«Divide et impera!» («Разделяй и властвуй!») – все знают, что этот принцип правления придумали древние римляне. Древние римляне – люди, как известно, почтенные, поэтому вроде как не грех и правительствам иных времён и народов следовать их урокам. Однако при этом упускается не самая очевидная, но более чем существенная деталь. Римляне применяли этот принцип для установления и поддержания своего господства над чужими, завоёванными и порабощёнными ими в самом прямом и буквальном смысле народами. Ни одному римскому консулу или сенатору и в голову бы не пришло применить этот принцип в отношении собственного Populus Romanus Quiritium – Римского народа. А вот власти Российской Федерации, получается, применяют этот принцип для поддержания своего господства именно над Русским народом.
К чему я вспомнил этот самый пресловутый принцип? На этот раз в связи с искусственно организованной кампанией «выборов памятника». Не первый, не второй и наверняка не последний случай. Казалось бы, эта технология разобщения и стравливания людей до такой степени топорна, примитивна и очевидна, что не должна работать. Тем более, на второй раз. Однако работает. И на второй раз, и на третий. И самое потрясающее, что на эту одноходовую разводку раз за разом попадаются люди, в том числе и отнюдь не глупые.
Феликс Дзержинский или Александр Невский? Кому ставить памятник? Кто для России из них двоих ценен, а кто нет? И понеслось... Если ты чтишь память Святого Благоверного Великого Князя, то просто обязан ляпнуть что-нибудь про «кровавого чекиста». Если с уважением относишься к личности Ф.Э. Дзержинского, то по законам жанра непременно должен высказаться насчёт «поповщины». Любой серьёзный разговор о том, как предотвратить или, если это уже невозможно, то как нам самоорганизоваться и выжить в условиях явно надвигающейся на страну катастрофы, тотчас прекращается, ведь есть дело поважнее – рвать друг другу глотки за то, кому ставить на Лубянке памятник. И заодно и в очередной раз рвать нашу общую историю на лоскуты для партийных (да ладно, если хотя бы партийных) знамён!
И вот уже даже на «Русской народной линии», всегда выступавшей с позиций исторического здравомыслия и сотрудничества православно-консервативных и советских патриотов, вдруг появляются, как бы это помягче сказать, странненькие выступления, в которых то вдруг памятник Дзержинскому объявят «идолом», то самого Феликса Эдмундовича посмертно запишут в «троцкисты». Ну не нелепость ли? Ну, допустим, не нравится автору Дзержинский как историческая фигура, это его (автора) полное право, но причём тут «идол»? А Пушкину памятник – не идол? Все памятники сносить будем? Нет? Тогда зачем эти ярлыки?
Не лучше дело и с обвинениями в «троцкизме» (то то бы Феликс Эдмундович подивился, если б ему рассказали!). Ведь Ф.Э. Дзержинский был как раз убеждённейшим и одним из самых последовательных противников троцкизма в руководстве Советской России, причём дело было отнюдь не в столкновении личных амбиций, а в принципиальной политической позиции. Троцкисты выступали за безжалостное ограбление русского крестьянства и подавление его сопротивления самым свирепым террором с целью выжать из него все ресурсы для форсированной индустриализации и экспорта революции в Европу и по всему миру. Для Троцкого и троцкистов русское крестьянство (составлявшее тогда подавляющее большинство Русского народа) было «отсталым реакционным классом» и «сельской буржуазией», подлежащей полному уничтожению если не в физическом смысле, то уж в социальном как минимум. Ф.Э. Дзержинский в большевистском руководстве, напротив, последовательно выступал главным заступником крестьянства, всеми силами боролся против насильственного раскрестьянивания, государственного ограбления деревни и развязывания против крестьянской массы террора.
Удивлены? Да, руководитель главного репрессивного учреждения Советской власти был одновременно и чуть ли не главным противником политики эскалации террора. И, кстати, не только в отношении крестьянства. Феликс Эдмундович отличался удивительной для человека, столько лет проведшего на каторге за свои политические убеждения, терпимостью к чужим убеждениям. Он был одним из главных инициаторов привлечения к сотрудничеству лояльных к советской власти представителей старой русской интеллигенции и обеспечения им достойных условий жизни и труда. И он же был одним из инициаторов и организаторов высылки наиболее нелояльных к Советской власти представителей интеллигенции за границу, что вообще-то спасло многим впоследствии видным деятелям Русской эмиграции жизнь в самом буквальном смысле. Страшно представить себе «альтернативную историю», в которой вместо Дзержинского руководителем ЧК в революционные годы оказался бы человек иных убеждений и иного склада личности, склонный не сдерживать красный террор в рамках необходимой самозащиты революционной власти, а романтизировать его и им упиваться.
Даже сама смерть Ф.Э. Дзержинского, вероятнее всего, была связана с нервным перенапряжением в разгар острой фазы внутрипартийной борьбы с троцкистами и зиновьевцами. В последних своих выступлениях он обличал вредительскую деятельность Льва Каменева и троцкиста Георгия Пятакова и схлестнулся с ними не только по вопросу чудовищной бюрократизации государственного аппарата, но и по вопросу положения и судьбы русского крестьянства. Троцкист Пятаков заявлял о нетерпимости того, что в условиях НЭПа русская деревня стала «непомерно» богатеть и призывал с этим покончить. У Дзержинского сама такая постановка вопроса вызвала яростное возмущение и негодование, которое, весьма вероятно, и стало причиной сердечного приступа. Фактически Дзержинский в буквальном смысле умер в борьбе с троцкистами, защищая русского крестьянина, поэтому попытка посмертно записать его в «троцкисты» и «русофобы» выглядит весьма некрасиво в моральном плане и совершенно нелепо в историческом.
Значит ли это, что Дзержинский более значим и ценен для нас, чем Александр Невский? Нет, разумеется. Полагаю, объяснять на православном патриотическом портале историческое и символическое значение личности Святого Благоверного Князя Александра Невского нет необходимости. Но как вообще можно ранжировать исторических деятелей по их ценности? Кто важнее для русской истории – Сталин или Ломоносов? Менделеев или Жуков? Сергий Радонежский или академик Павлов? Суворов или Гоголь? Да, помилуйте, что за нелепая постановка вопроса? Неужели не очевидно, что подобное ранжирование, тем более голосование в духе «ты за кого?», как оно проводилось во время акции «Имя России», – это профанация на грани и уже за гранью откровенного глумления над нашей историей, да и просто над здравым смыслом? Что, разве в Москве не найдётся места, чтобы установить оба памятника, или все три (включая также обсуждавшийся памятник Ивану III), а не противопоставлять их друг другу?
Это «голосование» придумано и затеяно с одной-единственной целью – стравить нас друг с другом, лишить возможности быть одним народом, способным решать свою судьбу и определять своё будущее. В этом абсурдном «или-или» заведомо не может быть никакого правильного выбора. Единственное правильное решение здесь – не вовлекаться в очередную провокацию и вообще не садиться играть с заведомым мошенником по его жульническим правилам, к чему я и призываю и администрацию, и читателей «Русской народной линии». Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе.
Строев Сергей Александрович, кандидат биологических наук, PhD, профессор РАЕ, член-корреспондент МСА, действительный член ПАНИ
12.
11. Ответ на 10, вястик:
10.
9.
8.
7.
6. Регулярная Иисусова Молитва — лучшая память Божия..?
ВСЕНАРОДНАЯ МОЛИТВА ГРУЗИИ. По благословению и святыми молитвами Патриарха-католикоса всея Грузии Илии II в стране возродилась древняя и спасительная грузинская молитвенная традиция. Духовенство и миряне исполняют молитвенное правило согласно строке 118 псалма, где сказано: Всяк день семикратно восхвалял я Тебя (по церковно-славянски: Седмерицею днем хвалих Тя. Пс. 118, 164). Чада Грузинской Церкви молятся семь раз в течение суток, через каждые три часа, и только ночью делают более долгий перерыв – с полуночи до шести утра, то есть шесть часов. Молитва совершается в 6, 9, 12, 15, 18, 21 и 24 часа. По благословению Патриарха те, кто в шесть утра не может проснуться или в полночь уже спит, имеет возможность прочитать молитвы, положенные на эти часы, в другое время, например, присоединить к утреннему или вечернему правилу. *
ЕСЛИ ЭТО БУДЕТ РЕАЛИЗОВАНО В РОССИИ, К ПРИМЕРУ, В ВИДЕ ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЫ, ТО ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО БУДЕТ РЕГУЛЯРНОЕ ОЖИВЛЕНИЕ В СЕРДЦАХ ХРИСТИАН ПАМЯТИ БОЖИЕЙ... ВОТ ЭТО БУДЕТ ПАМЯТНИК, ТАК ПАМЯТНИК... НЕТ? ИЗВИНИТЕ... НИНЕВИЯ... Нет?5. Союз фанатиков и провокаторов
4. Остановились на краю пропасти
3. разделение не в народе, а между народом и государством