«В Республике Беларусь, которая входит с Российской Федерацией в Союзное государство, состоялся референдум по вопросу внесения изменений и дополнений в Конституцию страны. Уже сейчас, с большой долей вероятности, можно прогнозировать, что граждане в большинстве своем поддержали эти изменения. Событие стало жирной точкой в попытке государственного переворота, который пытались совершить так называемые оппозиционеры при системной и открытой поддержке ряда стран Запада. Следует сказать, что конституционные изменения в Белоруссии назрели давно. Еще в 2017 году Александр Лукашенко дал первые поручения по подготовке потенциальных изменений. Однако интенсификация процесса произошла только в марте 2021 года, после того как удалось стабилизировать ситуацию в стране после акций протестов 2020 года», - пишет в статье «Сообразно времени» директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии, доцент Финансового университета при правительстве РФ Денис Олегович Денисов. Статья опубликована на сайте газеты «Известия».
Эксперт напомнил, что 16 марта 2021-го был подписан указ об образовании конституционной комиссии, куда вошли представители государственных органов, юристы, общественные деятели, экономисты и так далее.
«В итоге за год работы комиссии появились предложения относительно реформирования 83 статей Конституции, а также введения 11 новых статей, одной новой главы, обновления раздела о заключительных и переходных положениях. Также предлагается вообще исключить две статьи Конституции», - говорится в статье.
По словам политолога, среди основных целей, которые преследует реформа, можно выделить следующие:
а) трансформация Основного закона страны, исходя из вызовов и угроз современного мира (пандемия, гибридные виды внешней агрессии, угрозы традиционной семье, правоотношения в цифровой сфере);
б) обеспечение стабильного развития, преемственности власти и курса на современном переходном историческом этапе белорусской государственности;
в) переформатирование политической системы Республики Беларусь, обеспечение социального характера государства, расширение полномочий парламента, правительства, органов местного самоуправления;
г) укрепление обороноспособности республики на основе исторической памяти и традиционных ценностей белорусского народа.
Основные изменения Конституции, как отметил Д.О.Денисов, должны быть реализованы в следующих плоскостях:
1) ценности. Понятие суверенитета вводится в преамбулу Конституции. Государство обеспечивает сохранение исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Проявление патриотизма, сохранение исторической памяти о героическом прошлом белорусского народа являются долгом каждого. Брак как союз женщины и мужчины, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Государство оказывает поддержку семьям с детьми;
2) социально-правовые аспекты. Гражданам гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение за счет государственных средств. Граждане обязаны принимать меры по сохранению и укреплению собственного здоровья;
3) выборы и партийное строительство. Граждане имеют право на создание политических партий и участие в их деятельности. Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит политическим партиям, трудовым коллективам и гражданам. Запрещается финансирование расходов на подготовку и проведение выборов иностранными государствами и организациями, иностранными гражданами. Выборы депутатов всех уровней проводятся в единый день голосования;
4) институт президентской власти. Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 40 лет, обладающий избирательным правом, постоянно проживающий в республике не менее 20 лет непосредственно перед выборами, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа иностранного государства, дающего право на льготы и иные преимущества. Исключается норма об издании Декретов президента республики. При этом глава государства издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории страны, а также сохраняет право отмены актов правительства. Генеральный прокурор, председатель комитета государственного контроля назначаются президентом с предварительного согласия Совета Республики, премьер-министр — с предварительного согласия палаты представителей;
5) всебелорусское народное собрание. Это высший представительный орган народовластия республики, определяющий стратегические направления развития общества и государства. Делегатами ВНС по умолчанию являются действующий президент и президент, прекративший исполнение своих полномочий, а также представители исполнительной, законодательной, судебной власти, депутаты местных советов и выдвиженцы от структур гражданского общества. Народное собрание утверждает основные направления внутренней и внешней политики, военную доктрину Республики Беларусь.
«События 2020 года значительно повлияли на страну в целом и закономерно сузили диапазон либеральных изменений Конституции, особенно в политической плоскости. Необоснованно было полагать, как делали некоторые эксперты, что новый Основной закон страны резко перераспределит полномочия между президентом и другими органами власти в сторону ослабления вертикали, которая выстраивалась годами. Вместе с тем существуют объективные изменения по перетеканию президентских полномочий другим органам власти и в первую очередь Всебелорусскому народному собранию», - говорится в статье.
«Изменения Конституции Белоруссии совершенно адекватны той ситуации, которая развивается в мире, регионе и в самой республике. Самое главное, чтобы теперь они работали на благо народа, страны и Союзного государства с Россией», - заключил Денис Денисов.