Под таким названием в одном из новосибирских вузов была задана тема реферата для первокурсников. Название – радикальное: или, или. Даже с намёком на правильный ответ: конечно, состояние души, ибо русская национальность – понятие, ныне не одобряемое ни властями, ни «передовой общественностью», ни большинством средств массовой информации. Тема не оставила равнодушным автора, и он решил написать свой реферат.
О национальности. В последние годы журналисты, некоторые учёные и литераторы (преимущественно из либерального лагеря) назойливо внедряют в массовое сознание мысль о том, что русской национальности вообще нет, а есть смесь славян с угро-финнами, татарами, германцами (варягами) и т.д. Самая любимая фраза пропагандистов, приписываемая Гоголю: «Поскребите любого русского, и вы найдёте татарина». Притом наличие других национальностей – английской, французской, немецкой, испанской, итальянской, китайской и т.д., и т.д. – как бы само собой подразумевается и сомнению не подвергается.
В качестве примера приводят писателей И.С.Тургенева и С.Т. Аксакова, фамилии которых имеют тюркские корни, или поэта М.Ю. Лермонтова с шотландскими корнями, или писателя И.А. Бунина, в фамилии которого есть то ли еврейское имя Буня, то ли итальянское слово «боуна». Ну, а самый «коронный» пример – великий А.С. Пушкин, потомок эфиопа. Умалчивают только о том, что предок Тургенева приехал из Орды в Москву в 15-м, предок Аксакова в 16-м, предок Лермонтова в начале 17-го, предок Пушкина в конце 17-го века, и их потомки давно обрусели как в культурном, так и в генетическом отношении. Дворянский же род Буниных известен еще с 15-го века, и фамилия его произошла от русского слова «бунить» – гудеть, рычать.
Для чего всё это делают? Да для того же, для чего фальсифицируют русскую историю, для чего свергают с пьедесталов русских национальных героев и великих государственных деятелей, для чего долдонят об отсталости русского народа, для чего пытаются создавать «российскую нацию», а именно – для подавления в русских чувства национальной гордости и национального достоинства, для денационализации русского народа, для превращения его из русской нации – ядра государства, в безнациональное население России. Безнациональным же населением, как известно, легко управлять, а со страной легко делать всё, что захочется, вплоть до раздробления её на мелкие государства.
Лживость этой пропаганды заключается, во-первых, в том, что этнически чистых народов не существует (кроме полупервобытных племён, изолированно живущих в джунглях Африки, Амазонки и Новой Гвинеи). На переломных исторических этапах происходило смешение народов и формирование новых этносов. Англичане как нация (формироваться она, кстати, начала лишь в XII веке) – это смесь германцев и кельтов, французы – смесь германцев, кельтов и потомков римлян, испанцы – смесь иберийцев, кельтов, римлян и вестготов, немцы – смесь германских племен, до сих пор говорящих на разных диалектах (прусском, саксонском, баварском и т.д., которые отличаются друг от друга больше, чем украинский язык от русского). Да ведь и китайцы не отказываются от иероглифов потому только, что без них южные китайцы перестанут понимать северных, а западные – восточных.
Во-вторых, проведённые в последние десятилетия научные исследования показали высокую генетическую устойчивость русских как отдельного этноса. Например, результатами масштабного эксперимента, проведённого английскими учёными, которые были опубликованы в научном журнале «The American Journal of Human Genetics», установлено, что «…гаплогруппы тюркских народов и других азиатских этносов практически не оставили следа на населении современного северо-западного, центрального и южного регионов России».
Итак, «чистых» наций не существует. Какой же тогда процент «чужой» крови допустим, чтобы отнести человека к данной нации? Германские нацисты, известные борьбой за «чистоту расы» и ненавистью к евреям, считали немцами даже тех, в ком была четверть еврейской крови. О проценте крови других национальностей они вопрос вообще не ставили. В Израиле считают евреями тех, в ком хотя бы половина еврейской крови (по матери). Даже если мать сама была полуеврейкой, её ребёнка – еврея на четверть всё равно считают евреем.
В России вопрос о проценте примеси никогда не ставился. И это правильно. Потому что самым важным является то, в какой национальной среде воспитывался человек, какой язык для него является единственно родным, есть ли у него иная историческая родина, кроме России, и, наконец, кем он безоговорочно сам себя считает по национальности.
О состоянии души. Быть русским душою – это значит ощущать принадлежность к русской, и только к русской нации, болеть душой за русскую нацию, гордиться её успехами и огорчаться неудачами, уважать свою историю, ценить свою культуру и национальные традиции.
Профессор Московского университета Печёрин (впоследствии уехавший за границу и принявший католичество) в 1830-е годы писал в стихах: «Как сладостно отчизну ненавидеть // И жадно ждать её уничтоженья…». Литературный критик Чернышевский в 1860-е называл русских «жалкой нацией, нацией рабов». Писатель М.Горький всю историю России называл «тараканьими странствиями», а к русским крестьянам относился не только с презрением, но даже с ненавистью, о чём поведал всей Европе в своей статье «О русском крестьянстве», изданной за границей (в СССР статья никогда не публиковалась). Большевик Бухарин считал русский народ «нацией Обломовых», «расейским растяпой», «азиатчиной», способным быть лишь «сырьём для выработки коммунистического материала». К ним можно добавить и современных общественных деятелей и журналистов, тоже русских по крови, которые от лакейского восторга готовы обливать помоями русский народ, его культуру, его историю. Немало и тех, кто, уехав за границу, старается поскорее забыть, что он русский.
Все они – не просто люди с полностью атрофированным национальным инстинктом, инстинктом сохранения нации, данным природой людям любой национальности (подобно инстинкту сохранения вида у животных), они – не просто космополиты, они – русофобы, с презрением относящиеся к своему народу. Русскими они не могут быть по определению.
С другой стороны, иногда можно услышать фразу: «Он, хотя и не русский по крови, но русский по духу, так что его вполне можно считать русским». Фраза эта красива, но истину она отражает редко. Да, русскими охотно считали себя и грузины, и армяне, и якуты, и осетины, и казанские татары, и многие другие народы Российской Империи, но лишь до тех пор, пока русский народ был на подъёме, государство было великим, а царская власть не скрывала, что главной опорой государства является русский народ.
Стоило только рухнуть Империи, как все эти «русские» сразу же заговорили о многовековом угнетении их русскими, а власть большевиков-ленинцев умышленно подливала масла в огонь, вначале официально назвав русских угнетающей нацией, а потом вообще разделив страну на национальные республики. При Сталине, когда величие государства было восстановлено, а русский народ, особенно после войны, опять оказался в почёте, многие не русские люди вновь стали охотно называть себя русскими. Катастрофа 1917 года повторилась в 1991-м, повторилась и такая же государственная политика русофобии, которая продолжается по сей день. Вряд ли сегодня найдётся хоть один нерусский, живущий в России и имеющий её гражданство, который захотел бы называть себя русским.
Зададим вопрос: на чьей стороне, по крайней мере, в душе, были грузины – граждане России во время российско-грузинского конфликта в 2008 году? Думается, ответ очевиден. А очевиден потому, что есть такое старинное понятие: «зов крови» – тот самый национальный инстинкт. У космополитов такого «зова» нет.
Вот мы и подошли к ответу на вопрос, кто такие русские. Русские – это твёрдый сплав русского национального происхождения и русского состояния души. Именно этот сплав отражал нашествия азиатов и европейцев, осваивал суровые земли и строил великое государство. Русским, конечно, помогали и другие народы России, но – лишь в меру желания и способностей.
Валерий Васильевич Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств