Как уже приходилось писать, мировой рынок вооружений являлся и продолжает являться доминантой мировой экономики в целом. Военные расходы остаются ведущими расходами в бюджетах большинства стран мира. Армии накапливают вооружение и готовятся воевать.
Вытекающая из этого опасность военного конфликта в мире, перенасыщенном оружием, может перерасти во всеобщую войну на уничтожение. Это обстоятельство стало привычным и воспринимается большинством людей как некий управляемый фактор, который не проявится при определенной предусмотрительности политиков и военных.
Таким образом, мир является заложником здравого смысла в головах постоянно меняющихся политиков и военных.
Однако, очевидное снижение привлекательности публичных политиков в мире (военные не публичны), заставляет сомневаться в их возможностях удержать мир от сползания или резкого опрокидывания во всеобщую бойню.
Вялые инициативы возобновления широкого контроля над вооружениями повторяют идеи вчерашнего дня. Не только генералы готовятся к прошлым войнам, но и политики топчутся в рамках устаревших форматов.
Требования сегодняшнего дня – это не пикировка остроумного спецпредставителя Небензи в ООН или тонкие замечания элегантной Захаровой, которые в более или менее активной форме нашу внешнюю политику сегодня представляют.
Сегодня, мне думается, нужно предлагать миру формы взаимодействия, которые бы меняли акценты экономической, а соответственно и политической жизни с производства вооружений на развитие мирных сегментов экономики.
Уже приходилось писать, что такую вероятную экономическую конкуренцию ВПК могут составить производство медицинского оборудования и расходы на здравоохранение в целом.
Такие расходы в мире возросли с 2010 года практически в два раза, с $887 млрд. до $1, 415 трлн.
В США они составляют 17,1 % от ВВП, в Германии 11,3%, в России 6,5%.
При этом мировые расходы на оборону в 2019 г составили $1,917 трлн.
Но если по вооружениям всё развито настолько, что мир конкретно стоит у порога своей гибели, то вопросы здоровья населения мира далеки от разрешения.
Между тем, позиции политического руководства как США, так и РФ не содержат новизны. США грозят всех победить несметным числом кораблей и самолётов, а мы дерзко прорываемся в сферы новых видов вооружений и этим поддерживаем военное равновесие, которое было, есть и, как почему-то многие надеются, будет существовать бесконечно долго.
У всех на памяти то, как суть происходящего противостояния и возможный его результат колоритно сформулировал всё еще любимый народом президент РФ В.В.Путин, высказавшись о возможных последствиях ядерного конфликта примерно так: мы-то в рай попадем, а они… просто сдохнут.
Если это не стояние у порога войны, то, что это?! И где меры по изменению такого положения?
Я не специалист в политике такого масштаба, не знаком с регламентами осуществления инициатив.
Но отсутствие инициатив в таком вопросе очевидно!
Вот случилась пандемия! Но каждый бьётся за себя в одиночку. Никаких общих инициатив, на фоне которых можно было бы инициировать меры по прямому или косвенному снижению военных бюджетов ведущих стран в пользу бюджетов здравоохранения.
Расходы федерального бюджета России на здравоохранение в 2021 г. составят 1,12 трлн.руб., это 5,3 % от общих расходов федеральной казны. В 2022 году эта доля уменьшиться до 4,9%. В расчёте на ВВП это около 1%.
В США также планируется снижение аналогичных расходов, хотя в суммарном выражении они существенно выше, так как и ВВП больше.
Если ООН сегодня - только площадка для решения вопросов обуздания конфликтов на периферии, и мы обречены наблюдать пикировку спецпредставителей РФ и США, то, вероятно, следует создавать новые площадки по регулированию мирового развития в сторону от войны к миру.
Иногда посещает наивная мысль, что если бы средства, вложенные Газпромом в громадную башню в Петербурге, направили на развитие инициатив перепрофилирования национальных бюджетов с военных расходов на здравоохранение, то, возможно, мир имел бы сейчас внятную программу действий в этом направлении...
Павел Иванович Дмитриев, правовед, публицист