Куда идёт бывший схиигумен Сергий?

У мятежного схимонаха широкий выбор, вернее, глубокая пропасть для падения, но, надеюсь, он останется в Церкви

Автокефалия на Украине  Схиигумен Сергий (Николай Романов)   Проблемы церковной жизни 
0
5151
Время на чтение 11 минут

Бывший схиигумен Сергий (Романов) – это человек, посчитавший себя если не святым, то уж точно способным изменить мир. Неслучайно его последовательница, дочь писателя Василия Шукшина, пишет: «Он один на весь мир!».

С биографией его всё понятно. Осуждён два раза, сколько было правонарушений или даже преступлений, никому неизвестно. Человек, служивший в правоохранительных органах в те годы, всегда ходил по острию ножа. Все время существовала опасность либо превысить полномочия, либо войти в контакт с преступным миром. Вот он и упал на одну из сторон. О. Сергий хорошо вспоминает патриарха Алексия II, но с тем большим обличением игумена звучат слова патриарха на Архиерейском Соборе 2004 года: «Считаю важным напомнить о недопустимости посвящения бывших заключенных в священный сан. Проявляя к ним милосердие, мы не должны нарушать каноны Церкви, согласно которым человек не может входить в клир, не имея доброго свидетельства от внешних (1 Тим. 3: 7). Это может быть совершено лишь в том случае, если полная невиновность человека доказана в судебном порядке».

Для очень и очень многих Церковь – лишь общественный институт и ничего более. А значит при необходимости её устои и правила можно гнуть туда-сюда, подталкивать в том или ином направлении или делать «как благословят». Кто-то рукополагает человека, который не должен быть рукоположен. Кто-то считает, что можно так или иначе нарушать каноны Церкви. Всегда же можно найти обоснование в истории для того или иного решения. Всегда была симония, всегда были епископы, которые вели себя по отношению к духовенству, как помещики к крепостным. Для кого-то авторитет – иерархи, для кого-то – старцы. И этот кто-то ставит этот авторитет выше канонов Церкви.

И никто не думает, что глава Церкви – Господь Иисус Христос. Хотя многими это утверждается, но лишь формально, на словах, а реально они в это не верят. Иначе бы не вели себя так, не нарушали каноны и другие постановления. Но Он – реальный Глава и в понимании организации, и в понимании Организма (см.: послание апостола Павла к Ефесянам). Организм находится в полном гармоническом подчинении Главе (Святая и Непорочная Церковь), организация не обладает этим совершенством и охватывает гораздо большее число членов: в неё входят все крещёные, даже отпавшие по грехам от Церкви. Обо всём этом учил мученик Михаил Новосёлов, подтвердивший своё учение мученической кончиной. Поэтому нелепо утверждение, что Церковь испортилась, отошла от Христа и потеряла Христа и Святого Духа. Сейчас довольно часто проповедники, подобные о. Сергию, этим заканчивают. Если даже отдельные члены впали в ересь или иные грехи, как это уже бывало и даже если этих людей очень и очень много, и даже, если они занимают самые высокие посты, то Церковь всё равно жива. Последнее время Церковь стала удобной целью для «протестантов», она от них практически не защищена. Внешние люди и начальствующие с радостью смотрят на нестроения в Церкви и всегда готовы подхватить любой протест. Грешники же утешаются, потому что им кажется, что не так уж они и грешны. И нарушитель канонов обвиняет других в этих нарушениях.

В Церкви ценнее всего святость, несколько святых могут составлять Церковь и быть солью земли. А вот даже тысячи «протестантов», кричащих на улице, но принадлежащих ей более по Крещению, чем по жизни, гораздо меньше значат в Церкви, чем несколько живых частиц Тела – святых. Казалось бы, войди в Церковь, которая свята и непорочна, не отпадай от неё и достаточно для тебя, больше ты вряд ли для неё что-то сделаешь. Но, какие для этого нужно понести труды! Проще выходить на улицы и негодовать, как к этому призывают некоторые монахи и мирские люди. Безусловно, надо указывать на ошибки, недостатки, но в любой шероховатости искать ересь – тактика «протестанта». Смог же о. Сергий обличать высокое начальство, почему он не смог настойчиво и осмысленно на канонических основаниях обращаться к нему, указывая на нарушения? Но это нудная и неблагодарная работа, ежедневная борьба – это строить церковный дом по камешку. И опасная. Это путь святости.

Церковь наиболее решительно всегда выступала по поводу еретических учений. Раньше много лет Церковь вела борьбу со лжеучениями, распространяемыми в одном из учебных заведений. На моих глазах непримиримая борьба велась в течение лет 20-ти, в итоге богословские мнения человека, пугавшего священство и монашество наличием среди его учеников членов Синода, что, по его мнению, должно было составлять его непогрешимый авторитет, были признаны несоответствующими православному учению. Но какая кропотливая и тяжелая работа потребовалась от учёных мужей, чтобы добиться результата. И результат был достигнут. Недавно, я с удивлением прочитал заключение богословской комиссии по поводу учения одного московского священника, из которых видно, что он фактически проповедовал несторианство. Это-то как раз и является основанием для решительных действий. Это не вопросы, касающиеся изменения обрядов или отношения к новым техническим изобретениям, или к уродливым формам экуменизма, не имеющим под собой догматической основы, а по сути, являющимся отпадением от Церкви, отступничеством. Для «протестантов» вполне очевидно последние вопросы более привлекательны, так как есть возможность обличать епископат, синодальные учреждения и др. Одним словом обличать власть духовную. Возиться с человеком, сомневающимся в Приснодевстве Девы Марии или отвергающим учение Церкви о последствиях грехопадения нудно и непрестижно, – никто на эту борьбу не обратит внимания, потому что как общество, так и Церковь захватили кампании, которые движутся волнами, раздувая интерес к тем или иным проблемам и погашая его в отношении других – маловажных.

Да, мы погрузились в общество, идеологией которого хотят сделать анархию. После всемирной анархии легче привести к власти того, о ком предсказано ещё в Откровении. Но эти волны бывают и положительными. Как, например, почитание Царской Семьи, которое привело к, казалось бы, невероятной, но на деле установленной именно Божиим Промыслом канонизации. И бывают отрицательными или просто шумовыми волнами. На одной из таких волн катается и о. Сергий. Сначала его подняла канонизация Царской Семьи, потом возникло желание пересесть на более сильную, удобную и направляемую – протестную. Главное, не нужно прикладывать сил: вскочил – и понесло. А то, что рядом проповедуют несторианство, искажают церковное учение о Евхаристии, модернизируют богослужение, ни во что ставя вековые обычаи и традиции – это получается совсем и неважно. Для нас же важно направление и происхождение волны, и, в конце концов, безразлично, люди в каких одеждах её запустили, важен знак заряда: положительный (от Бога) или отрицательный (от сопротивника и попущенный Богом). Когда призывают бунтовать против власти, стоящей по воле Божией и ещё выполняющей свое предназначение, то это явно не от Бога, какими бы благими целями не прикрывались: установление монархии, создание православного теократического государства и т.д. Для нас важен знак, а не внешнее оформление волны. Очевидно, о. Сергия волнует оформление волны. Если кто-то живёт в тесном и плохом помещении, то перед тем как сломать его, должен ясно представлять себе возможность построить гораздо лучшее.

«Протестанты» западного разлива не задумываются о том, чтобы построить. Для этих людей главное сломать, а строить будет кто-то иной. Для «протестантов» православного направления главное сломать «небожеское», а потом Сам Бог и воссоздаст то, что нужно.

Если будет воля Божия, то падёт, и, казалось бы, незыблемое. Как пали Российская империя или советское государство, которое тоже представлялось современникам вечным. И самая ужасная власть может эволюционировать до самой безобидной. Пример, советская власть, которая из воинственно-безбожной эволюционировала до фактически религиозно-безразличной. Если бы не по воле Божией, понять которую до конца не может никто из смертных, удалось революционно сломать эту власть, то мы получили бы государство с «протестантом» Троцким во главе.

То же можно сказать и о церковной власти. Ожидание безгрешного епископа является не только утопической мечтой, но и антицерковным учением. Каким бы ни был епископ, он как человек может впасть в любые грехи. Поглядите в историю, какие ужасные примеры найдём мы в эпоху Вселенских соборов, вспомните ересь жидовствующих. Патриарх Феофил, оставивший после себя дурную память, в то же время был автором 14 канонических правил, принятых всей Православной Церковью. Святость и сан не только не всегда можно отождествлять, но иногда даже и ставить рядом. Часто представители епископата – это больные или даже отмершие клетки. Видя небывалое отступление в период обновленчества, мученик Михаил и сформулировал учение о Церкви-Организме и церковной организации.

В Церкви действует Святой Дух, восполняющий все недостатки священнослужителей, какими бы они ни были. Церковь всегда имеет этот благодатный Источник. И в это не верят люди, считающие возможным отсоединиться от Церкви, ссылаясь на лживое толкование 15 правила Двукратного Собора, приняв которое, Церковь разработала эффективный способ очищения от еретиков. Именно об этом правиле заговорит бывший схиигумен Сергий, оказавшись в безвыходной ситуации. Но оно предполагает церковный суд над обвиняемым и не предполагает голословного осуждения.

Лишённый сана о. Сергий будет вынужден отсоединиться, ссылаясь на это правило (вернее, на его вольное толкование иными псевдоревнителями) от «еретиков», то есть ото всей Русской Православной Церкви. Нетрудно себе представить, что ему предложит свои услуги патриарх Варфоломей, ПЦУ и др. У него будет широкий, выбор, вернее, глубокая пропасть для падения. Конечно, возможно, он не поддастся на эти приманки, и как человек простой уйдёт в какую-нибудь самую истинную из ИПЦ. Как призывает его и других ему подобных очень образованный и умный, совершенно отпавший от Церкви Василий Лурье: «Итак, "молодое" еретическое сообщество (вероятно имеется, в виду РПЦ МП – Авт.) может содержать в себе членов Церкви, и иногда даже в епископском сане (странно, но члены Церкви в епископском сане могут крестить и рукополагать новых членов Церкви). Их имена известны Богу и могут становиться известны людям (надо действовать). Но это не должно влиять на отношение православных христиан к еретическому сообществу как целому. Как целое оно не является ни Церковью, ни частью Церкви, и пребывание в нем если оно не ведёт к выходу из него в Истинную Церковь душегибельно». То есть какой-то хороший епископ, приемлющий все взгляды «протестантов», истинный епископ, хотя и состоит в еретическом обществе, если, конечно, он ведёт определенную работу по выходу своему и своего окружению в какую-то «истинную церковь».

Самое интересное, что 15 правило говорит совсем о другом. Почитаем не столь «умного», как Лурье, человека, Зонару: «Ибо, если какой митрополит, или епископ, или пресвитер дерзнёт отступить от общения со своим патриархом и перестанет возносить его имя, прежде чем предъявить что-либо против него собору и прежде судебного о том исследования, а, может быть, и осуждения патриарха, таковый, как учинивший раскол, должен быть совершенно чужд всякого священства». А то, на что ссылаются Лурье и др., это лишь оговорка этого правила, что если патриарх открыто проповедует осужденную известную ересь, то можно от него отделиться до Суда. Но подразумевается, что Суд-то будет или его будут добиваться, а не скажут нам, тут не нравится (да и споры здесь чреваты последствиями), лучше организуем что-то новое и хорошее, где нам никто не будет мешать, тихо займёмся своими делами: кто научной деятельностью, кто финансовой... Только тихо у них не получится, даже в минимальном подобном сообществе тут же начинаются споры и раздоры.

Кто-то уверяет, что у о. Сергия есть путь: создание аналога афонского Эсфигмена. Но, у нас не Греция и всё в административном порядке гораздо жестче: и в государственном разрезе, и в церковном. Но, дело даже не в этом. Монастырь Эсфигмен перестал поминать патриарха Афинагора после его сомнительных с точки зрения афонцев действий. Перестал поминать не только Эсфигмен, но и другие монастыри. Потом все монастыри стали вновь поминать патриархов Димитрия, Варфоломея, которые ничем не лучше проявили себя. Видимо, сыграл роль болезненный греческий национализм, мечты о возвращении Константинополя. Духовным вождем этого движения является так называемый Вселенский патриарх. Но, Эсфигмен не стал образовывать какую-то свою новую церковную организацию, а примкнул к Церкви, которая не принимала самочинных реформ патриарха Мелетия Метаксакиса, фактически учинившего «литургический» раскол. Это церковная организация, имеющая свой епископат и весьма сложную историю, сама находится в состоянии внутреннего раскола, но мы не можем сказать, что верующие, не принявшие эту весьма странную, антицерковную реформу, сделанную не по воле Церкви, и решившие держаться традиций, как Русская и ряд других православных церквей, стали из-за этого чужды благодати. Так что глупость говорят те, кто считает, что игумен Сергий может устроить уральский Эсфигмен. Кстати, подобные попытки уже были в России и закончились они ничем.

Михаил Денисенко («патриарх» Филарет) известен тем, что старается поддерживать любой раскол в любой Поместной Церкви. В 1992 году он поддержал клириков, отделившихся от болгарского патриарха Максима, а в 1996 году участвовал в интронизации раскольничьего «патриарха Пимена». Поддержал он и раскольничью Черногорскую церковь.

На всеукраинской научно-практической конференции главных редакторов СМИ 29 апреля 1999 года он употребил выражение «две самодостаточные семьи Поместных Православных Церквей». В своём выступлении Филарет подвел идеологическую базу под возможность создания «интернационала раскольников», для которых неважно признание канонических Православных Поместных Церквей. Это как бы второй уровень мирового православия, состоящий из раскольников, отделившихся, правда, без ссылок на 15 правило, а по политическим мотивам.

Но, почему бы не создать третий и т.д. уровень православия отделившихся от патриархов по 15 правилу, и де-факто уже этакая тенденция есть. Оказавшиеся в сложной ситуации российские «ревнители» прибегают к помощи «хороших» епископов, находящихся в расколе. Таким образом, теоретически возможно образование Третьего интернационала – ИПЦ. Ведь есть структуры ИПЦ и в Греции, и в Болгарии, и в Сербии и, конечно, в России. Только все отделившиеся не могут не то что войти в евхаристическое общение, но даже ладить друг с другом. Сыплются бесконечные анафемы, РПЦЗ (В) быстро обросла множеством других букв и получается: поезжай в Софрино, покупай облачение, и ты епископ или даже патриарх. Вот, к такой ИПЦ и может вполне реально прибегнуть игумен Сергий. Благо где-то сокрыт и епископ Диомид (Дзюбан) и др. Несерьезным мне кажется предположение церковного публициста священника Александра Шумского о влиянии на схиигумена Сергия (Романова) Вадима Петровича Кузнецова и церковной организации, к которой он принадлежит. Масштаб не тот, и тактические схемы там используются другие.

После революции Церковь оказалась в ужасном состоянии: отречения епископов и священников, обновленческий раскол. Верующие были смущены, как такое могло случиться с иерархами. Тогда мученик Михаил и сформулировал учение об организации, в которой могут оказаться крещёные люди, фактически, по делам своим отпавшие от Церкви, созданной Господом нашим Иисусом Христом, которая свята и непорочна, но находясь в организации, не отторгнуты окончательно и в случае покаяния, могут в неё вернуться. Так и вышло со многими.

Кого-то смущает корысть некоторых священнослужителей, кого-то – недостойное поведение, политизированность, адогматизм и т.д. Но всё это не даёт отпускного билета на переход в ИПЦ или какую-то другую структуру, а тем более разрешения на организацию очередной самой истинной «церкви». Святые, будучи гонимы за веру, за неприятие отступничества и вмешательства мирских властей, не помышляли покинуть Церковь. Другой путь предлагает Лурье: «и пребывание в нём (в Поместной Православной Церкви) если оно не ведёт к выходу из него в Истинную Церковь душегибельно». Так что вперед в интернационал ИПЦ! Надеюсь, бывший схиигумен Сергий не пойдёт путём Лурье, а останется в Церкви, пусть лишённый сана и монастыря, но сохранивший благодать Святого Крещения и пострига.

Диакон Пётр Пахомов, публицист

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Не аксиома

В Церкви действует Святой Дух, восполняющий все недостатки священнослужителей, какими бы они ни были. Церковь всегда имеет этот благодатный Источник.

Святой Дух действует в земной Церкви пока есть люди, способные Его принять. Если человек не способен к этому, то и принять Святаго Духа он не может.
Георгий / 27.08.2020, 03:31

1. Ответ

Схигумен Сергой идет к Богу. А вот куда идет каждый, пусть спросит сам себя.
Георгий / 27.08.2020, 03:27
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Диакон Петр Пахомов
Перезрела тема?
О Круглом столе в Иркутске, посвящённом схимонаху Иннокентию (Сибирякову)
03.09.2024
Наше дело правое
Надо только «бодрствовать и трезвиться», по-военному облечься в «броню веры и любви» и в шлем «надежды спасения»
16.08.2024
«Крылья вдохновенной исторической идеи» для СВО
С верою, надеждою и любовью надо идти до конца
14.08.2024
Два слова Божественной Литургии – два разных взгляда
В богослужебной практике нельзя следовать каким-то культурным и бытовым предпочтениям, церковная практика освящена молитвой Церкви
04.07.2024
Благоугодить дарами Богу или освободить время для великих дел?
О правильном порядке действий священника на проскомидии и о латинских «новшествах», практикуемых некоторыми православными священниками
20.07.2023
Все статьи Диакон Петр Пахомов
Автокефалия на Украине
2025 год объявлен годом политической теологии
В Институте стран СНГ состоялся круглый стол «"Соединенные штаты Антихриста" и Катехон. Итоги президентских выборов в США и их влияние ход СВО и положение Православия в Колыбели Крещения Руси»
14.11.2024
«Фактически это раскол»
Обстановка внутри и вокруг УПЦ
14.11.2024
К Богу с автоматами
Как на Украине продвигают унию в канонической Церкви
12.11.2024
Два полюса украинского Православия
Митрополит Агафангел решил поздравить Трампа с победой на выборах в США
08.11.2024
Украина: здоровый рвотный рефлекс как условие выхода из «цирка уродов»
Сами украинцы вынуждены признать, что и они для Запада – не более чем разменная монета
08.11.2024
Все статьи темы
Схиигумен Сергий (Николай Романов)
Все статьи темы
Проблемы церковной жизни
«Основная проблема – неоязычество в армии»
В Петербурге прошла встреча митрополита Варсонофия с представителями православной общественности
15.11.2024
Узнаем ли мы Илию?
Надо внимательнее вглядываться в современных православных апологетов и проповедников
07.11.2024
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Вырице и ее духовенство в годы Великой Отечественной войны
Доклад на конференции, посвященной 200-летию Казанского собора
03.11.2024
О внешних и внутренних угрозах
Святейший Патриарх Кирилл выступил на заседании Бюро президиума ВРНС
01.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
19.11.2024 06:26
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
19.11.2024 04:53
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Прайс
19.11.2024 02:09
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
19.11.2024 00:48
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.11.2024 00:46