14 августа архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий выступил с Обращением к клиру и пастве Гродненской епархии. Документ опубликован на сайте епархии.
В обращении, в частности, говорится: «Мы с вами переживаем тяжёлый период нашей истории, уже омрачившийся пролитой в результате насилия кровью. Чего, казалось бы, мы, в нашей мирной и спокойной Беларуси, не готовы были ожидать ни при каких условиях. И, тем не менее, – это случилось. И случилось, очевидно, потому, что нельзя играть с Правдой, коверкая и кромсая её в угоду политической целесообразности. Ибо Правда – это тот ценностный феномен и смысловая категория, за которой стоит – БОГ! И если Правда берётся в кавычки и лёгким движением руки превращается в ложь, то попирается Тот, Кто – Отец Правды! И на арену выходит другой отец. Отец лжи. Которого, как мы знаем из Слова Божия, зовут – Дьявол! И ещё мы о нём знаем, что "он был человекоубийцей от начала" (Ин. 8, 44)». Владыка не упоминает лиц, которые, по его словам, «превращают Правду в ложь», но из контекста понятно, что речь идёт о государственной власти республики.
По словам гродненского архиерея, «кровь жертв и тяжкие страдания людей в эти дни – на совести тех, кто сознательно сам убивал, либо принуждал других убивать Правду! О том, что так НЕЛЬЗЯ поступать тем, кто считает себя православным христианином, предупреждали наши священники, взывавшие к их совести и напоминавшие Заповеди Божии! Но, к сожалению, их слушали в последнюю очередь». «И пусть будут справедливо, честно и открыто расследованы все факты обмана, насилия и жестокости, чтобы совершилось Правосудие и восторжествовала Правда!» – не без пафоса восклицает православный иерарх.
На этом архиепископ Артемий не остановился. Вчера на воскресной Литургии владыка произнёс проповедь «о насилии в Беларуси». По его мнению, «политики всех стран всегда будут стараться подмять под себя Церковь, чтобы Церковь отвечала на запросы власть имущих, во все времена и во всех странах. А Церковь должна быть светильником, независимым голосом христианской души».
«Мы не говорим, какая там политика, какой политик, какая власть, – уверяет иерарх. – Мы говорим, что совершается беззаконие. Наши люди превратились в зверей и терзают своих же братьев. К нам, священникам, приходят и рассказывают со слезами на глазах, "что с моей дочкой делают". К нам приходят, рассказывают пожилые люди – на лавочке сидели, а их избили, унизили. Они жизнь отдавали за наше Отечество! И множество таких примеров… Поэтому в этом послании мы говорим: "Остановитесь! Вы поступаете не по Евангелию! Вы подняли руку на Христа и вам не будет прощения! И дело ваше никогда не устоит!"»
Обращение архиепископа, как видно из контекста, обращено только к действующей власти Белоруссии.
Увлёкшись, владыка даже сравнил себя со священномучеником митрополитом Филиппом: «Сколько у нас примеров в истории? Иван Грозный залил кровью свой народ (архиепископ бездумно повторяет сочинённый западными фальсификаторами тезис. – Ред.). Что митрополит Филипп сказал ему в глаза? "Ты кровопийца!" Митрополит Филипп снискал симпатию царя, он его с Соловков забрал и повысил, сделал митрополитом Московским. Это мирового значения была кафедра, а он пошел и сказал: "Ты палач!", потому что он – христианин и он – священник, и такова его позиция».
Архиерей, как заправский революционер, ставит в пример старшему поколению молодёжь, которая, мол, не хочет мириться с неправдой. Больше того, призывает старшее поколение стать перед молодёжью на колени: «Несмотря на это, Церковь возрождается: и вот сейчас новое поколение пришло, и оно показывает, что оно жизнеспособно. Мне стыдно перед ними. Поэтому нельзя молчать и нужно говорить. Учиться у них, у молодежи. А тот, кто из старшего поколения, которое бурчит, учителя ("мы тут политику увидели") вам на коленях надо стоять за всю фальсификацию, всю ложь, которую давали нашим детям. За БРСМ (Белорусский республиканский союз молодёжи, созданный Лукашенко. – РНЛ), за комсомол, за всё, что было атеистическое. Вот результат вашего воспитания. Теперь ваши воспитанники с цепи сорвались. Они жаждут крови, они невменяемы. И, конечно, низкий поклон всем вам, что вы стояли твёрдо, показали точную христианскую позицию. Никакого насилия, никакого беспокойства… Стоим, крестимся: мы свидетельствуем о правде Божией. И за это готовы отдать свою жизнь».
Не совсем понятно, за что же православный архиерей готов отдать свою жизнь? За победу революции? За свержение законно избранной власти? За разворот в сторону Запада? За русофобию?
В это же время на сайте Гродненской епархии размещено интервью клириков епархии, записанное антицерковным порталом «Правмир» и опубликованное под говорящим заголовком «Это не Майдан, люди надеются на мирные перемены». Разумеется, «Правмир» записал интервью только с теми священниками, которые выступают в поддержку протеста, против власти. Что в обще-то неудивительно.
В сообщении рассказывается о том, что «священники Гродненской епархии на ступенях главного городского храма – Свято-Покровского кафедрального собора – исполнили молитвенный гимн "Могутны Боже"». «Правмир» не утомляет читателя объяснением, что это за гимн такой, который исполняют православные священники. А напрасно, поскольку это очень важно. Это стихотворение написано Натальей Арсеньевой в 1943 году, во время фашистской оккупации. Арсеньева супруга главного белорусского коллаборациониста Франца Кушеля. В 1947 году композитор Николай Равенский написал музыку, и песня стала гимном белорусской эмиграции, выступавшей за создание самостоятельного государства Белоруссии, за создание Белорусской автокефальной церкви. Таким образом, православные священники исполнили на ступенях православного храма раскольнический гимн.
Инициатор песнопения клирик Свято-Владимирской церкви протоиерей Андрей Яворец рассказал, что побудило его на этот провокационный перформанс. Так, мол, они хотели «обозначить волю к миру и прекращению насилия». И вообще исполнением раскольнического гимна они хотели, «чтобы Бог в этот сложный момент был с белорусами и Беларусью» (?!). Лукаво искажая смыслы, священник говорит, что своим пением они хотели показать, что у них отношение к происходящему «евангельское, молитвенное, оно исполненное упованием на Бога, но оно и обращено к людям, к тому, чтобы благоденствие, мир и добрые отношения между людьми были восстановлены». И для этого надо исполнить гимн белорусских коллаборационистов!
Священник с умилением рассказывает, как «в районе автовокзала вдоль тротуаров выстроились девушки, преимущественно молодые, но были и женщины средних лет и даже пожилые дамы, в белых одеждах, с цветами. Проезжающие мимо машины им сигналили, и это продолжалось с трех часов дня до девяти вечера». Не понятно, чего больше в словах священника, лукавства или безграмотности. Неужели ничего в самом деле не слышал о технологиях «цветных революций», где девушки с цветами играют важнейшую роль.
Записал «Правмир» и настоятеля Свято-Покровского кафедрального собора, где был организован этот «православный перфоманс», протоиерея Георгия Роя, который давно известен своими неообновленческими и проавтокефальными заявлениями. Протоиерей Георгий оправдал свою репутацию, в духе пропагандистов майдана сравнив режим Лукашенко с фашистским: «Все до глубины души шокированы тем, что происходило последние несколько дней. Такого Беларусь не видела со времен войны. Фактически на четыре дня белорусы оказались один на один с этим откровенным злом».
Читаешь протоиерея Роя и не можешь понять, кто говорит – православный священник или активист революционной улицы: «Некоторые СМИ говорят о том, что на улицы выходят проплаченные молодчики. Это не так. В городах, и даже в селах, в агрогородках выходят обычные люди. После того как все увидели эти жутчайшие зверства, которые совершали силовики, речь уже не идет о группах, о политических партиях. Речь идет о защите гуманности как таковой. Белорусский народ шокирован происшедшим. Я пережил одну из самых страшных ночей в моей жизни – ночь с понедельника на вторник, когда недалеко от нашего собора силовики разгоняли людей – обычных горожан. По городу ездили военные броневики, автозаки, автобусы без номеров. Люди разбегались. Кого-то хватали. Это оставило страшное и неизгладимое впечатление».
Неудивительно, что с такими революционными речами священники выступили именно на братском для них «Правмире». Это издание «прославилось» своим участием в попытке устроить в России майдан перед президентскими выборами 4 марта 2012 года, на которых уверенную победу одержал Владимир Путин. Позже Святейший Патриарх Кирилл назвал этих священнослужителей «предателями в рясах». «Правмир» и стал рупором «предателей в рясах». Самый оголтелый из них, священник Дмитрий Свердлов, 14 января 2013 года был запрещён в священнослужении на 5 лет и почислен за штат. 14 января 2019 года прещения были продлены ещё на три года. «Моя карьера в РПЦ закончилась», – так бунтующий священник прокомментировал своё изгнание из Церкви.
Создаётся впечатление, что Гродненская епархия превращается в центр религиозной поддержки майдана. Причем, такие настроения в епархии взращивались давно. Про архиепископа Гродненского и Волковысского Артемия и его филокатолическую и автокефалистскую позицию писал еще два года назад белорусский публицист Пантелеимон Филиппович. Он напомнил, что владыка Артемий (Кищенко) сам пожелал получить образование в ультраэкуменической «Христианской теологической академии Варшавы», а Гродненская епархия при нём превратилась в главное пристанище автокефалистов. «В последние годы его ближайшим окружением развернуто настоящее гонение на настоящее православное священство Гродненщины, заброшенное в глухие деревни либо вообще вышвырнутое в другие епархии. Очевидно, в мечтах (и планах) пятой прозападной либерально-националистической колонны в церковной и государственной властях увидеть архиепископа Артемия или ему подобного на митрополичьем столе в Минске», – отмечал православный публицист.
С полным правом владыку можно считать одним из вождей белорусских автокефалистов.
Глава отдела по связям с Русской Православной Церковью и православным сообществом за рубежом Института Стран СНГ, публицист Кирилл Фролов пишет: «Теперь архиепископ Артемий сделал свой "каминг аут" и выпустил иезуитское, "оруэлловское" послание, в котором чёрное называет белым, кощунственно называет майдан и "польское восстание" – "правдой и любовью". Это чистой воды повторение манифеста Говоруна, Драбинко и Дудченко "Богословие майдана", написанного зимой 2013-2014 года». Фролов напомнил, что «бывший митрополит Драбинко перед самым созданием ПЦУ и уходом туда осенью 2018 года посетил Гродненскую епархию, где официально встретился с помощником архиепископа Артемия о. Николаем Гайдуком. Вероятно, он встречался и с архиепископом Артемием на предмет перехода в будущую "Православную церковь Беларуси" Константинопольского Патриархата. Видимо, всё было договорено уже тогда».
Стоит напомнить, что, как ранее писала РНЛ, нынешними беспорядками уже решили воспользоваться украинские раскольники. В частности, главарь т.н. ПЦУ Сергей Думенко заявил, что Белорусский экзархат Русской Православной Церкви имеет право на томос. А ещё один видный раскольник из ПЦУ Георгий Коваленко, который когда-то был пресс-секретарём предстоятеля Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, вообще считает, что «Православная Церковь Беларуси – уже реальность, хоть еще и неосознанная и неорганизованная».
Подталкивают своих белорусских братьев по разуму к активным действиям впавшие в грех раскола украинские священнослужители. Похоже, архиепископа Гродненского и Волковысского Артемия готовят на роль главаря «независимой белорусской православной церкви».
А платформу для ухода в белорусский автокефальный раскол уже подготовил Константинопольский патриарх Варфоломей, который отменил решение своего предшественника, патриарха Дионисия IV, от 1686 года о переходе Киевской митрополии под юрисдикцию Московского Патриархата. Уже тогда некоторые аналитики предположили, что главарь Фанара, не ограничившись Украиной, рано или поздно предъявит претензии и на Белоруссию. Своим решением он создал канонические основания для этого, поскольку Белоруссия в XVII веке была канонической территорией Киевской митрополии.
Теперь уже не приходится сомневаться, если свержение Лукашенко всё-таки, не дай Бог, произойдёт и к власти придёт Тихановская или кто-то другой из прозападных политиков, то на повестку дня встанет вопрос создания «независимой белорусской православной церкви» по типу т.н. ПЦУ. И архиепископ Артемий, обрушившийся с критикой на Лукашенко, – самый подходящий кандидат на пост главаря этой раскольнической структуры…
Синод Белорусской Православной Церкви, на днях выступивший с довольно взвешенным Обращением к народу Республики Беларусь о прекращении народного противостояния, никак не отреагировал на революционные выходки архиепископа Гродненского и Волковысского Артемия и его священников. По крайней мере, об этом ничего не было сказано публично. И это весьма печально и тревожно. Как бы потом не пришлось бороться, как на Украине, с автокефалистами, но уже пользующимися поддержкой власти. А авторитет митрополита Павла в Белоруссии не сравнится с авторитетом митрополита Онуфрия. И нет никакой уверенности, что ему удастся удержать ситуацию под контролем…
Редакция «Русской народной линии»
14. Ответ на 15, Аноним:
13. РАЗЪЯСНЕНИЕ СИНОДАЛЬНОГО ОТДЕЛА БПЦ
12. Ответ на 10, NNNN:
11. Ответ на 10, NNNN:
10. Ответ на 7, NNNN:
9. Ответ на 7, NNNN:
8. О епископах
7. Павел
6. О Епископах и одного часа не могущих побдеть со Христом.
5. Если среди апостолов был Иуда.