Кому-то может показаться странным заголовок данной статьи. Действительно, страна переживает определенный подъем: готовится голосовать за (конструктивные) поправки к конституции, обозначает успехи во внешней политике, представляет (в настоящее время) собой один из сильнейших полюсов в трехполюсном мiре (США, РОСИЯ, КИТАЙ), и, вдруг, почему-то… заблудившаяся.
Чтобы обосновать название данной темы, напомню, что в послевоенное время (конец 1940-х гг.) страна также переживала определенный «государственный подъем» на данном историческом отрезке. Однако, начиная с 1973-1975 гг. динамика государственного строительства замедлилась, и, коррелируя («совпадая») с духовным спадом в стране, начала приближаться к 1991 году. Дальнейшее нам известно.
Чтобы понять существо вопроса, нам необходимо вернуться, ну скажем, к началу девятнадцатого века, где-то к 1825 году, к событиям декабря того года. И поразмышлять над тем, почему эти события имели место.
Мы называем события 1905 года – репетицией революции. А, почему мы не называем декабрь 1825 года – репетицией репетиции революции? Ведь постфактум мы могли бы озаботиться таким определением, не так ли?
Неблагозвучно? Наверное!
Так почему же страна (Россия) за это время (1800-1917 гг.) неумолимо приближалась к роковому февралю 1917 года?
Представьте себе, что вы идёте по краю леса, относительно которого известно, что он (этот лесной массив) простирается в глубину на несколько десятков километров. Это означает, что если на небе солнца не видать, и у вас нет с собой компаса, вы непременно заблудитесь и будете блуждать по кругу (по спирали) диаметром, может быть, в несколько километров. Причем шансов, чтобы выйти из леса, у вас не будет никакого.
Следовательно, чтобы не заблудиться, вы должны будете держать в поле зрения край леса, по которому вы идете.
А теперь, представьте, что каким-то образом рядом с вами «нарисовался» спутник, который сообщил вам, что именно в этом месте – каких-то два-три километра от края леса, грибов (белых) видимо-невидимо.
Вы понимаете, что ходить туда опасно, можно заблудиться; но в конце концов, соблазн набрать уйму белых грибов перевешивает, и вы отважно отправляетесь в заветное место. Спустя некоторое время, может быть, уже набрав полную корзину грибов, вы пытаетесь выбраться из леса, но у вас ничего не получается. К тому же спутник, надоумивший вас на это предприятие – куда-то исчез. Обозначим этого таинственного спутника – курсивом, так же как и слово соблазн – нам это пригодится.
Как закончится ваша прогулка по грибы, когда на небе нет солнца, а у вас нет компаса? Спутник, подвигнувший вас на это предприятие – исчез, но зато у вас есть грибы, а пригодятся ли они вам, большой вопрос...
Небольшое отступление. В середине семидесятых (как рассказывал мне приятель), как всегда, каждый год, когда созревала клюква, на двух-трех машинах компания коллег по работе выезжала на сбор этой ягоды. Уезжали за пару сотен километров от Москвы. Довелось ему под вечер, с полной корзиной клюквы – заблудиться. Стало смеркаться. Пришло осознание, что выхода – не видно. А сумерки сгущались. Присел на поваленное дерево и задумался. Вдруг, как ему показалось – из «соседней деревни» (хотя никакой деревни поблизости не было) – подошел какой-то старичок. Тоже присел на дерево. Разговорились.
Старичок показал приятелю, как ему идти, чтобы выйти к «просеке». Следуя его указаниям – вышел, в конце концов, на автостоянку своих коллег.
Мне представляется, что это был Николай Угодник, который выручает путешественников и заблудившихся. «Вы этого достойны!» - мой приятель, отличающийся необыкновенной добротой, несомненно «был этого достоин».
Теперь перейдем к освоению понятия «хронотоп» - что в переводе с греческого означает: «время-место». Это понятие было введено А.А.Ухтомским, специалистом в области физиологических исследований (биологии), и обозначало взаимосвязь настоящего, свершившегося события с событиями, произошедшими ранее и определившими (с неопределенной, но достаточно высокой вероятностью много большей пятидесяти процентов) событие - совершившееся.
«Ухтомский исходил из того, что гетерохрония есть условие возможной гармонии: увязка во времени, в скоростях, в ритмах действия, а значит и в сроках выполнения отдельных элементов, образует из пространственно разделённых групп функционально определённый центр» (Большой психологический словарь / Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. — М.: Олма-пресс, 2004). Гетерохрония развития – это неравномерность созревания отдельных органов и функциональных систем, которые достигают необходимого уровня зрелости в разные возрастные периоды.
С помощью философа и культуролога М.М. Бахтина «хронотоп» был введен в жанры гуманитарного творчества, литературы, театра, поэзии. Таким образом, понятие «хронотоп» взято нами из светского лексикона. Но мы попытаемся придать ему «богословскую» форму. Кстати, у автора данной статьи это понятие перекликается с понятием «рендеринг Бога», введенным в статье «История пишется на небесах» в книге «Власть, проси мудрости у Бога…» и описывающем аналогию - возможную «механику» - именно Божественного «хронотопа». Развитие техники цифровых технологий позволило «сопоставить» некоторым богословским понятиям - понятия технические, представляющие аналогии (похожести) бытовых событий.
В качестве бытового явления «хронотоп» может описывать жизненный путь отдельного, конкретного человека. Можно продемонстрировать это на таком примере. Все вы знаете знаменитую картину Василия Владимировича Пукирева (русский живописец-жанрист, академик и профессор Императорской Академии художеств) «Неравный брак». Создание этой картины можно сравнить с вышеприведенным примером, когда грибник пошел в лес и заблудился. Пойти вглубь незнакомого леса грибника уговорил его неизвестно откуда взявшийся спутник. У художника Пукирева тоже был такой спутник – приятель, который отыскал для художника сюжет из «реальной» жизни. Соблазн, посеянный в душе художника этим спутником, сыграл с ним «злую шутку»: после написания картины, произведшей в обществе сенсацию и вознесшей художника на «олимп славы», судьба его быстро покатилась под откос. Художник умер в нищете и в беспробудном пьянстве.
В реальной жизни прототип картины - «муж-старик», был гораздо моложе; к тому же тот брак оказался вполне счастливым. Спрашивается, прежде чем возводить хулу на таинство венчания «в художественной форме» в церкви, может быть, следовало бы подумать: «А, угодно ли это Богу?».
Мы не знаем, успел ли художник «омыть слезами» последний платок, который небесные ангелы могли бы положить на чашу весов и оправдать его, как был оправдан разбойник, умиравший на больничной кровати – нам это не ведомо. Но мы знаем, что именно так реализовался в земной жизни «хронотоп» художника В.В. Пукирева, - да не покинет его за земным горизонтом безграничное милосердие Божие.
Кстати, в качестве «земного ангела» попытался выступить автор статьи о В.В.Пукиреве, помещенной в одном из православных журналов (добрейшей души человек) – не будем называть его фамилии – приведший такой аргумент: один из пожилых генералов, собиравшийся жениться на молодой девушке, посмотрев эту картину, отказался от своего намерения.
Да, в данном, конкретном случае картина сыграла положительную роль (в жизни этого генерала), однако перевесит ли этот платок, «омытый слезами», тот вред, который она причинила православному обществу - Бог весть…
Таким образом, в течение, по крайней мере, двух столетий, предшествовавших февралю 1917 года, жизненные «хронотопы» конкретных личностей «разрушительного» характера перевесили результаты «конструктивной» деятельности также конкретных, но истинно православных человеков, живущих в полноте Истины.
Когда в обществе число последних стало несравнимо меньше, условия для свершения революции - были созданы. Россия вошла в лес и … заблудилась.
Кстати, что мы видим сейчас?
А мы видим, что средства массовой информации всячески славят и превозносят тех конкретных личностей, которых, может быть уже и нет на этой грешной земле, но которые и являются явными или неявными виновниками всех российских бед последнего столетия; когда Россия заблудилась в дремучем лесу.
В хоре голосов, пытающихся вывести страну «на край леса», их разновекторность пока не даёт такой возможности. А пример, приведенный с приятелем автора, отправившимся собирать клюкву со своими коллегами, наводит на мысль, что без Божьей Помощи выйти из леса … не получится.
P.S. «А как же Европа?» - спросит любознательный читатель. Представляется, что Европа зашла в дремучий лес настолько далеко, что выбраться из него она сможет только с помощью России, и, естественно, с помощью Божьей.
Уткин Юрий Герасимович, публицист