3 сентября «Русская народная линия» опубликовала обращение Андрея Лобановского к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с просьбой снять с Гродненской кафедры архиепископа Гродненского и Волковысского Артемия. В обращении А.Лобановский представился как председатель гродненского Братства во имя Святого равноапостольного князя Владимира.
На следующий день, 4 сентября, поступило письмо на бланке Братства во имя Святого равноапостольного князя Владимира, подписанное настоятелем Свято-Владимирской церкви г. Гродно протоиереем Александром Велисейчиком и председателем Братства во имя Святого равноапостольного князя Владимира Ольгой Тарасовой, в котором нас упрекали в публикации недостоверной информации. Мол, Андрей Лобановский не является председателем Братства и не имеет права выступать от его лица.
И вот сегодня редакция РНЛ получила второе письмо, в котором стоят подписи, цитируем, «клирика Свято-Владимирской церкви г. Гродно, подполковника запаса протоиерея Аркадия Косьяненко»; «члена братства Братства во имя Святого равноапостольного князя Владимира с 2000 и его председателя с 2004 до 2014 года, гвардии майора запаса Александра Щеглова» и «регента Свято-Владимирской церкви г. Гродно, члена Братства во имя Святого равноапостольного князя Владимира (1995-2004 гг.) Татьяны Князевой».
В документе вновь сообщается, что Лобановский никогда не состоял в Православном братстве св. Владимира «ни во время настоятельства прот. Александра Романчука (1993-2004 гг.), ни во время настоятельства прот. Александра Валисейчика (2004 г. – наст. время)». Что при Борисо-Глебской Коложской церкви существует «одноименное братство, а не какое-то другое братство святого Владимира». И наконец последнее: «Всё изложенное Лобановским – это его личные измышления, а не мнение братчиков или верующих. Попытки Лобановского называть себя главой братства выглядят как мошенничество».
Хорошо, что авторы письма не отрицают, что Андрей Лобановский существует в реальности. Как нам сообщили наши источники, он был деятельным прихожанином Коложской церкви при прежнем настоятеле, до назначения сторонника белорусизации богослужения о. Александра Болонникова, который назвал приходскую библиотеку именем пособницы нацистов Ларисы Гениюш, подписывавшей обращения к Гитлеру и писавшей стихи с обвинениями белорусских партизан в том, что они дают повод нацистским оккупантам жечь белорусские деревни.
Вообще эти странные попытки опровергнуть Андрея Лобановского нынешним руководством Братства во имя Святого равноапостольного князя Владимира нас уже удивляют. Вроде бы мы уже разобрались с тем, что он не является руководителем Братства. Но Братство продолжает отмежевываться от обращения Лобановского. Кстати, совсем не понятно, с какой целью отец Аркадий Косьяненко указал своё воинское звание? Ну ладно гвардии майор запаса Александр Щеглов, – он лицо светское. Но тут священник! Это совсем неуместно. Этим хотят расположить к себе редакцию РНЛ? Или запугать?
Мы уже отмечали, что в данном случае детали биографии Андрея Лобановского не имеют особого значения. Даже если А. Лобановский в своем обращении к Святейшему Патриарху Кириллу с просьбой снять с Гродненской кафедры архиепископа Гродненского и Волковысского Артемия выступал только от своего имени, он вполне мог выразить настроения большого числа верующих. Нам, по крайней мере, такое предложение не показалось чем-то необычным.
Революционные выступления владыки Артемия, исполнение священниками Гродненской епархии на ступенях главного городского храма – Свято-Покровского кафедрального собора националистического гимна «Могутны Боже» вызвали смущение и возмущение не только в Белоруссии, но и в России.
В Гродненской епархии, действительно, творятся недопустимые вещи. Причём, беззакония клириков епархии не прекращаются.
Как сообщила 9 августа либеральная радиостанция «Эхо Москвы», «около 30 белорусских православных священников участвуют в акции против фальсификаций на выборах».
Инициатором акции стал клирик Домовой церкви свт. Николая Чудотворца на Архиерейском подворье г.Гродно диакон Дмитрий Павлюкевич. «В акции он использовал плакат, где с помощью цитат из Библии объясняется, почему православным верующим надо выступить против фальсификаций, унижения личности и давления на нее. Ранее группа белорусских католиков также объявила компанию "Фальсификация – тяжелый грех" против фальсификаций на выборах», – пишет «Эхо».
В этот же день диакон Дмитрий Павлюкевич и настоятель Свято-Покровского кафедрального собора протоиерей Георгий Рой приняли участие в Торжественной мессе в главном костёле г. Гродно, сообщает «Блог s13 города Гродно». Как отмечается, участники мессы «молились о решении общественно-политического кризиса в Беларуси и возвращении домой митрополита Тадеуша Кондрусевича, которого 31 августа пограничники не пустили в страну».
Хорошенькое дело! Похоже, у этих православных клириков нет других забот. Думать, что это происходит вопреки или даже без ведома архиепископа Артемия, весьма странно.
Эти священнослужители, кстати, весьма примечательные личности. Диакон Дмитрий Павлюкевич один из подписантов т.н. Открытого письма священников в защиту заключенных по «московскому делу», а на паперти собора, возглавляемого протоиереем Георгием Роем, клириками епархии как раз и исполнялся националистический гимн «Могутны Боже».
Вообще единение православных священнослужителей с католиками в их совместной борьбе с «кровавым режимом» Лукашенко – важная характеристика состояния дел в Гродненской епархии.
Кстати, ранее заместитель председателя Миссионерского отдела Белорусского экзархата Московского Патриархата священник Александр Кухта, участвовавший в протесте на Площади Независимости в Минске, провёл совместную «гуманитарную» акцию с католиками.
Примечательно, что этим православно-католическим союзом восторгается известный либеральный протоиерей Алексий Уминский. В ходе недавней беседы «Протест. Беларусь. Взгляд священника (Уминский, Войтишко, Белавенец)» священник признал приемлемым участие Церкви в протестах. В качестве положительного примера он привёл участие белорусских католиков в нынешних акциях в Белоруссии. Также его восхищает бурная деятельность польских католиков в движении «Солидарность».
Архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий и единомысленные ему клирики Гродненской епархии, поддерживая протесты, как будто бы ничего не знают о планах оппозиции в случае захвата ею власти. Основные цели протестующих изложены в их программе «Реанимационный пакет реформ для Беларуси». Если оппозиция, не дай Бог, придёт к власти, то она сделает всё, чтобы оторвать Белоруссию от России и отколоть Белорусский экзархат от Русской Православной Церкви.
Поэтому обращение Андрея Лобановского на имя Святейшего Патриарха представляется вполне уместным. Если архиепископ Артемий не знает о том, что творят подведомственные ему клирики, это плохо. Но, судя по всему, владыка всё знает и потворствует этому. А значит, дело обстоит ещё хуже. Под ударом уже оказывается авторитет всей Русской Православной Церкви.
Ещё раз подчеркнём, не наше дело советовать Священноначалию как решать какие-то вопросы по управлению Церковью. Но донести до Патриарха и Священного Синода озабоченность происходящим – наш долг.
Редакция Русской народной линии
10. Ответ на 9, Наблюдатель:
9. ан новости
8. Опять Лукаш просит денежки у России. Опять на шее у России.Так может быть надо войти в состав России, чтобы не сидеть у нее нахлебником на шее !Куды уси смотрятЬ *!
7. Вот где беда , а не от Владыки Артемия. На Владыку Артемия --поклеп. Никакой государственной автокефалии не предвидится, ее не допустят. А вот более развитео окатоличивание белорусского народа и давление с ЕЭС , Запада и США --вот где бедто то !
6. Ответ на 4, Русский Сталинист:
5. Ответ на 4, Русский Сталинист:
4. Ответ на 3, Порфирий:
3. Ответ на 1, Ортодоксос:
2. не наше дело советовать Священноначалию
1. Пора реагировать