Роль целеполагания в киноискусстве

Или как создавать шедевры кино

Иван Грозный  Фильм "Матильда"  Секспросвет 
0
1156
Время на чтение 7 минут

Почему, в настоящее время, нам интересна эта тема?

Да потому, что в публичном пространстве появилось много фильмов, «цена которым – копейка в базарный день!»

Бесчисленное количество неумных фильмов об Иоанне IV (Грозном), фальшивый насквозь фильм «Матильда», никакой фильм о киноактрисе Любови Орловой и т.д. и т.п. Оговоримся: в статье будем вести речь не только о фильмах, но и о книгах, песнях, картинах, архитектуре… ведь кинематограф появился только в конце XIX века и получил своё развитие в начале и середине XX столетия.

В 1980-х гг. автору этой статьи довелось прочитать биографическую книгу о легенде советского кино Л. Орловой. Интерес к жизни актрисы «понудил» меня (читателя) достаточно внимательно прочитать и – более того – перечитать эту книгу. Но, при этом, как говорят, «послевкусие» от чтения книги осталось неблагоприятным, плохим.

Почему?

Да потому, что автор, написавший эту книгу, – как стало понятно читателю – на дух не переносил это имя – Любовь Орлова. То есть, казалось бы, автор своего творения – книги – должен любить «предмет» своего творчества, по крайней мере, уважать этот «предмет». Но, увы, очевидно, автор рассчитывал только на гонорар от передачи этой книги в торговый оборот и не более того.

Кроме всего прочего, некоторые факты, изложенные в книге, позволяют усомниться в них, особенно касающихся высказываний актрисы и «носящих» определенную «политическую нагрузку». Мнилось, что, ну не может актриса, Любовь Орлова, такое сказать в то непростое время, и эпизод этого высказывания был измышлен автором (или «подсказан» ему) в угоду заказчикам «данной работы»…

Кстати такие «некоторые факты» очень легко проверяются на их достоверность – когда «примеряешь» их к предмету исследования (именно художественного творчества), как «примеряешь» шляпку, блузку, платье (актрисы) к тому или иному типу персоны; так и здесь – не может «логика прекрасного» (об этом – ниже) «увязываться» с противоречивыми (этой логике) деталями. Именно поэтому мы чувствуем фальшь или лицемерие в подобного рода попытках навязать слушателю, читателю или зрителю эти «противоречивые детали».

Продолжим нашу тему: очевидно, целеполаганием написания книги об актрисе были – деньги.

Современный писатель или режиссер может усомниться о наличии в природе другого – целеполагания. Разберём этот вопрос подробнее.

По большому счету, мы можем говорить о таком целеполагании не только в киноискусстве, но и во всех видах творческой деятельности, связанных с искусством.

Когда художник, режиссер или сценарист приступает к процессу, именуемому художественным творчеством, он, во-первых, опирается: на те мотивации, которые подвигли его на «приступ» данной (или какой-либо) темы, приглянувшейся «будущему творцу шедевра»; и, во-вторых, на знания, «библиотеку», тезаурус образов, категорий и представлений, в том или ином виде связанных или сопутствующих выбранной теме; не забудем также, в-третьих, такой важный момент, как личное отношение к конкретному предмету творчества, что мы подробно разобрали на примере биографического исследования, посвященного киноактрисе Любови Орловой.

Читатель скажет: «Ну кто-же в наше время создает предметы искусства – в том числе и фильмы - за просто так, а не за деньги?»

В таком случае придётся объяснять, что мотивации, которые мы обозначили индексом «во-первых», в «иные времена» мало были «привязаны» к деньгам, поскольку потребность в художественном творчестве родилась у человека в незапамятные времена – и потребность эта была напрямую связана с инстинктами, в том числе и с инстинктами выживания, вложенными Творцом в Адама, жизнь которого до грехопадения проходила в Эдеме (Небесном Царстве).

Позднее, до Рождества Христова эти инстинкты уже «были увязаны» с теми Заповедями, которые были сформулированы в Евангелии; но в полной, «мало искаженной» мере, эти инстинкты были сохранены только в потомстве праотца нашего Ноя. Вот эти - то инстинкты и явились «первоначальной мотивацией» для «художественного» творчества.

Заповеди: «не убий», «не укради» и другие… и послужили «реперными точками» (опорными точками) в процессе рождения и развития художественного творчества. Обратим внимание на тот факт, что в Императорской России образовательные учреждения художественных (изобразительных) направлений дипломные работы выпускников основывали на результатах работы учащихся по библейским темам – не пренебрегая возможностями посылать их для соответствующей подготовки и написания этих работ в Италию, страны Ближнего Востока, Иерусалим и т.д.

Но, о времена, о нравы… со временем выбор темы дипломной выпускной работы художника стал более свободным, и не все выдерживали такое искушение (см. статью автора «Россия, заблудившаяся в лесу…»).

Таким образом, качество творения художественного направления, в том числе и кинофильмов, определяется, в основном, целеполаганием авторов этих произведений.

В качестве примера возьмём фильм режиссера Г. Александрова «Волга-Волга». Отметим, что в фильме в главной роли выступает Л. Орлова, музыку к фильму написал И. Дунаевский. Вполне закономерно назвать этот фильм самым выдающимся произведением советского кинематографа в ряду музыкальных кинокомедий, по тому «мобилизующему» влиянию (1938 год), которое этот фильм оказал на население страны. Причем основным моментом такого влияния оказалось гармоничное сочетание всех составляющих этого фильма, и самое главное - его державный дух, выраженный в музыкальной, песенной, танцевальной и в других формах эстетического отображения всех сторон кинематографа.

Что интересно, такой же сюжет был повторен в 1956 году в фильме «Карнавальная ночь» (режиссер Э. Рязанов). Более того, одного из главных героев играл И. Ильинский, сыгравший такого же героя и в фильме «Волга-Волга». Но, увы, при большом успехе этого фильма и его музыкальной популярности, это уже был фильм «благополучного поколения». Никакой «державности» и «мобилизационного влияния» в этом фильме уже не было.

Однако, и в том («Волга-Волга»), и другом случае («Карнавальная ночь») деньги не были мотивацией создателей этих фильмов – что и (при прочих равных возможностях) предопределило их успех.

Интересно отметить, что в конце 1940-х и начале 1950-х гг., когда в квартирах существовала одна радиоточка проводной трансляции, рано утром после исполнения «Гимна Советского Союза» и новостей транслировали (передавали) короткие музыкальные программы, в которые частенько включали: «Увертюру к опере «Кармен» (с песенкой тореадора), «Песню петушка» аргентинского композитора Флореса, аккордеонную инструментальную пьесу «Карусель» в исполнении Шахнова (см. интернет) – шедевры музыкального искусства. Нет никакого сомнения, что эти произведения создавались с мотивацией, далеко отстоящей от – денег. После («воленс-ноленс») прослушивания этого короткого концерта бодрый и «мобилизованный» школьник, колхозник, инженер и другой рабочий люд – шёл в школу или на работу.

На этих простых примерах (тема эта неисчерпаема) можно увидеть «невооруженным глазом», что шедевры не создаются деньгами, а то, что создаётся «мотивацией – деньги», недолговечно, преходяще и душепагубно для «работника искусств». Господи, спаси люди Твоя…

Уткин Юрий Герасимович, православный публицист

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Герасимович Уткин
Семена и плоды «когнитивного диссонанса»
Из сборника «Красные, белые и … русские»
25.12.2023
Куда плывет «Ядерная шайка»?
Экстраполяция долгосрочных планов альянса «Аукус» становится все прозрачнее
20.12.2023
Маршевая лестница нравственного воспитания
О введении в систему школьного и высшего образования РФ уроков нравственного и патриотического воспитания
14.12.2023
«Золотой сон человечества»
Как же можно строить дом на песке, если знать, что от ветра и воды этот дом разрушится?!
04.12.2023
Территория СССР с 1945 года является территорией России…
По факту кровопролитных потерь русского воинства и его победы в Великой Отечественной войне
27.11.2023
Все статьи Юрий Герасимович Уткин
Иван Грозный
В Новодевичьем монастыре в год его 500-летия
Об одной из древнейших обителей в Москве
15.11.2024
Символ и цель. Иван Грозный
Из книги «Эпоха утраченных смыслов»
12.11.2024
Царь Иоанн Грозный не виновен в смерти святителя Филиппа
Обращение православной общественности к Святейшему Патриарху Кириллу
11.11.2024
Русофобия как геополитический аспект христианофобии
Кто за Россию – тот за Христа, кто против России – тот за Антихриста
07.11.2024
Все статьи темы
Фильм "Матильда"
Идеологи «русской смерти» сами лягут в свои гробы
Пусть сдохнут упыри и бесы, мечтающие устроить на месте России большой некрополь!
05.11.2024
Левый поворот и дурдом
Без Бога у нас окончательно мозги повернутся
22.12.2023
Скрытая война против России
С главой Калязинского района, кандидатом исторических наук Константином Ильиным беседует писатель Валерий Кириллов
06.10.2023
Православных грубо обманули
На канале ОТР показали кощунственный фильм «Матильда» под видом мини-сериала «Коронация»
04.10.2021
Враги Христа глумятся над Россией
О кощунстве в Федоровском соборе Санкт-Петербурга
09.04.2021
Все статьи темы
Секспросвет
«Борьба с плотскими страстями». Встреча с прихожанами
Алексеевского ставропигиального женского монастыря
13.11.2024
Защитить людей от пропаганды отказа от деторождения!
Необходимо делать всё, чтобы новые поколения наших граждан росли ориентированными на традиционные семейные ценности
12.11.2024
«В лице Трампа победили консервативные мотивы»
Этим избранный президент США нам люб, что, однако, не отменяет недоверия к нему
09.11.2024
«Самая грозная опасность — убывание русского народа»
Народ чувствует своё убывание, страдает, мучается, и чтобы ему было не больно умирать, существует шоу-бизнес — опиум для народа
07.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Зачем?
Новый комментарий от Рабочий
16.11.2024 18:17
О русской литературе
Новый комментарий от Рабочий
16.11.2024 17:17
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Алекс
16.11.2024 15:48
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
16.11.2024 15:13
Хитрый уж
Новый комментарий от Владимир Николаев
16.11.2024 14:50
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
16.11.2024 14:23