Говорят, в чём главная сила, в том и главная уязвимость. Действительно, многие полководцы этим пользовались, они изучали своих врагов, выделяли главное, придумывали манёвр или способ и наносили смертельный удар.
Мифы и сказки также полны такими сюжетами. Один из самых ярких — это античный миф о великане Антее, который терял свою необоримую силу, когда его отрывали от земли. Антей - великан, сын Посейдона и земли Геи, царь Ливии. Антей заставлял всех путников-чужестранцев бороться с ним и всех, кого побеждал в борьбе — убивал. Когда Антей чувствовал, что начинает терять силы, он прикасался к земле, своей матери, и обновлялись его силы: он черпал их у своей матери, богини земли. И вот Антею выпала борьба с Гераклом, во время битвы несколько раз Геракл валил его на землю, но только прибавлялось силы у Антея. Но вдруг во время борьбы могучий Геракл поднял Антея высоко на воздух, его силы иссякли, и Геракл убил его, сломав хребет.
Недавняя современная история также преподносит немало подобных сюжетов, но уже в реальной жизни. Например, СССР, его сила была в идеологии, в партии, в советах и когда удалось противопоставить одно другому и всё государство рухнуло практически в считаные исторические мгновения. Сегодня подобное похоже разворачивается на Западе, когда США своими руками подрывают основу двух столпов своего могущества: доллара как международной валюты и системы контроля мировой торговли (по сути, их торговли) через санкции, пошлины и в целом торговые войны и ограничения.
Но теперь не об этом, а о том, что и нам сейчас не следует расслабляться в виду как бы изменившейся политики новой администрации США, которую мы, кстати, прогнозировали ещё до эпохального звонка Трампа российскому Президенту и последовавшему так называемому развороту США от ЕС и Украины.
Если кратко, то суть этих действий США конечно не в том, что они воспылали какой-то любовью к России или даже реализуют некий прагматизм в отношении своих партнеров. Есть очень высокая вероятность, что подноготная всего этого такова, что США ускоренно стараются завершить украинский военный кризис с целью начать военную операцию в другой точке мира. И на карте мира есть только две точки или, как сейчас говорят, экзистенциональные угрозы для США и их некоторых партнёров – это Тайвань и Иран. Утрата первой – фактически окончательно подорвет роль США как мирового гегемона, потеря контроля над обладанием второй ядерным оружием – создаст угрозу вообще для всего западного миропорядка.
Так что на этом фоне украинский кризис для США просто разменная карта или фигура, которую они готовы сейчас очень быстро продать России за 300 или 500 миллиардов долларов (сумма и сроки обсуждаются на переговорах). И неважно, что выпишет этот переводной вексель действующая киевская власть (переводной вексель, он же тратта, — трехсторонний договор об отсроченной оплате. Тот, кто выдает вексель, указывает в переводном векселе плательщика — своего должника. А векселедержатель получит деньги не от векселедателя, а от третьего лица).
То есть, по сути, Россия в течение нескольких лет (5-10 лет) будет гарантировать и оплачивать этот вексель или уход США с Украины, позволяя США получать маржу с экспорта и импорта Украины в размере 300-500 млрд. долларов, а США за это поэтапно будет отходить далее на Запад.
Но это среднесрочные планы, в краткосрочных – это скорейшая остановка боевых действий, оставление Украиной новых и старых российских регионов, отвод тяжёлых и дальнобойных вооружений на 300-500 км, ввод войск ООН из состава африканских и южноамериканских контингентов как нейтральных ко всем сторонам.
Подобный план или сценарий, вероятно, вполне приемлем для России, с учётом того, что в результате она получит кратно, если не десятикратно больше.
Так в чём же тут уязвимость для России? Россия на сегодня доказала, что она способна выстоять как в военном, так и в экономическом великом противостоянии всему Западу. Сами США, пусть и в образе новой администрации, но запросили переговоров у России.
Поэтому, обращаясь к началу статьи – что главная уязвимость содержится в главной силе, зададимся вопросом - в чем же была и есть главная сила России все эти годы? Несомненно, очевидно, что эта сила наш Президент – Владимир Владимирович Путин И не просто как великий государственный деятель, но как государственный институт, как целая система, которую он логически и интуитивно отстраивал эти годы. Эта та самая пресловутая вертикаль, сильная центральная власть, эффектнее которой в условиях кризисов и войн просто нет. Её основное свойство – скорость принятия и реализации решений, а это быстрота реакции в ответах на самые разнообразные угрозы. Также это и возможность быстрой мобилизации и концентрации народных и государственных ресурсов и направления их на основные точки ударов. Пока западные демократии рассмотрят вопросы, пока они придут к согласию и тем более к решениям, Россия имеет возможность подготовить не один план, исправить проблемное, реализовать требуемое. И ведь именно такая система управления все столетия, когда она была таковой, позволяла России расширять и удерживать огромные пространства и реализовывать себя в мире и истории.
Но возвращаясь к основному вопросу необходимо отметить, что и в этой системе есть уязвимость и она общеизвестна – в том, что Президент (Монарх, Генсек — это неважно) это не только государственный институт и иногда само государство, но это сам человек, конкретный человек, который занимает эту должность. А человек сам по себе очень уязвим по многим причинам. Знают это, несомненно, и наши враги, и влиятельные силы, которым не нравится тот же разворот США и что Украина теперь это не центр мировых проблем, а лишь разменная карта для США.
И конечно они против такого положения и готовы на всё. И здесь мы вступаем на очень чувствительную тему обсуждения того, как возможно снизить риски нашей государственной системы. Но обсудить это надо, без лишних эмоций, по-деловому, то есть для дела, в интересах народа и государства.
Много раз, в разные периоды последних 15-20 лет, особенно в выборные годы поднималась тема преемничества, но она поднималась неверно, она обсуждалась как необходимость чуть ли не текущей замены. Всё это было, во-первых, не вовремя, а во-вторых, несистемно. А необходимо именно системное решение, которое не предусматривало бы каких-то немедленных действий сегодня, но описывало бы чёткий алгоритм преемственности, общеэлитного и общенародного принятия, давало бы уже теперь Президенту России Владимиру Путину дополнительный манёвр и возможность.
Сегодня у России нет четкого понимания и главное алгоритма, кто есть этот номер 2, который при любой штатной или нештатной ситуации становится автоматически номер 1 и ведет корабль дальше, спокойно и размеренно в заданных оперативных и стратегических интересах России. Сейчас на эту роль, не по личным и деловым качествам, а именно по институциональным положениям не подходят ни Премьер, ни Председатели Думы и Совета Федерации.
Всё это органы высшей исполнительной и законодательной власти, а нужен такой под страховочный государственный институт как Президент.
И видимо ничего лучше, чем введение в России поста вице-президента не придумать. Сам Президент России может в любой момент подобрать, представить и утвердить кандидатуру на это место. Кто-то начнет говорить о риске двоевластия или чём-то подобном, но это неверно, даже учитывая события 1993 года в России.
Ошибка того опыта была в том, что тогда вице-президент избирался как единая кандидатура с президентом. Для России это действительно не подойдёт, надо иначе – вице-президента должен назначить сам избранный или действующий Президент на весь срок своих полномочий. Такая система в любом случае гарантирует преемственность и стабильность в любой ситуации на приемлемый срок и обеспечит необходимую политическую, экономическую и военную управляемость.
Александр Вячеславович Руденко, публицист, общественный деятель