до февраля 1917 года, когда единой и неделимой Россией правил Государь и не было и речи о каких - то республиках, а собственно Украина была Малороссией! Начало этому положено!
Андрей Редкозубов, полковник в отставке, член Совета ветеранов военной разведки и Лиги военных дипломатов