По разные стороны баррикад. Собственно, согласно учению Церкви, любая война является духовной, т.е. религиозной. Специальная военная операция (СВО), проводимая Россией в единоверной и братской Украине, как никакая другая становится таковой по существу. С духовной точки зрения это трагическое событие с тяжёлыми и далеко идущими последствиями. На наших глазах зреет очередной церковный раскол и не только на Украине, но в самой Русской Православной Церкви, где достаточно большое количество священников выступили против СВО. Растёт недовольство и в лоне УПЦ МП, глава которой митрополит Онуфрий по понятным причинам призвал паству с оружием в руках защищать свою Родину. Это, однако, не спасло от скрытых и явных репрессий приходы и монастыри «москальской церкви», в недрах которой уже звучат инициативы о проведении Поместного Собора, где будет ставиться вопрос о «переподчинении» её очевидно Константинополю. На это же очевидно направлены шаги и официального Киева, где готовится законопроект о запрете УПЦ МП, т.е. фактическом переводе её на нелегальное положение.
Прерывание единого молитвенного и литургического общения, как разрыв «нешвенного хитона» Спасителя – тяжёлый удар для Всемирного Православия! Подобные схемы Его главного врага успешно опробованы в Грузии, Южной Осетии и Абхазии; Македонии, Черногории и Сербии; Молдавии, Румынии и Приднестровье – там, где большинство населения исповедают Православие, где удалось развести по разные стороны «духовных баррикад» единоверцев. Как и происшедший ранее из-за той же Украины разрыв литургического общения между Москвой и Константинополем и поддержавшими последний православными Церквями, – из этого же ряда. Всё это, безусловно, ослабляет единый молитвенный фронт Православия против богоборческих и сатанинских сил, готовящих, как известно, приход антихриста.
Присутствие и активность именно этих сил делается всё более очевидным в ходе СВО. То мы становимся невольными свидетелями жутких расправ над российскими военнопленными, больше напоминающих жертвоприношения; то официальный Киев призывает на помощь ведьм и колдунов со всей Украины; то на одной из оставленных позиций «Азова» (Запрещён в России. - РНЛ) обнаруживаются предметы с символикой сатанинского культа; то в сетях появляется жутковатый ролик ожившей гоголевской «панночки» с серпом в руках; то, наконец, в поддержку киевского режима выступают откровенные адепты культа Бафомета из американской «церкви сатаны».
Православные же Украины вполне зримо восходят на Голгофу и им как никогда нужна молитвенная поддержка всех Православных церквей! И один из эффективных способов выхода из этой ситуации – успешное окончание СВО, которая должна положить конец разделению единого духовного и ментального пространства!
Духовные сироты. Но не всё так просто и в нашей Армии и Церкви. Где, например, военное духовенство, должное оказывать молитвенную поддержку воинам, духовно окормлять личный состав? Если верить вполне достоверному источнику из церковных структур РПЦ МП, командование, которым подчиняются помощники командиров по работе с верующими военнослужащими, не пускает их к войскам, по-своему проявляя о них заботу. Но разве не важнее оставшиеся без окормления осиротевшие души собственно самих солдат и офицеров на передовой, которые, как никогда нуждаются в поддержке и подкреплении словом, личным примером, молитвой?
Куда лучше тут выглядит ситуация у бойцов вооружённых формирований ЛДНР, которых окормляют по необходимости местные приходские священники. Отлично налажена эта работа у мусульман-кадыровцев, где в каждом подразделении есть свой имам, который органично вписавшись в воинский коллектив, привычно проводит свою работу, организуя намазы, религиозные беседы, а если надо, то зикры, тезеты и другие культовые обряды чеченской разновидности ислама. И на выходе мы под жизнеутверждающий «Аллаху акбар!» наблюдаем высокий боевой дух, религиозную мотивированность и результативность воинов ислама.
Даже к воинам-буддистам из Бурятии, Калмыкии и Тувы – участникам СВО – специально прибыл буддийский священнослужитель, чтобы поддержать своих единоверцев, что подтверждают попавшие в сеть кадры фотосъёмки. Наши же, русские бойцы остаются, по сути, духовными сиротами. Нам это обидно и непонятно, при том, что с духовным окормлением украинских вооруженных формирований проблем нет никаких! К их услугам священники любой на выбор конфессии, включая самого Римского папу и упомянутых выше ведьм и колдунов.
По законам военного времени. Негативно влияет на духовную обстановку в наших войсках наличие в них (особенно это актуально для подразделений специального назначения!) значительно числа приверженцев неоязыческих (родноверческих) культов. Опасность заключается, прежде всего, в том, что «родноверие» в разных вариациях – чисто западный проект, одновременно насаждаемый под другим названием и на Украине, в виде т.н. «РУН-веры» («Родная украинская национальная вера»). Неслучайно, в продвижении этого проекта принимала активное участие гражданка США Катрин Ющенко, супруга бывшего Президента Нэзалэжной.
Неоязычников по обе стороны фронта объединяет ненависть, прежде всего, к традиционному Православию, насаждаемый культ слепой силы, эгоизма, собственной исключительности, практика жертвоприношений в т.ч. человеческих. В силу своего желания доминировать в обществе неоязычество близко по своим идеалам с неонацистской идеологией, что мы наблюдаем на практике на примере подразделений, типа «Азова», в составе которого есть увы и этнические русские, и даже граждане России.
Отрицательно сказывается на духовной атмосфере в войсках и непонимание воинами религиозных основ войны, имеющей свои законы, и определённый «кодекс поведения». Например, он не приемлет матерную брань обильно звучащую в наших боевых порядках, судя по некоторым роликам. К сожалению, у многих военнослужащих это считается едва ли не доблестью и объясняется не только привычкой, но и тем, что мат якобы помогает снять стресс. При этом они часто ссылаются даже на участников и ветеранов Великой Отечественной войны. Судя по понесённым нами потерям в той войне, это отрицательный опыт. Матюки, если на каком-то этапе и помогают в боевой обстановке мобилизоваться, то за это потом приходится расплачиваться, поскольку в процесс включаются вполне реальные «тёмные силы», которые требуют за проделанную работу высокую плату.
Как не хватает в боевых порядках практического опыта наших прославленных полководцев – генералиссимуса Александра Суворова, святого праведного воина адмирала Фёдора Ушакова, которые действуя в не менее сложной боевой обстановке, порой находясь в меньшинстве, одерживали блестящие победы! Невозможно представить, чтоб из их уст или даже в их окружении звучала матерная брань. Зато оба НИКОГДА не скрывали, что ВСЕГДА и во всём полагались на помощь Божию, призывая Его себе в помощь, что атеистами воспринимается как слабость или дань моде. Но какая мода может быть на войне, под пулями, когда дорога каждая минута, ценой в жизнь? Все свои победы оба военачальника без колебаний приписывали Божией помощи. Под стать им были их офицеры, солдаты и матросы.
Украина, с остервенением борясь с русским и советским наследием, уничтожает память в т.ч. и о них: снося им памятники, переименовывая улицы. Нам тем более следует действовать от обратного, призвав их в строй, перенимая опыт, который у Суворова зарифмован в поговорках: «Молись Богу! От Него победа!», «Бог наш генерал. Он нас водит!», «Мы – русские. С нами Бог!». Он же сказал, как отрезал: «Безверное войско учить, что перекалённое железо точить!»
Не в силе Бог, а в правде! Именно в русофобском и антиправославном дискурсе киевского режима и есть залог нашей грядущей победы, но для этого надо, идя от обратного, стать подлинно православными патриотами России, именно как Третьего Рима, а не члена какого-нибудь Евросоюза. Это – аксиома, утверждённая прежними поколениями православного воинства. Для постижения этой истины русскому православному воинству было бы весьма полезно ознакомиться (в рамках, положим, общественно-государственной подготовки) с работой известного богослова и святого, епископа Сербской Православной Церкви Николая (Велимировича) «Война и Библия», где выведены духовные законы войн. Вспомним о некоторых из них, прежде введя в тему забытое или искаженное понятие «греха» – основополагающего всем войнам и конфликтам: «Грехи народа являются причиной его бед», – пишет он.
Итак, грабёж, насилие, мародёрство, часто сопровождающие военные конфликты, не приносят военную победу, но часто служат наказанием подвергнувшимся насилиям. «Грабеж же отдельных людей препятствуют удачному исходу войны», – выводит формулу святитель Николай. Весьма строгое отношение так же к разврату и прелюбодеянию на войне, где эти грехи порой получают широкое распространение. «И то, и другое, – пишет святитель Николай, – приносит на войне несчастье». Особое внимание уделяется руководителям, в т.ч. командирам: «Грехи начальников… являются причиной войны и поражения в ней» и тут же: «Ради добродетели начальников Господь… дарует победу».
Дальше вполне понятная сентенция: «Праведный Бог всегда и везде является самым верным Союзником, идущим за Ним и молящихся Ему» и следом категоричный вывод: «Никакая военная сила, на которую рассчитывают безбожные и жадные люди, ни к чему не служит и никак не может помочь». Далее не менее важные постулаты: «Тот, кто в гордости своей, забыв Господа, надеется на оружие своё, тот постыдно терпит поражение и гибнет». И наоборот: «Тот, кто в смирении сердца своего не надеется на оружие, а покаянно взывает о помощи к Богу, тот со славой побеждает». Потому что «Бог помогает смиренным и верующим против гордых и неверующих». И в утешение: «Часто Бог употребляет, на человеческий взгляд, незначительные средства, чтобы поразить гордых и неверующих»; «Неправедному сопутствует страх, а праведному – храбрость». «Не численность войск решает исход войны, а Бог». Как это перекликается с хорошо известным нам «Не в силе Бога в правде»!
Касаясь грядущих войн, он пророчествует: «В будущей войне победа уже обусловлена покаянием и возвращением ко Христу», но «если ни один христианский народ не покается и не возвратиться к Христу…, то Бог отдаст победу народам… нехристианским».
СВО, как считают большинство серьёзных аналитиков, это «надолго и всерьёз», в том числе по причине, неучтённых в Генштабах законов духовной войны. Поэтому нашим военным и политическим руководителям есть смысл начать изучать их, приобщаясь к накопленному опыту и духовному наследию подлинных Героев Родины и Бога, которые всегда готовы нам помочь. А они подают нам свои сигналы через чудотворные иконы, «случайные» совпадения дат. Увы, складывается ощущение, что в руководстве слишком много прагматиков-аналитиков в пику искренне верующим людям, надеющимся, прежде всего, на Бога! Иначе мы были бы свидетелями молебнов, Крестных ходов, участия в Богослужениях и икон на передовой в лучших традициях православного русского воинства.
Андрей Дмитриевич Редкозубов, религиовед, полковник в отставке, член Совета ветеранов военной разведка; Роман Алексеевич Илющенко, религиовед, подполковник запаса, ветеран боевых действий