Бывший схиигумен Сергий (Романов) – это человек, посчитавший себя если не святым, то уж точно способным изменить мир. Неслучайно его последовательница, дочь писателя Василия Шукшина, пишет: «Он один на весь мир!».
С биографией его всё понятно. Осуждён два раза, сколько было правонарушений или даже преступлений, никому неизвестно. Человек, служивший в правоохранительных органах в те годы, всегда ходил по острию ножа. Все время существовала опасность либо превысить полномочия, либо войти в контакт с преступным миром. Вот он и упал на одну из сторон. О. Сергий хорошо вспоминает патриарха Алексия II, но с тем большим обличением игумена звучат слова патриарха на Архиерейском Соборе 2004 года: «Считаю важным напомнить о недопустимости посвящения бывших заключенных в священный сан. Проявляя к ним милосердие, мы не должны нарушать каноны Церкви, согласно которым человек не может входить в клир, не имея доброго свидетельства от внешних (1 Тим. 3: 7). Это может быть совершено лишь в том случае, если полная невиновность человека доказана в судебном порядке».
Для очень и очень многих Церковь – лишь общественный институт и ничего более. А значит при необходимости её устои и правила можно гнуть туда-сюда, подталкивать в том или ином направлении или делать «как благословят». Кто-то рукополагает человека, который не должен быть рукоположен. Кто-то считает, что можно так или иначе нарушать каноны Церкви. Всегда же можно найти обоснование в истории для того или иного решения. Всегда была симония, всегда были епископы, которые вели себя по отношению к духовенству, как помещики к крепостным. Для кого-то авторитет – иерархи, для кого-то – старцы. И этот кто-то ставит этот авторитет выше канонов Церкви.
И никто не думает, что глава Церкви – Господь Иисус Христос. Хотя многими это утверждается, но лишь формально, на словах, а реально они в это не верят. Иначе бы не вели себя так, не нарушали каноны и другие постановления. Но Он – реальный Глава и в понимании организации, и в понимании Организма (см.: послание апостола Павла к Ефесянам). Организм находится в полном гармоническом подчинении Главе (Святая и Непорочная Церковь), организация не обладает этим совершенством и охватывает гораздо большее число членов: в неё входят все крещёные, даже отпавшие по грехам от Церкви. Обо всём этом учил мученик Михаил Новосёлов, подтвердивший своё учение мученической кончиной. Поэтому нелепо утверждение, что Церковь испортилась, отошла от Христа и потеряла Христа и Святого Духа. Сейчас довольно часто проповедники, подобные о. Сергию, этим заканчивают. Если даже отдельные члены впали в ересь или иные грехи, как это уже бывало и даже если этих людей очень и очень много, и даже, если они занимают самые высокие посты, то Церковь всё равно жива. Последнее время Церковь стала удобной целью для «протестантов», она от них практически не защищена. Внешние люди и начальствующие с радостью смотрят на нестроения в Церкви и всегда готовы подхватить любой протест. Грешники же утешаются, потому что им кажется, что не так уж они и грешны. И нарушитель канонов обвиняет других в этих нарушениях.
В Церкви ценнее всего святость, несколько святых могут составлять Церковь и быть солью земли. А вот даже тысячи «протестантов», кричащих на улице, но принадлежащих ей более по Крещению, чем по жизни, гораздо меньше значат в Церкви, чем несколько живых частиц Тела – святых. Казалось бы, войди в Церковь, которая свята и непорочна, не отпадай от неё и достаточно для тебя, больше ты вряд ли для неё что-то сделаешь. Но, какие для этого нужно понести труды! Проще выходить на улицы и негодовать, как к этому призывают некоторые монахи и мирские люди. Безусловно, надо указывать на ошибки, недостатки, но в любой шероховатости искать ересь – тактика «протестанта». Смог же о. Сергий обличать высокое начальство, почему он не смог настойчиво и осмысленно на канонических основаниях обращаться к нему, указывая на нарушения? Но это нудная и неблагодарная работа, ежедневная борьба – это строить церковный дом по камешку. И опасная. Это путь святости.
Церковь наиболее решительно всегда выступала по поводу еретических учений. Раньше много лет Церковь вела борьбу со лжеучениями, распространяемыми в одном из учебных заведений. На моих глазах непримиримая борьба велась в течение лет 20-ти, в итоге богословские мнения человека, пугавшего священство и монашество наличием среди его учеников членов Синода, что, по его мнению, должно было составлять его непогрешимый авторитет, были признаны несоответствующими православному учению. Но какая кропотливая и тяжелая работа потребовалась от учёных мужей, чтобы добиться результата. И результат был достигнут. Недавно, я с удивлением прочитал заключение богословской комиссии по поводу учения одного московского священника, из которых видно, что он фактически проповедовал несторианство. Это-то как раз и является основанием для решительных действий. Это не вопросы, касающиеся изменения обрядов или отношения к новым техническим изобретениям, или к уродливым формам экуменизма, не имеющим под собой догматической основы, а по сути, являющимся отпадением от Церкви, отступничеством. Для «протестантов» вполне очевидно последние вопросы более привлекательны, так как есть возможность обличать епископат, синодальные учреждения и др. Одним словом обличать власть духовную. Возиться с человеком, сомневающимся в Приснодевстве Девы Марии или отвергающим учение Церкви о последствиях грехопадения нудно и непрестижно, – никто на эту борьбу не обратит внимания, потому что как общество, так и Церковь захватили кампании, которые движутся волнами, раздувая интерес к тем или иным проблемам и погашая его в отношении других – маловажных.
Да, мы погрузились в общество, идеологией которого хотят сделать анархию. После всемирной анархии легче привести к власти того, о ком предсказано ещё в Откровении. Но эти волны бывают и положительными. Как, например, почитание Царской Семьи, которое привело к, казалось бы, невероятной, но на деле установленной именно Божиим Промыслом канонизации. И бывают отрицательными или просто шумовыми волнами. На одной из таких волн катается и о. Сергий. Сначала его подняла канонизация Царской Семьи, потом возникло желание пересесть на более сильную, удобную и направляемую – протестную. Главное, не нужно прикладывать сил: вскочил – и понесло. А то, что рядом проповедуют несторианство, искажают церковное учение о Евхаристии, модернизируют богослужение, ни во что ставя вековые обычаи и традиции – это получается совсем и неважно. Для нас же важно направление и происхождение волны, и, в конце концов, безразлично, люди в каких одеждах её запустили, важен знак заряда: положительный (от Бога) или отрицательный (от сопротивника и попущенный Богом). Когда призывают бунтовать против власти, стоящей по воле Божией и ещё выполняющей свое предназначение, то это явно не от Бога, какими бы благими целями не прикрывались: установление монархии, создание православного теократического государства и т.д. Для нас важен знак, а не внешнее оформление волны. Очевидно, о. Сергия волнует оформление волны. Если кто-то живёт в тесном и плохом помещении, то перед тем как сломать его, должен ясно представлять себе возможность построить гораздо лучшее.
«Протестанты» западного разлива не задумываются о том, чтобы построить. Для этих людей главное сломать, а строить будет кто-то иной. Для «протестантов» православного направления главное сломать «небожеское», а потом Сам Бог и воссоздаст то, что нужно.
Если будет воля Божия, то падёт, и, казалось бы, незыблемое. Как пали Российская империя или советское государство, которое тоже представлялось современникам вечным. И самая ужасная власть может эволюционировать до самой безобидной. Пример, советская власть, которая из воинственно-безбожной эволюционировала до фактически религиозно-безразличной. Если бы не по воле Божией, понять которую до конца не может никто из смертных, удалось революционно сломать эту власть, то мы получили бы государство с «протестантом» Троцким во главе.
То же можно сказать и о церковной власти. Ожидание безгрешного епископа является не только утопической мечтой, но и антицерковным учением. Каким бы ни был епископ, он как человек может впасть в любые грехи. Поглядите в историю, какие ужасные примеры найдём мы в эпоху Вселенских соборов, вспомните ересь жидовствующих. Патриарх Феофил, оставивший после себя дурную память, в то же время был автором 14 канонических правил, принятых всей Православной Церковью. Святость и сан не только не всегда можно отождествлять, но иногда даже и ставить рядом. Часто представители епископата – это больные или даже отмершие клетки. Видя небывалое отступление в период обновленчества, мученик Михаил и сформулировал учение о Церкви-Организме и церковной организации.
В Церкви действует Святой Дух, восполняющий все недостатки священнослужителей, какими бы они ни были. Церковь всегда имеет этот благодатный Источник. И в это не верят люди, считающие возможным отсоединиться от Церкви, ссылаясь на лживое толкование 15 правила Двукратного Собора, приняв которое, Церковь разработала эффективный способ очищения от еретиков. Именно об этом правиле заговорит бывший схиигумен Сергий, оказавшись в безвыходной ситуации. Но оно предполагает церковный суд над обвиняемым и не предполагает голословного осуждения.
Лишённый сана о. Сергий будет вынужден отсоединиться, ссылаясь на это правило (вернее, на его вольное толкование иными псевдоревнителями) от «еретиков», то есть ото всей Русской Православной Церкви. Нетрудно себе представить, что ему предложит свои услуги патриарх Варфоломей, ПЦУ и др. У него будет широкий, выбор, вернее, глубокая пропасть для падения. Конечно, возможно, он не поддастся на эти приманки, и как человек простой уйдёт в какую-нибудь самую истинную из ИПЦ. Как призывает его и других ему подобных очень образованный и умный, совершенно отпавший от Церкви Василий Лурье: «Итак, "молодое" еретическое сообщество (вероятно имеется, в виду РПЦ МП – Авт.) может содержать в себе членов Церкви, и иногда даже в епископском сане (странно, но члены Церкви в епископском сане могут крестить и рукополагать новых членов Церкви). Их имена известны Богу и могут становиться известны людям (надо действовать). Но это не должно влиять на отношение православных христиан к еретическому сообществу как целому. Как целое оно не является ни Церковью, ни частью Церкви, и пребывание в нем – если оно не ведёт к выходу из него в Истинную Церковь – душегибельно». То есть какой-то хороший епископ, приемлющий все взгляды «протестантов», – истинный епископ, хотя и состоит в еретическом обществе, если, конечно, он ведёт определенную работу по выходу своему и своего окружению в какую-то «истинную церковь».
Самое интересное, что 15 правило говорит совсем о другом. Почитаем не столь «умного», как Лурье, человека, – Зонару: «Ибо, если какой митрополит, или епископ, или пресвитер дерзнёт отступить от общения со своим патриархом и перестанет возносить его имя, прежде чем предъявить что-либо против него собору и прежде судебного о том исследования, а, может быть, и осуждения патриарха, таковый, как учинивший раскол, должен быть совершенно чужд всякого священства». А то, на что ссылаются Лурье и др., – это лишь оговорка этого правила, что если патриарх открыто проповедует осужденную известную ересь, то можно от него отделиться до Суда. Но подразумевается, что Суд-то будет или его будут добиваться, а не скажут нам, тут не нравится (да и споры здесь чреваты последствиями), лучше организуем что-то новое и хорошее, где нам никто не будет мешать, тихо займёмся своими делами: кто научной деятельностью, кто финансовой... Только тихо у них не получится, даже в минимальном подобном сообществе тут же начинаются споры и раздоры.
Кто-то уверяет, что у о. Сергия есть путь: создание аналога афонского Эсфигмена. Но, у нас не Греция и всё в административном порядке гораздо жестче: и в государственном разрезе, и в церковном. Но, дело даже не в этом. Монастырь Эсфигмен перестал поминать патриарха Афинагора после его сомнительных с точки зрения афонцев действий. Перестал поминать не только Эсфигмен, но и другие монастыри. Потом все монастыри стали вновь поминать патриархов Димитрия, Варфоломея, которые ничем не лучше проявили себя. Видимо, сыграл роль болезненный греческий национализм, мечты о возвращении Константинополя. Духовным вождем этого движения является так называемый Вселенский патриарх. Но, Эсфигмен не стал образовывать какую-то свою новую церковную организацию, а примкнул к Церкви, которая не принимала самочинных реформ патриарха Мелетия Метаксакиса, фактически учинившего «литургический» раскол. Это церковная организация, имеющая свой епископат и весьма сложную историю, сама находится в состоянии внутреннего раскола, но мы не можем сказать, что верующие, не принявшие эту весьма странную, антицерковную реформу, сделанную не по воле Церкви, и решившие держаться традиций, как Русская и ряд других православных церквей, стали из-за этого чужды благодати. Так что глупость говорят те, кто считает, что игумен Сергий может устроить уральский Эсфигмен. Кстати, подобные попытки уже были в России и закончились они ничем.
Михаил Денисенко («патриарх» Филарет) известен тем, что старается поддерживать любой раскол в любой Поместной Церкви. В 1992 году он поддержал клириков, отделившихся от болгарского патриарха Максима, а в 1996 году участвовал в интронизации раскольничьего «патриарха Пимена». Поддержал он и раскольничью Черногорскую церковь.
На всеукраинской научно-практической конференции главных редакторов СМИ 29 апреля 1999 года он употребил выражение «две самодостаточные семьи Поместных Православных Церквей». В своём выступлении Филарет подвел идеологическую базу под возможность создания «интернационала раскольников», для которых неважно признание канонических Православных Поместных Церквей. Это как бы второй уровень мирового православия, состоящий из раскольников, отделившихся, правда, без ссылок на 15 правило, а по политическим мотивам.
Но, почему бы не создать третий и т.д. уровень православия отделившихся от патриархов по 15 правилу, и де-факто уже этакая тенденция есть. Оказавшиеся в сложной ситуации российские «ревнители» прибегают к помощи «хороших» епископов, находящихся в расколе. Таким образом, теоретически возможно образование Третьего интернационала – ИПЦ. Ведь есть структуры ИПЦ и в Греции, и в Болгарии, и в Сербии и, конечно, в России. Только все отделившиеся не могут не то что войти в евхаристическое общение, но даже ладить друг с другом. Сыплются бесконечные анафемы, РПЦЗ (В) быстро обросла множеством других букв и получается: поезжай в Софрино, покупай облачение, и ты епископ или даже патриарх. Вот, к такой ИПЦ и может вполне реально прибегнуть игумен Сергий. Благо где-то сокрыт и епископ Диомид (Дзюбан) и др. Несерьезным мне кажется предположение церковного публициста священника Александра Шумского о влиянии на схиигумена Сергия (Романова) Вадима Петровича Кузнецова и церковной организации, к которой он принадлежит. Масштаб не тот, и тактические схемы там используются другие.
После революции Церковь оказалась в ужасном состоянии: отречения епископов и священников, обновленческий раскол. Верующие были смущены, как такое могло случиться с иерархами. Тогда мученик Михаил и сформулировал учение об организации, в которой могут оказаться крещёные люди, фактически, по делам своим отпавшие от Церкви, созданной Господом нашим Иисусом Христом, которая свята и непорочна, но находясь в организации, не отторгнуты окончательно и в случае покаяния, могут в неё вернуться. Так и вышло со многими.
Кого-то смущает корысть некоторых священнослужителей, кого-то – недостойное поведение, политизированность, адогматизм и т.д. Но всё это не даёт отпускного билета на переход в ИПЦ или какую-то другую структуру, а тем более разрешения на организацию очередной самой истинной «церкви». Святые, будучи гонимы за веру, за неприятие отступничества и вмешательства мирских властей, не помышляли покинуть Церковь. Другой путь предлагает Лурье: «и пребывание в нём (в Поместной Православной Церкви) – если оно не ведёт к выходу из него в Истинную Церковь – душегибельно». Так что вперед – в интернационал ИПЦ! Надеюсь, бывший схиигумен Сергий не пойдёт путём Лурье, а останется в Церкви, пусть лишённый сана и монастыря, но сохранивший благодать Святого Крещения и пострига.
Диакон Пётр Пахомов, публицист
2. Не аксиома
1. Ответ