Фразу «Не в силе Бог, а в правде», святой благоверный князь Александр Невский, произнес, как известно, перед выступлением с дружиной из Новгорода против шведов и рижан, высадившихся как захватчики в устье Невы. Записана она в первой версии «Повести о житии» Александра Невского 13 века. Многие исследователи, в том числе наш добрый знакомый Александр Николаевич Ужанков, видит автором этого произведения митрополита Киевского и всея Руси Кирилла II. Так, что столь чеканная, сравнимая с евангельскими формулировка могла принадлежать именно ему.
Как бы то ни было, эта идиома, как и позже фраза «Кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет!», придуманная сценаристом знаменитого фильма Эйзенштейна Петром Павленко, стала крылатой. И интуитивно верно понималась русским народом на протяжении веков. Однако, со временем каждый словесный член этой формулы оброс новыми коннотациями. Получилось так, что фразу Александра Невского в современных реалиях начали по-разному понимать и трактовать. Ну, вроде того, что «правда у каждого своя». Или «одной правдой без силы не победишь». И даже радикальнее: «правда = сила». Причем последний софизм можно читать в обе стороны как знаменитый двусмысленный афоризм «знание – сила» («scientia potentia est») Томаса Гобса, приписываемая обычно Френсису Бэкону.
В пределе – уравнивание разнородных понятий может привести к известным оруэлловским формулам, полностью нивелирующим антагонизмы: «Война – это мир», «Незнание – сила», «Свобода есть рабство». Дьявольская эквилибристика понятиями начинается тогда, когда изначальные, интуитивно понятные их смыслы начинают размываться в коллективном бессознательном, с конечной целью – подмены понятий или их выхолащивания, превращения в пустые оболочки. И это следствие вполне сознательной работы сатанинских сил в нашем мире.
Теперь формулирую: для сохранения нашей Родины, тем более для ее победы – Настоящей победы в нынешней онтологической – бытийной войне со Злом, идущей как вне так и внутри России, требуется восстановить начальные глубинные смыслы основополагающих понятий. Таких понятий, которыми можно всенародно жить, и за которые безусловно можно умереть. Нам нужно не на уровне затертых клише, а глубинно, кровно понять: что есть «правда» и что есть «сила».
Когда началась СВО, наш президент в своем обращении ко всем гражданам России и отдельно военнослужащим сказал правильные слова, относящиеся к нашей теме. Процитирую фрагмент: «Силы нужны всегда – но сила может быть разного качества. В основе политики «империи лжи», о которой говорил в начале своего выступления, прежде всего лежит грубая, прямолинейная сила. В таких случаях у нас говорят: «Сила есть, ума не надо».
А мы с вами знаем, что настоящая сила – в справедливости и правде, которая на нашей стороне. А если это так, то трудно не согласиться с тем, что именно сила и готовность к борьбе лежат в основе независимости и суверенитета, являются тем необходимым фундаментом, на котором только и можно надежно строить свое будущее, строить свой дом, свою семью, свою Родину. (...)Верю в вашу поддержку, в ту непобедимую силу, которую дает нам наша любовь к Отечеству».
Мы видим, что в этом фрагменте употребляются ключевые для русского самосознания понятия «правда», «справедливость», а также «любовь к Отечеству» в соотношении с понятием «сила». Которое, в свою очередь, разделяется на «грубую» и «настоящую», «непобедимую». Ранее в обращении президента прозвучало еще одно болевое для нашего народа выражение «защита людей». Правда без уточнения – «русских людей», хотя термин «геноцид», употребленный в этой словесной конструкции, ясно говорит – о каких людях идет речь.
Много раз уже отмечалось, что это обращение Путина сильно не дотягивает по «энергетике» и внутренней мотивации от обращения «красного диктатора» Сталина 3 июля сорок первого года с его хрестоматийным зачином «братья и сестры», «друзья мои».
Правда ситуация с Украиной в феврале 2022 года, вроде бы, сильно отличалась от ситуации СССР в июле сорок первого. Во всяком случае, большинству соотечественников, включая и меня, казалось, что речь идет о быстрой малокровной «вразумляющей» операции, сбрасывающей русофобский режим, вырывающей его военные когти и под приветственные радостные крики «братского украинского народа», устанавливающей там более-менее дружественное правительство.
Как мы вскоре поняли, все оказалось совсем не так – замаячила долгая и кровавая война с достаточно большой, сплоченной, мотивированной частью так называемых «украинцев» – в том числе одурманенных этнически русских, а также отрядами западных наёмников-профессионалов. Их тылом стал весь коллективный Запад. Организация военной силы и репрессивной машины врага, его грамотная «идеологическая прошивка» (не только «антимоскальство», но и мотивация защиты Украины от «агрессии России») оказались, кажется, большим сюрпризом и для военного командования и для властей РФ в целом.
Вдогонку к военным ошибкам и трагическим откатам, контрастно начали вскрываться обширные «гнилостные полости» в различных органах гражданской административной системы, военной машины, ВПК. Да – наравне с частичным очищением общества и государства от пятой колонны, частичным же оздоровлением СМИ и сферы культуры, реанимацией отечественной промышленности. Но скорость последних процессов явно пока отстает от зачистки и санации очагов и связок целого комплекса патологий, беспрепятственно развивавшихся многие десятилетия. Примеры приводить не буду – вы все их хорошо знаете.
На втором, а тем более – на третьем году войны у многих патриотически настроенных соотечественников, тем паче – у воюющих на фронте возник острый когнитивный диссонанс. Какой? Между суровой «окопной правдой», жизнью волонтеров, собирающих на СВО и отдающих свои средства из скудного часто семейного бюджета; шьющих вечерами маскировочные сети и делающими в гаражах окопные свечи – с одной стороны. А с другой – беспечно гуляющими мегаполисами, пошлой развлекухой: попсой- юмориной – короче жизнью, не как во время битвы за само существование России, а как во время некоего локального конфликта, происходящего где-то там и мало нас касающегося.
Даже дотянувшиеся страшным образом щупальца войны до белгородской и курской земли не поменяли коренным образом этой странной ситуации двух частей нации, двух или даже трех почти не пересекающихся друг с другом миров в одном государстве. Одни воюют – гибнут и калечатся, напрягают в тылу все силы для помощи фронту; другие живут как и жили – не «парясь» – разве что с некоторыми ограничениями; третьи затаились и ждут «когда все это безумие кончится» и Россия вернется хоть чучелком в «цивилизованный» западный мир.
Причиной этого чудовищного рассогласования принято называть отсутствие идеологии. На этой почве успешно спекулируют те, кто целенаправленно вновь и вновь разжигает красно-белый «холивар», используя искренних, но неумных людей с обеих сторон. Но представляется, что не умозрительная идеология, а воскрешение забытых, «замыленных» смыслов ключевых для русского народа понятий может решительно повернуть дело к настоящей нашей Победе. То есть не только на территории Малороссии, но и и всей России. Ведь по большому счету – Божьим вразумлением – мы воюем сегодня не только с нацистской Украиной, Западом, но и сами с собой. И эта война еще только началась.
Я не знаю, когда пришло (или же – придёт) время обращаться к народу со словами «братья и сестры, враг у ворот» и объявлять всеобщую мобилизацию – не военную даже, а гражданскую. Возможно, это дело тактики и главе государства оно видней. Только, думаю, что глубокое и внятное прояснение «правды» этой войны давно назрело и перезрело. В понятие правды должны входить, по моему разумению, не только отрицательные инвективы («смотрите с какими гадами мы воюем»), но внятное целеполагание конечных целей войны, а также правдивый разбор причин её. Опять же не с обратной лишь стороны наших противников – чего они хотят и добиваются, а и с нашей сторонки: как мы допустили, что дело дошло до этой трагедии, почему мы не вмешались после переворота в Киеве, почему дали Западу восемь лет вооружать бандеровцев и убивать при этом жителей Донбасса, почему именно в феврале двадцать второго настал «час Х», да такой, что становится формальным агрессором нам пришлось первыми. Кто ответственен за военные просчеты первых полутора лет СВО? И наконец, что грозит нашей стране, в случае поражения или даже некоей «частичной победы» с перемирием. Высказанные по этому поводу ранее слова не слишком убедительны, не донесены с предельной искренностью и внятностью до той части населения-электората, которую еще можно считать «народом».
В общем, речь идет о той самой «правде», с которой мы начали. В которой, по выражению благоверного князя, Бог. А не в силе «Солнцепёков», «Орешников» и «Искандеров». Они, безусловно нужны. Но надо помнить, что Бог силён надмение человеческой силой, грамотным расчётом, хитростью обратить в ничто – в сокрушительное фиаско.
У нас часто правильные патриотические слова и призывы, выхолощенные чиновничьим официозом, превращаются в пустые оболочки – симулякры. При этом мотивационная ставка в наборе контрактников на СВО со стороны государства сделана на деньги. Привлекают суммами контрактов, выплатами семьям и так далее. Вначале телевизионная и уличная реклама контракта откровенно на этом и строилась. Последнее время начали смягчать, вуалировать…
Безусловно, далеко не все идут воевать за деньгами, но установочная мотивация, говорит о многом. Практицизм со знанием реалий нынешнего российского общества? Наверное. Работает на короткую дистанцию? Вроде, работает пока. А на длинную, и, не дай Бог, гораздо более масштабную – если ее Бог нам присудит – сработает? Есть большие сомнения! Тут понадобиться мобилизация сознания всего народа и даже – населения; кровное понимание за что жизнь отдавать – не в дензнаках выражаемое. То есть конечная, предельная – русская и Божия правда. И в ней же сила.
Я не идеалист и понимаю, что поворот всего государственного механизма, а за ним и общества к божеской правде – вещь непростая, болезненная. И даже – рискованная, опасная. Поскольку неизбежно повлечет за собой реальную, а не имитационную переоценку ценностей, выявление тяжелых прорух государства, у которых, как было некогда метко сказано, есть фамилия, имя и отчество. Да и не может быть на нашей грешной земле господства совершенной правды и справедливости – всё так. Однако же только приоритет, если хотите категорический императив Правды как движущей силы – не слов с трибуны, а действия, мотивации может привести нас к настоящей Победе.
Сократу приписывают афоризм: «Познай себя – и ты познаешь весь мир». Александр Васильевич Суворов, можно сказать, развил его в военном духе: «Победи себя – и будешь непобедим». Пора и нам уже, смотря вперед, обернуться далеко назад, проникшись не «мудростью мира сего», которое, по слову Апостола Павла, «есть безумие пред Богом», а ощутить тихий шелест стягов, шёпот общей молитвы, пронесшейся по рядам новгородских дружинников, услышавших проникновенные слова своего князя: «Братья! Не в силах Бог, а в правде! Вспомним слова псалмопевца: сии в оружии, и сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего призовем…».
Аминь и Богу слава!
Андрей Евгеньевич Самохин, член Союза писателей России