Вчера «Русская народная линия» опубликовала обращение белорусского Православного братства св. Владимира «Замените нам архиепископа Артемия». Обращение было подписано Андреем Лобановским, мы его получили на редакционную почту от одного известного нам нашего автора и читателя. Обращение ожидаемо привлекло широкий читательский интерес, текст был широко растиражирован в интернете.
А сегодня в редакцию РНЛ поступило вот это письмо от Братства во имя Святого равноапостольного князя Владимира: «В связи с тем, что на вашем сайте появилась информация под заголовком "Замените нам архиепископа Артемия", сообщаю, что Братство во имя Святого равноапостольного князя Владимира города Гродно, таких заявлений не делала. Текст заявления подписан Андреем Лобановским, который никогда не являлся председателем Братства и никогда не являлся его членом. Никто не уполномочивал его делать подобное заявление от имени Братства».
Заявление написано на бланке Братства и подписано настоятелем Свято-Владимирской церкви г. Гродно протоиереем Александром Велисейчиком и председателем Братства во имя Святого равноапостольного князя Владимира Ольгой Тарасовой.
Разумеется, мы постарались разобраться в возникшей ситуации.
Нам не был знаком лично Андрей Лобановский, мы доверились человеку, который прислал нам это обращение. Опубликовали, не проверяя. Словом, положение, мягко говоря, некрасивое.
У нас не было никаких сомнений, что письмо протоиерея Александра и Ольги Тарасовой подлинное. Однако насторожила фраза, что хотя Андрей Лобановский «никогда не являлся председателем Братства и никогда не являлся его членом», и при этом «никто не уполномочивал его делать подобное заявление от имени Братства». Если не является членом, то какие могут быть полномочия делать такие заявления?!
Редакция РНЛ связалась с Андреем Лобановским. И оказалось, что он всё-таки являлся активистом Православного братства св. Владимира, которое было создано ранее нынешнего при Борисо-Глебской Коложской церкви. И создал Братство прежний настоятель священник Александр Романчук. Однако, как нам сообщили наши источники, «автокефалистская партия», которая выросла в Гродно под крылом архиепископа Артемия, выжила отца Александра из Гродненской епархии. А братство, созданное им, осталось в форме неформальной группы активных прихожан сторонников - единства Русской Церкви и союза с Россией.
Выяснилось, что Андрей Лобановский даже не знал, что руководством епархии создана новая структура с тем же названием. Нам неведомо, чем занимается новое Братство во главе с Ольгой Тарасовой, но коль о его деятельности ничего неизвестно, то возникают серьёзные сомнения.
Нам понятно стремление протоиерея Александра Велисейчика и председателя епархиального Братства Ольги Тарасовой защитить своего правящего архиерея. Более того, мы слышали, что владыка Артемий, который является, как говорят, духовным чадом известного старца архимандрита Серафима (Тяпочкина), хороший администратор и достойный архиерей.
Однако его нынешняя общественная и политическая позиция вызывает обоснованные опасения. Поэтому нам показалась вполне обоснованной озабоченность, выраженная в обращении Андрея Лобановского.
Мы ведь читаем и слышим, что творится в Гродненской епархии при попустительстве, а может, и при поддержке правящего архиерея. Чего стоит вполне революционное выступление самого архиепископа Гродненского и Волковысского Артемия. Ну, положим, как говорят некоторые, владыка излишне эмоционально выступил против насилия представителей органов правопорядка.
Ну, а как понять исполнение священниками Гродненской епархии на ступенях главного городского храма – Свято-Покровского кафедрального собора националистического гимна «Могутны Боже». Разве священники не знают, что гимн положен на стихи Натальи Арсеньевой, написанные в 1943 году во время фашистской оккупации. А сама Арсеньева была супругой главного белорусского коллаборациониста Франца Кушеля. То есть эту песню распевали пособники фашистов. Разве это не оскорбляет память павших в боях за Родину?! Разве эти священники не понимают, что своей выходкой они дискредитируют Русскую Церковь в глазах общества? Эта песня после Великой Отечественной войны стала гимном белорусской эмиграции, выступавшей за создание самостоятельного государства Белоруссии и за создание Белорусской автокефальной церкви. Разве можно понять это иначе, чем пропаганда раскола и отделения от Русской Православной Церкви.
И никаких мер прещения в отношении этих священников архиепископ Артемий не предпринял! Ну, допустим, гродненские священники произвели это публичное исполнение националистического гимна по глупости и незнанию. За глупость этих священников, возможно, и не стоит наказывать сильно. Глупость всегда была извиняющим обстоятельством. Но почему епархия в лице правящего архиерея не осудила эту выходку, кощунственную в отношении воинов, павших за Родину?! Хотя бы мягко, но отмежевалась бы.
Ничего подобного мы не видим. А значит, возникает подозрение, что и сам владыка Артемий солидарен с общественной позицией своих священников.
Мягкотелость в таких вопросах не допустима. Вот смотрели сквозь пальцы на Украине на автокефалистские выходки митрополита Александра Драбинко и протоиерея Георгия Коваленко, и они, в конце концов, ушли в раскол. А сразу бы пресекли, приняли бы меры прещения, глядишь бы и одумались. Ну, если бы не одумались, то своим уходом не такой урон бы нанесли репутации Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.
«Русская народная линия», разумеется, не пытается диктовать что-то Священноначалию, требовать каких-то решений в отношении архиепископа Гродненского и Волковысского Артемия. Это не наше дело, всё должно решаться канонично, для того у нас и есть Священноначалие. Нас за это не спросят, слава Богу. Но и молчать мы не имеем права, когда видим, какой урон наносится нашей родной Церкви. Понимая, к чему это всё может привести.
Редакция Русская народная линия
1. Гродно