1 ноября мы вспоминали день рождения хранителя и молитвенника Кронштадтской земли и земли русской дорогого батюшки Иоанна Кронштадтского. Очень многие почитают этот день, как день рождения близкого и горячо любимого человека, так Батюшка близок их сердцу и всей жизни! Труды и служения их, их таланты связаны с его именем.
Этот день вчерашний для всех церковных организаций, носящих имя Всероссийского Пастыря, чрезвычайно памятен. Он напоминает им, их руководителям, духовникам, сотрудникам, соратникам, соработникам в первую очередь о тех наставлениях, что оставил почитавшийся ещё при жизни православным народом как «святой батюшка» (в миру Иван Ильич Сергиев).
Этот день невероятно близок и мне, поскольку 7 лет своей жизни я отдал, помимо обучения и первых шагов в специальности в Центре социальной и судебной психиатрии имени Сербского в Москве, и служению плечом к плечу с руководителем и духовником Душепопечительского православного Центра реабилитации пострадавших от псевдорелигиозных организаций и оккультизма во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского, доктором медицинских наук, игуменом Анатолием (Берестовым). Отец Анатолий не раз вступался за меня, когда по заказу сектантов-неопятидесятников я был брошен в СИЗО, а затем неправосудным решением отправлен в колонию. В поддержку незаконных задержания и осуждения выступал не раз за это время помощник руководителя Душепопечительского центра реабилитации граждан в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского города Владивосток, записав и опубликовав соответствующее видеообращение, за что и ему моя глубочайшая сердечная благодарность.
Что же следует особо помнить из трудов святого праведного Иоанна Кронштадтского? Почему до сих пор душепопечительские центры в России и за рубежом с радостью воздвигают на свои знамена его имя? Ответ прост и понятен, если хотя бы в общих чертах знать житие праведника, пламенного проповедника и великого душепопечителя.
Ключевое в плане построения личной духовной жизни, средоточием христианской жизни отец Иоанн считал молитву. Он, по завету Спасителя, воспринимал храм Господень, прежде всего как дом молитвы и призывал людей молиться искренно, сердечно, глубоко, с верой в чудодейственную силу молитвы: «Всегда твердо верь и помни, что каждая мысль твоя и каждое слово твое могут, несомненно, быть делом».
«Молясь, нужно так веровать в силу слов молитвы, чтобы не отделять самых слов от самого дела, выраженного ими; нужно веровать; что за словом, как тень за телом, следует и дело, так как у Господа слово и дело нераздельны: ибо “Той рече, и быша; Той повеле, и создашася”. И ты также веруй, что ты сказал на молитве, о чем попросил, то и будет. Ты славословил – и Бог принял твое славословие, поблагодарил Господа – и Бог принял благодарение твое в воню благоухания духовного: То беда, что мы маловерны и отделяем слова от дела, как тело от души, как форму от содержания, как тень от тела, – бываем и на молитве, как в жизни, “телесни, духа не имуще”, от того-то и бесплодны наши молитвы».
«С твердостью сердечной выговаривайте слова молитвы. Молясь вечером, не забудьте высказать в молитве к Духу Святому со всей искренностью и сокрушением сердца те грехи, в которые вы впали в прошедший день, - несколько мгновений покаяния теплого - и вы очищены Духом Святым от всякой скверны, паче снега убелены, и слезы, очищающие сердце, потекут из очей ваших...».
Получается ли у нас ТАК глубоко и сердечно сегодня молиться? Мало у кого, как и у меня, грешного, с этим большие затруднения. А стремиться достигнуть описанной святыми отцами умовой молитвы, описанной нами в совместном с отцом Анатолием труде, как некоем отчете о проделанной в Москве работе на духовном поприще перед отбытием в Краснодар.
Великие по своей силе и актуальности для дня нашего, бурного как и в его годы наступающего предреволюционного хаоса, полного разброда и шатания народный масс сверху донизу, от «элиты» до простых рабочих и крестьян, всем скопом все дальше отходящих от Бога и Его заповедей, пророческие слова святого праведного Иоанна Кронштадтского доносятся до наших уставших от все более закрученных всякого рода страстями сердец в домах на проспектах, бульварах, улицах, переулках сел, посёлков, станиц, деревень и городов.
Вот как я описывал подвижническую деятельность Всероссийского Батюшки в своей написанной ещё в колонии заключительной части аналитики «Секты как оружие: лжепророки и лжеучители нашего времени», озаглавленной «Осколки великой идеи» – разрушители русской государственности».
Цитирую выборочно: «В то крайне неспокойное время, сформировавшее предреволюционную ситуацию тогда ещё в царской России, с, казалось бы, несгибаемым имперским духом, жил и трудился великий подвижник христианства святой праведный Иоанн Кронштадтский. Он общался практически со всей страной через тысячи приходящих, приезжающих, прилетающих с разных концов света к нему за советом людей самых разных сословий. Его книга “Моя жизнь во Христе” была издана в России более десяти раз, переведена на английский и немецкий языки. В Британии и США в те годы, с момента издания в 1897 году, она даже стала настольной книгой каждого верующего последователя англиканской церкви. Об этом рассказывали автору-составителю двухтомника “Отец Иоанн Кронштадтский” И.К. Сурскому (псевдоним Я.В. Илляшевича) священнослужители и иерархи Русской Православной Церкви за рубежом, проживавшие в Северной Америке и Англии. Тот же автор приводит в жизнеописании святого праведного Иоанна Кронштадтского фрагмент британской газеты “Times” от 13 января 1891 года, где об этом уникальном пастыре, наделенном дарами Духа Святого и с годами своей пастырской практики умевшем различать души людские, помогать выводить их в Свет, поддерживать тысячи нуждающихся словом и делом, написано следующее, в полной мере соответствующее истине: “Отец Иоанн Кронштадтский известен и чтится во всех уголках России. Христианское влияние этого замечательного священника Русской Церкви отыскало себе пути и в соединенное королевство. Недавно английский священник в Кронштадте получил письмо, адресованное по-английски на имя приходского пастора этого порта. Оно было от корреспондента провинции Керри в Ирландии и горячо просило молитв отца Иоанна об авторе письма, страдавшем душевно и телесно. Письмо это было переведено и передано отцу Иоанну. Это служит любопытным доказательством влияния и репутации этого человека, который среди современных русских условии и обстановки жизни кажется в наши дни приближающимся к первым Апостолам”. Позднее, в год выхода издания (1908), практически все британские и американские крупные светские и христианские новостные издания, газеты и журналы выпустили хвалебные отзывы об этой благочестивой книге – описание жизни поразительной силы молитвенника и делателя добрых дел, отца Иоанна...
Тогда, во времена святого праведного Иоанна Кронштадтского, страна стояла на пороге страшных потрясений. Он как мог предупреждал своих соотечественников о грядущих неизбежных страшных бедствиях для русского народа. Сегодня, когда налицо кризис государственной власти, не способной удовлетворить даже основные потребности жителей страны: духовные, культурные, интеллектуальные, социальные и в немалой степени материальные, особенно это актуализировалось на фоне неспособности властей адекватно говорить с народом о ситуации с пандемией COVID-19 и мерах по поддержке населения в непростых посткарантинных условиях...
...Такое ощущение, что зреет государственный переворот как в 1917-м. Власть не способна разговаривать на одном языке с народом, хотя к этому активно призывает во всех своих последних выступлениях Президент Российской Федерации В.В. Путин. Здесь нелишне вспомнить первую попытку русской революции в 1905 году, когда около 150 тысяч забастовавших рабочих двинулись единым фронтом к Зимнему дворцу с ультиматумом, в случае непринятия которого организаторы планировали начать кровавые восстания, подпитанные успешной провокацией революционера в рясе, пресловутого попа Гапона. То время, к сожалению, очень близко напоминает наши снова смутные времена, когда исконно русская вера попирается как чиновниками на местах, типа красноярского губернатора Усса, рукопожатного с сектантской нечистью команды лжегуру Виссариона Торопа, так и в федеральном центре, о чем подробнее здесь...». Подробнее см. здесь.
Именно в то смутное для России время творил добрые дела и вел душепопечительскую работу отец Иоанн Сергиев. Именно он открыл первые Дома трудолюбия для людей, как сегодня говорят, в трудной жизненной ситуации, коими изобиловал один из самых крупных портовых городов России Кронштадт. Позже его опыт перенимали другие города и богадельни. Через его руки проходили многотысячные пожертвования богатых купцов, которые почти тут же им раздавались страждущим. Причем он словно Духом Святым чувствовал кому что потребно именно сейчас. Об этом позже будут свидетельствовать многочисленные литературные источники, а по сути – конкретные люди.
Свой долг пастыря отец Иоанн видел в духовно-нравственном врачевании погибающих людей. Он сурово обличал неверие, богоборчество, сектантство, предвидя грядущие скорбные испытания для России и русского народа. Кронштадтский проповедник неустанно обличал богоотступнические, антинациональные течения, которые подрывали веру народа и расшатывали государство Российское, его фундаментальные основы:
«Вы, интеллигенты, оставили небесную мудрость и ухватились в земную суету, ложь, мираж, мглу непроглядную и будете наказаны собственным безумием, своими страстями. Вы пренебрегли живого водою, светом живoтворным, солью земли и истяжетесь в нетлении своем вечном, не увидите во веки света Божия, но пребудете во тьме.
Вы предпочли Христу Льва Толстого, высших светских писателей, умноживших свое борзописание до бесконечности, так что некогда христианину взяться за Слово Божие, которое есть источник чистоты, святости, правды, света, вечной жизни и блаженства».
Великий молитвенник и печальник земли Русской, отец Иоанн провидел страшные последствия разъедающей русское общество крамолы безверия и богоборчества, призывая народ к покаянию: «Держись же, Россия, твердо веры своей и Церкви, и Царя православного, если хочешь быть непоколебимою людьми неверия и безначалия, и не хочешь лишиться царства и Царя православного. А если отпадешь от своей веры, как уже отпали от нее многие интеллигенты, то не будешь уже Россией или Русью Святой, а сбродом всяких иноверцев, стремящихся истребить друг друга.
И если не будет покаяния у русского народа, – конец близок. Бог отнимет у него благочестивого Царя и пошлет бич в лице нечестивых, жестоких, самозваных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами».
Царя последнего из династии Романовых практически распяли. Повально увлечены сегодня мистическими учениями, оккультизмом, эзотерикой, новомодными неопротестантскими лжеучениями. Снова на повестке дня из-за большинству уже дико надоевшей, но, увы, все более актуальной коронавирусной инфекции и мер принуждения к принятию того, что на самом деле официальной медициной так клинически и не проверено, рост социального напряжения, способный привести к массовым протестам и столкновениям с исполнителями странных указаний из «высоких» кабинетов. Об этом более подробно, кто пока всех тех же предпосылок к гибели русского народа, о которых нас предупреждал Кронштадтский пастырь, не видит, здесь и здесь.
Своей святой, жизнью, смирением и непрестанной молитвой отец Иоанн снискал дар исцеления и прозорливости. По его молитве совершалось множество дивных чудес. Молитвой и возложением рук святого Иоанна излечивались самые тяжелые болезни, когда медицина была бессильной. Исцелялись бесноватые, прозревали слепые, были засвидетельствованы случаи вообще невероятных событий по молитвам Всероссийского Пастыря, к которому съезжались в Кронштадтский собор страждущие практически со всех уголков мира и той же «просвещенной» Европы. Для многих сейчас это касается невероятным, ведь это не древние евангельские времена, а всего лишь чуть более века назад. Но свидетельств тому масса с указанием конкретных мест, имён и фамилий исцелённых, сопричастных родных и близких. Прославление его состоялось в Русской Православной Церкви за границей в 1964 году, в Московской Патриархии – в 1990 году.
Более подробно об этом одном из самых почитаемых нами подвижников Православия в документальном фильме Аркадия Мамонтова.
Как нам сегодня не хватает такого вселенского масштаба духоносных источников! Однако у нас есть их духовное наследие, и мы всегда можем приникнуть к этому живоносному душеспасительному источнику. В первую очередь к его уникальной вышеупомянутой книге, переведённой на многие языки мира и изданной невероятными для того времени тиражами – «Моя жизнь во Христе».
Отец Иоанн (Сергиев) призывал народ в те точно такие же, как и сейчас, смутные времена вести борьбу против революционеров по-христиански и осуждал безсмысленное насилие, какими выглядели еврейские погромы. Однако погромы часто провоцировались намеренно теми, кто хотел использовать их в своих политических и революционных целях – и в этом отец Иоанн тоже честно разобрался. Важно успеть разобраться в этом и сейчас, кто намеренно провоцирует в интернет-сетях на мятеж. Ещё в феврале этого года то были по большей части «либерасты» Навального. Сейчас место «присевшего» рупора американского Госдепа то от вольно, то от невольно, в силу неких обстоятельств, занимают представители так называемых ультралевых, среди которых масса язычников и приверженцев советской идеологии, вместо ультраправых «белоленточников». Все они, и первые, и вторые, предельно далеки от Бога и веры Христовой.
Именно к ним бы в наши дни в первую очередь обратился святой праведный Иоанн Кронштадтский с одним из поразительных по силе молитвенных воззваний о России, которую он называл «подножием Престола Господня», содержится в его книге «Созерцательное подвижничество» (1906-1907): «Отче наш, иже еси на небесех! Да святится Имя Твое в России! Да приидет Царствие Твое в России! Да будет воля Твоя в России! Ты насади в ней веру истинную, животворную! Да будет она царствующею и господствующею в России, а не уравненною е иноверными исповеданиями и неверными. Да не будет сего уравнения с неравными, истинного исповедания не имеющими! Истина не может быть сравнена с ложью и правда веры с неправыми исповеданиями. Истина Господня пребывает вовек (Пс. 116, 2)».
Тем же, кто сегодня и в церковном мире пытается жить по принципу «и нашим, и вашим», в том числе в плане принятия идеи тотального контроля, что вступает в жёсткое неразрешимое противоречие с христианскими догматами, смею напомнить вот какие слова отца Иоанна из книги «Моя жизнь во Христе», по сути, исповедании его, а значит и нашей с вами веры: «Христиане, которые не веруют в Бога, которые с евреями действуют заодно, которым все равно, какая вера: с евреями они евреи, с поляками они поляки, – те не христиане, они только званые, и погибнут, если не раскаются». Аминь.
В ближайших планах у автора завершить создание сайта как объединяющего все здоровые добропорядочные душепопечительские организации России, ближнего и дальнего зарубежья интернет-пространства, что позволит и пострадавшим от всякого рода зависимостей, ересей, деструктивных субкультур и сект вместе с их родными и близкими, и самим душепопечителям более профессионально различать истину от лжи, не попадаясь в сети мошенников, с каждым годом все более активно работающих в этой такой нужной и социально ответственной сфере. Об этом более подробно, как и о своих трудностях по выходу из мест заключения, рассказано здесь.
Николай Владимирович Каклюгин, врач психиатр-нарколог, кандидат медицинских наук, председатель Регионального отделения Общероссийской общественной организации «Матери против наркотиков» в Краснодарском крае