Коронавирус проявил много проблем в нашем обществе. Проблемы эти необходимо решать. Об этом я вёл речь в статье «Коронавирусный раскол». Нужна новая симфония во взаимоотношениях Церкви и Государства. Вопрос этот не просто назревший и своевременный, а опасаюсь, как бы не стал он «просроченным продуктом».
Наша многострадальная страна, народ наш прошли через множество испытаний. Чего стоят и выпавшие на нас девяностые годы двадцатого столетия. Но во время суровых для народа испытаний, невыплат заработанных денег, строились и открывались храмы. Нет, я не собираюсь поднимать вопросы, на какие средства они строились. Возвращение к собственным истокам – явление положительное. Но условия не могли не наложить своих отпечатков. Появилась потребность в священниках. Обучать такое количество священников было негде, да и особо некому. Порой в священники рукополагались верующие прихожане без необходимого образования. Вопрос решался.
Сейчас в Церкви проводится попытка устранения «негативных последствий» девяностых. Каждый священник должен иметь духовное образование. Но к этому правильному шагу я позволю себе поставить интересный вопрос: а какое образование было у Сергия Радонежского? У Серафима Саровского? И сразу отвечу на свой вопрос, дабы не дожидаться ответа. У них было самое верное образование. В них – образ Божий. И более высшего духовного образования быть не может. Так что в первую очередь нужно человеку для того, чтобы стать священником? Духовное образование, или что-то другое? Когда я в необходимой для меня встрече со священником, имени которого упоминать не стану, в качестве первого выражения из его уст услышал слова «У меня очень высокое образование», я с сочувствием отнесся к нему, ибо уж как-то тяжело было ему нести груз своего образования. Так вот, на мой взгляд, в первую очередь нужно призвание. Призвание от Бога. Его необходимо почувствовать сердцем. И это – не просто красивые слова.
На этот раз я хочу рассказать о священнике, которого хорошо знаю. С отцом Николаем Староватых, настоятелем храма Иоанна Богослова, что находится в селе Карамышево Липецкой области, я знаком на протяжение десяти лет. Написал о нём несколько статей в журнал «Русский Дом». Помогал его храму, работая на православных выставках-ярмарках. Было время, когда он видел во мне своего помощника – второго священника, но, у Бога свои планы на каждого из нас. Пример отца Николая показывает, что никогда не поздно придти к Богу. Он воцерковился только после выхода на пенсию, а священником стал в возрасте шестидесяти шести лет. Призвание своё ощутил он сердцем в Одессе. Именно там, подвизаясь послушником в Свято-Пантелеимоновском мужском монастыре, он впервые принимал участие в совершении молебного чина о помощи беременным женщинам в благополучном разрешении родов. Прошло немного времени и он, став священником, начал совершать молебны не только о беременных, но и о даровании детей бездетным семьям. Вот уж воистину самое важное дело для России делает батюшка! Множество людей, десятки тысяч обращались к нему за молитвенной помощью. И не только из России, но и из ближнего и из дальнего зарубежья. И давал Господь детей бездетным супругам по его молитвам. Скольким людям он молитвенно помог! Об этом я рассказывал читателям на страницах журнала «Русский дом». Случаи были действительно уникальные и невозможно было не заметить, что по молитвам отца Николая была реальная помощь Божья. Да и сам я ощущал, как силы Небесные молятся в храме.
Отец Николай делает первостепенное дело для Государства: по его молитвам рождаются дети. И не просто дети, а дети эти, как правило, уже воцерковлённые. Помню слова одной прихожанки его храма: «Я троих родила. Старшие вон бегают, а младшего я с отцом Николаем рожала, так он сам в храм двери открывает». С отцом Николаем дети начинают воспитываться, как и надлежит таковому быть, ещё с утробы матери. Каждый раз после совершения треб, на телефон будущей матери приходят sms-сообщения, о которых о. Николай говорит: «Это сообщение вашему будущему ребёночку о том, что здесь его любят, ждут его появления». Итак не просто дети рождаются, а рождаются у тех родителей, кто их долго ждал, рождаются такие дети, от которых государство впредь не получит проблем. В противовес тем случаям, которые бесконечно вытаскивают в различных ток-шоу на телевидении.
Так почему в нашей стране священник, приносящий столько помощи государству, вынужден сам зарабатывать деньги для того, чтобы отремонтировать храм постройки девятнадцатого века, чтобы заплатить налоги, заплатить за потребляемый для отопления храма и дома причта газ. Почему природный газ он вынужден экономить и в результате промерзают зимой стены и требуется ещё больше средств. Почему природный газ храму поставляется по такой же цене, как промышленному предприятию? Да, в свои восемьдесят лет отец Николай несмотря на множество болезней работает, находится в строю. Он, в прошлом – военный человек, полковник запаса, по-прежнему служит России, и его служение ныне куда более важное.
В чём главная задача священника? В молитвенной помощи людям. Священник не должен думать о деньгах. Знаем же мы, что Нельзя поклоняться Богу и мамоне (Мф. 6: 24). В настоящее время жизненные ситуации требуют от настоятеля думать и о том, как заработать деньги. Нет, не на собственную жизнь, а на содержание храма. Из чего платить зарплату людям? И в этом в свои восемьдесят лет отец Николай порой начинает делать ошибки. Порой просто люди обманывали. Взяли товар, поехали работать на выставку, а после выставки просто не вернулись – продали квартиру и с церковными деньгами исчезли в неизвестном направлении. «Бес попутал». Жалко этих людей. Совсем недавний пример. Предприниматель из Улан-Удэ вызвался помочь батюшке в продаже великолепного мёда с его пасеки. Отец Николай поверил ему и, не составив официального договора, отправил партию мёда. То ли продать оказалось сложно, то ли другое что помешало, опять с ним полностью не расплатились. Отец Николай верит людям, иначе священнику нельзя. Люди же пользуются доверчивостью священника.
Но трудно думать и о молитве и о зарабатывании денег одновременно. Работать у о. Николая непросто, многие работники не выдерживают, я же говорил: «Батюшка создаёт идеальные условия для спасения души». Но и для меня и для самого отца Николая такие условия порой очень тяжело сказываются на здоровье. Церковь, работающая на благо Государства, не может не нуждаться в поддержке этого государства. Иначе ни Государству, ни Церкви не выжить.
Почему рождались на Руси такие великие святые, как Сергий Радонежский, Серафим Саровский? Правильно, милостью Божьей приходили они в этот мир. А почему была такая милость Божья к России? Да потому, что люди в России ждали таких людей. Вера была в сердцах русских людей. Но пришли времена, когда вера в сердцах остыла. Это привело к краху России в 1917-ом году. А чего ныне просят наши сердца? Почему ныне не рождаются по милости Божьей святые люди? Да потому что святого человека мы сразу на крест определить готовы. Нет, не правды Божьей просят наши сердца, а земного благополучия. И Бог даёт России это земное благополучие в виде множества полезных ископаемых. А почему же не можем мы этими дарами воспользоваться? Да потому, что забыли, что Вначале было слово (Ин. 1: 1). Посчитали, что можно жить за счёт недр земли-матушки, при этом забыли Бога-Батюшку. Слово обесценилось. Писатели пишут лишь бы быть услышанными. Священники, настоящие священники служат подвижнически, часто не получая денежного вознаграждения, ибо с нищего невозможно взять плату. На подвижничестве и стоит Россия. А при этом нельзя забывать, что труждающийся достоин пропитания (Мф. 10: 10).
Итак, чего мы ждём? Земного благополучия? Тогда ждать остаётся немного. Придёт тот, кого ждём, кого ждут и иудеи, кто даст всем это благополучие. А прежде настанут те времена, когда, по слову Серафима Саровского, на всей Земле останутся три священника и один архиерей. Нельзя допустить, чтобы в Церкви не Бог, а рубль стал главою угла. В такой ситуации погибнут и священники, а в большей мере загниёт Церковь. Церковь должна иметь в себе силы, чтобы до каждого члена своего донести информацию о том, что деньги даются на благие дела, иначе они погубят человека. И не надо много денег для личной жизни, ибо в могилу их с собой не возьмёшь. Церковь должна стать цементирующей основой государства.
Да, наше государство многоконфессиональное, при этом и межрелигиозные отношения должны вестись на высоком уровне. Вопросов много и они требуют решения. Должна быть новая симфония, а не простой диктат, который был выявлен во время коронавируса, когда явно увидели мы, что вместо веры – только меры,// меры безопасности.
Я не пытаюсь разбираться в вопросе, откуда деньги у Церкви. Но при этом, мельком обратив взор на взбунтовавшегося во время коронавируса Сергия (Романова), скажу, что при различном к нему отношении, сумасшедшим его никто не назвал, диагноза такого медики ему не поставили. И, следовательно, обращаясь к президенту В.В. Путину со словами, что «в трёхдневный срок наведёт порядок в стране», при всей, на мой взгляд, нелепости данного высказывания, он, умея привлекать деньги в Церковь, имеет и информацию и некий план действий по этому поводу.
Единственное, что я понимаю – Церковь и Государство должны быть вместе, как душа и тело человека. Иначе – смерть. Вопрос о новой симфонии не просто назрел. Вспоминаются производственные отношения. Если подчинённый спрашивает, когда выполнить полученное срочное задание начальника, в ответ он слышит – «вчера». Да, сделать нам это необходимо Вчера для того, чтобы наступило Завтра. Но при этом нельзя допускать никакой поспешности, горячности для того, чтобы Завтра ни на чём не обжечься.
Владимир Николаевич Соколов, поэт, публицист, Вятка
На фото: Крещение девочки, родившейся по молитвам о. Николая