Специальная военная операция на Украине и на рубежах новых регионов России продолжается уже четвёртый год. Российская армия столкнулась с ожесточенным сопротивлением со стороны врага, с актами беспрецедентной жестокости по отношению к военнопленным и к русскоговорящему мирному населению. У многих не укладывается в голове, каким образом украинцев, таких же русских людей, удалось так радикально переформатировать и сделать из Украины, русской Малороссии, настоящую анти-Россию.
Некоторые по инерции продолжают обвинять политику коренизации, которую проводила на Украине Советская власть, кто-то винит недостаточную пропаганду для украинцев со стороны России в постсоветский период. Но на наш взгляд, истинные причины такого ожесточения гораздо более глубокие.
Русские патриоты в России, на Украине и в Белоруссии любят говорить о триединстве Русского народа. Это положение, безусловно, верно. Но при этом надо учитывать, что триединство вовсе не означает состояние постоянного мира и согласия.
Специальная военная операция обнажила и воскресила давние исторические смыслы, более старые, чем Российская Империя, когда все три ветви русского народа были в подданстве у дома Романовых.
До этого же, был очень продолжительный этап «Русской реконкисты». Период XVI-XVII веков ознаменовался противостоянием Московской Руси с Великим княжеством Литовским и Речью Посполитой, под властью которых оказались западнорусские земли, подвергавшиеся ползучему окатоличиванию. Недаром, битвы под Оршей (1514) и под Конотопом (1659), в которых войска Государя Московского потерпели поражение, активно используются в пропаганде украинских и белорусских националистов. Именем гетмана Константина Острожского, противника русских войск в битве под Оршей, названа 30-я отдельная механизированная бригада ВСУ.
Наиболее драматичным этапом борьбы Московского Царства против Речи Посполитой стали, безусловно, события Смутного времени, когда польско-литовскими (во многом – западнорусскими) силами была занята Москва. 4 ноября, Праздник Казанской иконы Божией Матери празднуется в Российской Федерации как День народного единства, в память об окончательном освобождении Москвы от поляков и литовцев в 1612 году.
Элементы польско-литовской политической культуры не могли не сказаться на западнорусском менталитете. Дело в том, что Польско-литовское королевство не обладало жёсткой вертикалью власти, какая была у Московской Руси, а было, скорее, аристократической конфедерацией, где подчинение королю не было обязательным. Шляхта обладала, так называемым, правом рокоша, то есть легального мятежа против монарха, который понимался лишь как первый среди равных. На Московской Руси «воровство», выступление против Государя, считалось серьёзным государственным преступлением.
В результате Речь Посполитая при гораздо лучших, чем у Москвы, стартовых условиях (более мягкий климат, более плодородные земли, более тесные контакты с Западной Европой), не смогла стать славянской империей, а сама была в результате поглощена Российским государством.
Эти исторические детали необходимо учитывать и сейчас в деле новой «Русской реконкисты» и, вообще, в выстраивании отношений с Украиной и Белоруссией.
Дело в том, что современная Украина практически полностью воспроизводит идеологию Речи Посполитой. Точно так же позиционирует себя как фронтир западного мира в деле сопротивления Москве. Украинский диктатор Владимир Зеленский не раз подчеркивал, что сопротивление Украины Москве – это «защита Европы от русской угрозы».
Точно так же становится понятнее произошедшая 21 июня 2025 года встреча Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко со специальным представителем Президента США Дональда Трампа Китом Келлогом, после которой был отпущен из заключения белорусский оппозиционер Сергей Тихановский, до этого осуждённый на 18 лет.
Политолог Борис Первушин в своем Телеграм-канале поясняет, что Келлог посулил Лукашенко смягчение санкций в обмен на непредоставление для России белорусской территории для нужд Специальной военной операции. Поведение белорусского лидера очень даже укладывается в парадигму поведения польско-литовской шляхты, когда частные и часто чисто тактические интересы оказываются выше имперских и цивилизационных. И это всё несмотря на то, что сам Лукашенко чуть было не был свергнут прозападными силами в 2020-м году.
Таким образом, триединство Русского народа должно основываться исходя из всех исторических сложностей. И путь к обретению подлинного единства нам ещё только предстоит. Ведь нужно помнить, что было время, когда Москва воевала с Тверью, а ныне – это слитное и нераздельное пространство Великороссии.
Впереди долгая и кропотливая работа с принятым в Россию населением, чей менталитет может создавать трудности, как раз, в силу своего выпадания из общероссийского. Украинский политолог Ростислав Ищенко предостерегает и предупреждает, говоря о трудностях интеграции людей в российское политическое пространство: «Главная проблема заключается в том, что будучи русскими людьми по воспитанию и образованию, они в момент исторического выбора каждый раз выбирают свою региональную идентичность. Заявления Кадырова, призывающего мусульман умирать за православную Россию, для них даже не бред, а белый шум. Они вроде бы слышат слова, но не понимают их содержания. Именно это объединяет их в украинстве. Они не бандеровцы, они хуже бандеровцев. Бандеровец открыт в своей ненависти к России. Он сразу виден, с ним легко бороться. А эти искренне уверены, что они свои, что они «русее русских», что они «русские со знаком качества». На деле же они являются питательной средой вечного недовольства центром, формирующего базу для очередной гражданской войны».
Ощепков Алексей Николаевич, философ, публицист, г. Пермь