Похоже, 2025 год становится годом, когда военный конфликт на Украине может быть остановлен через дипломатические договорённости. Вообще еще в конце 2023 года мы прогнозировали, что перемирие наступит в 2024 году, и ситуация была близка к этому летом 2024 года, но вторжение ВСУ в Курское приграничье сорвало намечавшиеся переговоры.
Возможно, это могла быть провокация «партии войны» (в нее входят отдельные политики, генералы, бизнес, и даже общественные медийные фигуры), которая всегда возникает, как органическая часть любого военного конфликта, живёт и существует на нём и умирает вместе с ним. Ей неважны интересы государства и народа. Поэтому неумолимая логика этой «партии» – всеми силами и средствами продолжать войну и даже расширять ее. И не всегда сразу хватает высшей политической власти и её воли, чтобы преодолеть желания «партии войны», даже если такая воля есть с обеих сторон. Поэтому военные конфликты легко начинать и очень тяжёло и долго останавливать, поэтому и сроки здесь сложно прогнозировать. И поэтому, при уже близких, казалось бы, переговорах, происходят мощные провокации, которые отбрасывают стороны назад. Но высшая политическая власть рано или поздно в любом случае проломит позицию «партии войны», особенно когда на горизонте война новая, но в другом месте.
Возможно, курская авантюра, стоившая ВСУ десятков тысяч потерь и провала фронта, была попыткой завладеть дополнительным козырем в будущих переговорах. Если это так, то и захват Сирии (сюда же уничтожение Хамас и Хезболлы), отторжение Армении и риторика новой администрации США относительно усиления санкций – также являются равноценными действиями по улучшению своей переговорной позиции. Тут интересен другой момент, если бы США просто хотели остановить конфликт на Украине, то было бы достаточно курской авантюры, но произошли резкие изменения в Сирии и в Армении. Из этого можно сделать вывод, что США от России нужны переговоры не столько по Украине (это всего лишь разменная монета была и будет для них), им нужны переговоры по чему-то более масштабному и скоро грядущему.
Регион, за который США начинают торг с Россией определяется довольно чётко – это Ближний Восток, а действия в отношении Хамас и Хезболлы, сужают его до государства Иран. Будем говорить прямо, США, Израиль и их союзники готовятся нанести удар по Ирану. Поэтому его берут в клещи, поэтому стачивают его военную инфраструктуру в других странах мира. Делается это уже очень грубо, открыто, иногда уже без всякого прикрытия. По сути, мы видим огромную спешку, США и Израиль судорожно торопятся остановить получение Ираном ядерной бомбы. А Иран, судя по всему, в шаге от этого. Если Иран получит ядерное оружие, то нападать на него будет нельзя, иначе будет катастрофа для всего ближневосточного региона. Следом будут катастрофичные события на энергорынке, мировом торговом рынке, ситуации с беженцами со всего Ближнего Востока и так далее, то есть ситуация абсолютного хаоса и неуправляемости, не говоря уже об угрозе существованию самого Израиля. Перефразируя известную фразу из советской комедии: «достаточно одной бомбы».
Поэтому ситуация с Ираном всегда была критически и стратегически важной для США, а ситуация с Украиной некритичной и тактической. Украину использовали только для сдерживания России, хотя риторика Запада идёт о поражении России, но это только риторика для разогрева возмущения и реакции России. У России уже есть ядерное оружие, а у Ирана оно может появиться, так с кем возможна и необходима настоящая война? Ответ очевиден.
Поэтому же, война в Сирии и первая попытка свержения Башара Асада началась в 2011 году, до украинского майдана и последующего конфликта на Донбассе. США задействовали Украину как рычаг давления на Россию по выдавливанию ее с Ближнего Востока и нарушения сотрудничества с Ираном. Главное было не допустить передачу российских ядерных и ракетных технологий в Иран, тем более, оказание военной помощи Ирану в случае войны против него. Эта игра длится не один год, с разной степенью интенсивности, изменений, взаимных ударов и ходов.
И то, что США заговорили о переговорах, никоим образом не связано с ситуацией на фронте, личной «миротворческой» позицией нового Президента США, а связано именно с тем, что подготовка удара по Ирану подошла к финишу. Израилю, США и, соответственно, НАТО, требуется сосредоточиться на другой военной точке. И даже соглашение России и Ирана, которое было подписано в Кремле, этому не помешает. Россия и Иран ведь не договорись о прямой военной помощи, а договорились только не помогать врагам друг друга. Но и это для Ирана хорошо, ибо он всеми силами и уступками пытается отсрочить этот удар, чтобы успеть сделать ядерный щит.
Исходя из вышесказанного, можно попытаться представить, каковы будут параметры или условия мирного соглашения по Украине. Суть их будет заключаться в том, чтобы с одной стороны гарантировать стороны от возобновления масштабных боевых действий, с другой – гарантировать, что если одна из сторон (речь идёт о США и России), нарушит стратегические договорённости (для США – это гарантия, что Россия не будет ввязываться в ситуацию на Ближнем Востоке, а для России – что НАТО свернёт свою активность на Украине и сдаст назад, на какие-то иные рубежи), то боевые действия начнутся с новой силой. Это задача непростая, но решаемая. И вот какие пункты, возможно, станут основой мирного соглашения или будут предшествовать ему:
1. Уход из власти Зеленского и установление легитимного лица для подписания соглашения.
2. Отвод тяжелых и дальнобойных вооружений Украины, и крупных группировок войск в западные области.
3. Вывод всех иностранных наёмников и инструкторов из Украины.
4. Вывод ВСУ из Курского приграничья, новых 4 регионов РФ, а ВС РФ из Харьковской области.
5. Ввод миротворческих сил ООН по всей линии разграничения. Эти войска ООН будут состоять из солдат Африканского или Южноамериканского континентов.
6. Снятие большинства санкций с России.
7. Письменный отказ НАТО от дальнейшего расширения в сторону России.
8. Отказ России от передачи новейших систем вооружения и технологий третьим странам.
Понятно, что эти пункты общие и возможно будут расширены, дополнены, уточнены или наоборот сокращены в реальности, но скорее всего они и будут, а возможно уже и являются основой переговоров и будущего соглашения.
Конечно, и в России, и на Западе, и вообще в мире найдутся противники этого соглашения, одни – потому что они – из «партии войны», другие – потому что они идеалисты, которые готовы сражаться и побеждать в любой ситуации, для которых «все надо было начинать в 2014 году и тогда было бы всё быстро и легко». Но они – не главы государств, они не понимают, что война – это не только фронт, но и самое главное тыл, и начни Россия СВО в 2014 году, то не имея на тот момент, ни Крымского моста, ни альтернативных газопроводов, ни своей платёжной системы «Мир», ни гиперзвука и много чего еще, а имела агрессивную прозападную уличную и кабинетную оппозицию и СМИ, действительно была бы экономически «порвана в клочья», за которой последовало бы неминуемое обрушение любого, даже самого успешного фронта и государства.
Но Президент Российской Федерации Владимир Путин – человек, который действительно имеет стратегической мышление и предвидение, и ведёт Россию самым оптимальным из возможных путей. Этот путь непростой, этот путь тяжёлый, но он на сто процентов намного лучше, чем тот, который мог бы быть при другом правителе государства. Народ России это чувствует, доверяет ему уже много лет, сколько бы нас не соблазняли не только с Запада, но и от так называемых патриотов разными вариантами лучшего чего-то. Поэтому и в этот раз, если Президент примет решение пойти на соглашение, то народ России, несомненно, его поддержит.
Александр Вячеславович Руденко, публицист, общественный деятель