От редакции: В закрытой группе «Русского Собрания» в телеграмме проходят жаркие дебаты по различным идеологическим и политическим проблемам России и мира. Иногда они выкристаллизовываются в виде статей. Один из споров был спровоцирован Валдайской речью Владимира Путина, где он говорил о возможности невоенного переформатирования мира. Предлагаем вниманию читателя статью А.В. Руденко и ответ К.Г. Новикова.
21 октября состоялось очередное большое заседание дискуссионного клуба «Валдай». На нём присутствовал и выступил на пленарной сессии Президент России Владимир Путин. Тема обсуждения «Валдая» в этом году была определена так: «Глобальная встряска – XXI: человек, ценности, государство». Выступление Президента соответствовало заявленной теме не только по сути, но и по форме, оно действительно было всеобъемлющим, по факту это большая программа, которую Владимир Путин предлагает международному сообществу для выхода из сложившейся непростой ситуации и для дальнейшего развития. Всем, кто интересуется международной политикой, несомненно, следует внимательным образом посмотреть или прочитать речь Президента России.
В данной же заметке хотелось бы остановиться на кое-чем очень тревожном и важном, о чём сказал в своем выступлении Президент. Первое: «Человечество вступило в новый период… Добавлю, что трансформация, свидетелями и участниками которой мы являемся, иного калибра, чем те, что неоднократно случались в истории человечества, во всяком случае из тех, что мы знаем». Второе: «Политическая история, пожалуй, ещё не знает примеров того, как стабильное мировое устройство устанавливалось бы без большой войны и не на основе её итогов…». По сути, Президент говорит о том, что мы уже находимся в ситуации, когда старый миропорядок разрушается, а приведение его в новое стабильное состояние всегда происходило в результате войны. Здесь он, конечно, имеет в виду полномасштабную войну с участием крупных государств, а не небольшой военный конфликт.
В своей речи Президент России предлагает своё видение, каким образом можно пройти эту трансформацию без большой войны. Опять же мы оставим возможность читателям самим ознакомиться и оценить эти предложения Президента, мы же попробуем рассмотреть наихудший сценарий, то есть если всё же мировая трансформация пойдёт по пути большой войны. Где, когда и по какому сценарию она возможна? Эти вопросы, рассматриваемые прямо и открыто, возможно, помогут остановить чьи-то планы, каким-то образом предупредить и не допустить такого развития событий.
Во-первых, где возможен такой конфликт, который может перерасти в действительно большую войну? Для этого нам надо попробовать определить потенциальных участников и тогда мы увидим и место. Конечно, мир полон конфликтов, и мы видим, что на каждом континенте даже в данный момент происходят боестолкновения или они только завершились. Например, ситуация в Нагорном Карабахе, в Афганистане или в Сирии. Конечно, это трагические, но в общем-то локальные конфликты между небольшими с обеих сторон соперниками. Или между очень большим и небольшим соперником, которые обычно не выходят за рамки крупномасштабных сражений и применения обычных видов вооружений. При этом, стороны не стремятся полностью уничтожить противника, после достижения определённых, опять же локальных целей, и военная часть конфликта в том или ином виде прекращается.
Также нам вряд ли стоит рассматривать начало большой войны как какой-то конфликт супердержав, так как все они имеют ядерное оружие, и оно является гарантом сдерживания. Другое дело, когда речь идёт о достаточно крупных и сопоставимых по военной мощи соперниках, при этом не обладающих ядерным оружием, имеющих между собой принципиальные разногласия и высокую степень напряженности, вплоть до прямых угроз полного уничтожения. А также имеющих союзническую поддержку от более крупных держав, но не связанных какими-либо прямыми обязательствами и не входящих в большие военные блоки.
Если мы посмотрим на карту мира, на расстановку сил и на новости последних десятилетий, лет и даже дней, мы, конечно, поймём, что есть только два потенциальных претендента – это Иран и Израиль. Это два мощных региональных независимых государства, имеющих крупные военные потенциалы и современные вооружения, между ними существуют принципиальные разногласия, которые в части развития иранской ядерной программы доведены практически до высшей точки неприятия. Более того, обе стороны уже расчертили друг другу красные линии, за которыми обещают друг другу войну. И эти линии, судя по новостям, уже практически пройдены.
Когда может начаться военный конфликт между Израилем и Ираном? Здесь следует обратиться к последнему выступлению Президента России на Валдайском форуме. Вот что он сказал: «Те, кто после окончания холодной войны, об этом мы тоже много раз говорили, почувствовали себя победителями, скоро ощутили, несмотря на то, что им казалось, что они забрались на самый Олимп, что и на этом Олимпе почва из-под ног уходит – теперь уже у них, и никто не в силах остановить мгновение, каким бы прекрасным оно ни казалось». Президент не называет этого победителя, но мы понимаем, что речь идёт о США. Действительно, после ухода с мировой сцены СССР, по сути, США стали гарантом и мировым полицейским, который сам развязывал и сам прекращал конфликты, руководствуясь своими интересами, никто не решался на какие-то серьёзные конфликты.
В последние же годы США сами испытывают серьёзные внутренние проблемы, их сотрясает череда политических кризисов, их внешняя политика становится очень непоследовательной и слабой. На этом фоне многие региональные игроки действуют все более независимо и дерзко. Опять же вернёмся к речи Путина: «…институты мирового управления далеко не всегда работают эффективно, их возможности не всегда соответствуют динамике глобальных процессов». Здесь конечно идёт речь об ООН и Совете Безопасности ОНН. И опять же именно США целенаправленно все эти годы снижали их авторитет и дееспособность. И вот уже заявление Президента Турции относительно Совбеза ООН: «Мы считаем, что судьба человечества не может и не должна быть отдана на милость горстке стран, победивших во Второй мировой войне». Поэтому, отвечая на вопрос, когда может начаться война между Ираном и Израилем, можно сказать что с момента достаточно очевидной утраты США своего экономического положения, потому что на нем, по сути, держится всё остальное, в том числе положение США в международной политике. И это событие, по мнению многих экспертов не за горами, есть расчёты, что начало экономического падения США находится в пределах 2-3 лет.
Каков возможный сценарий начала и развертывания большой войны? Он достаточно очевиден. Израиль уже открыто готовится к удару по ядерным объектам Ирана. Иран открыто заявляет, что не только будет их отражать, но и постарается ответить всеми возможными средствами. Сегодня, когда ВВС и ракетные силы имеют колоссальный потенциал военного урона, сравнимый с тысячными армиями времен Второй мировой войны, несомненно, это будет крупнейшим региональным военным конфликтом с сотнями тысяч жертв. Очевидно также же что и другие игроки, в том числе крупные не смогут остаться в стороне, кто-то из союзнических обязательств, а кто-то из стремления реализовать свои интересы. Война перерастёт регион и превратиться в мировую бойню.
Поэтому сегодня задача всех стран, особенно членов Совета Безопасности незамедлительно направить все усилия не только на преодоление конфликтных отношений Ирана и Израиля, но и на выработку ускоренных решений по поднятию авторитета ООН, созданию новых действенных механизмов предотвращения крупных региональных конфликтов как самых опасных.
Пока, к сожалению, реализуется первый сценарий, и мы ускоренным темпом приближаемся к большой войне на Ближнем Востоке.
Александр Вячеславович Руденко, член Совета Московского отделения «Русского Собрания»