Новые «средненькие европейцы»?

О ситуации вокруг Белоруссии, гениальных прозрениях К.Н. Леонтьева и будущем западной цивилизации

Президентские выборы в Беларуси - 2020  Александр Сергеевич Пушкин 
0
1387
Время на чтение 6 минут

Тревожно стало в мире. Совсем недавно мы наблюдали этнически-политические бури, снос памятников и коленопреклоненную полицию в Америке и Европе (см. об этом на РНЛ мою статью «Американские бунты и "ангел священной брани"»). Теперь вот рвануло в Белоруссии. До разрушения памятников, вроде бы, пока не дошло, но кто поручится, что не дойдет? На Украине ведь случился «ленинопад». Правда, недовольные выборами белорусы клянутся в том, что они европейцы, и даже убирают после своих акций за собой мусор… Чистота на улицах – это похвально, но знают ли эти аккуратные люди, что значит сегодня быть европейцем – настоящим, законченным, «щирым», как говорят на Украине?

Вряд ли самопровозглашенный «национальный лидер» белорусского народа г. Тихановская читала Константина Леонтьева – этого пророка, эстета и тайного монаха (буду рад, если ошибаюсь). Особенно рекомендую две его работы: «Национальная политика как орудие всемирной революции» и «Средний европеец как орудие всемирного разрушения». Уже много раз отмечалось, что в прошлом и в начале нынешнего века сбылись/сбываются практически все философские, культурологические и национальные прогнозы этого удивительного человека, вплоть до деталей. У него чёрным по белому описано, к чему идёт сегодня на деле глобальная рыночная цивилизация: к утрате смысла жизни. Его не заменишь ни усадьбами, ни мерседесами, ни футболом, ни трансгендером, ни компьютерным сексом, ни демократией. Возведя в образ будущего комфортабельную сытость – конечное бытие без тайны нация (как и человек) теряют метафизическую перспективу, утрачивают образ Божий в себе, и конец такой нации и человека уже виден в буквальном смысле слова. Половину циркулирующей в интернете информации, к примеру, составляет порнография разных сортов, и это подсчитано в килобайтах. Осталось только перенести её из «виртуала в реал», что уже и происходит под знаменами прав человека среди самых цивилизованных наций. Не случайно посольство США в Москве вывесило на своем фасаде радужный флаг.

Национализм есть абсолютизация собственной нации, превращение её в «бога», подобно тому, как индивидуализм есть превращение в «бога» самого себя. В этом и состоит собственно национальная революция, какими бы свободолюбивыми лозунгами они ни маркировалась. Под революцией вообще Леонтьев понимал всемирный либеральный прогресс, вместе с определяющим его типом человека – собственника и эгоиста. И как раз в нём видел главную угрозу мировой истории. А в буржуазных националистах усматривал людей, которые сознательно или бессознательно способствуют утверждению на вершине мировой пирамиды такого «обезьяночеловека».

В наше время указанный процесс созрел до откровенного «инферногенеза» – всё более очевидной демонизации социума, сейчас уже постхристианского, а скоро и антихристианского. Гениально писал Леонтьев: «Не ужасно и не обидно было бы думать, что Моисей всходил на Синай, что эллины строили свои изящные акрополи, римляне вели Пунические войны, что гениальный красавец Александр в пернатом каком-нибудь шлеме переходил Граник и бился под Арбеллами, что апостолы проповедовали, мученики страдали, поэты пели, живописцы писали и рыцари блистали на турнирах для того только, чтобы французский, немецкий или русский (в том числе белорусский – А.К.) буржуа в безобразной и комической своей одежде благодушествовал бы «индивидуально» и «коллективно» на развалинах всего этого прошлого величия?»

Возьмите классическую русскую литературу и философию – где вы найдёте апологию либерального национализма или рыночного индивидуализма? Может быть, это Чичиков – подлец-приобретатель? Или Штольц – немец-бизнесмен? Русский гений, от Чаадаева до Бердяева, сплошь антибуржуазен, и большевики (левые западники) успешно использовали эту соборную установку русского типа сознания в своих целях.

Пушкину принадлежит классический приговор русскому «европеизму»: «Россия никогда не имела ничего общего с остальною Европою; история её требует другой мысли, другой формулы».

Хочет того г. Тихановская или нет, белорусский народ в своем духовно-цивилизационном ядре является естественной частью русского мира, но отнюдь не мира романо-германского и тем более англо-американского. Правильно сказал Александр Лукашенко в одной из своих недавних речей – «ведь мы же русские!». Только почему-то белорусское телевидение вырезало эти слова своего президента из видеорепортажа.

Если говорить о европейской нации (нациях) как таковой в эпоху постмодерна, то она в своём массовом варианте представляет собой некий «мидл-класс», которого кто-то остроумно обозвал «быдл-классом», состоящим из обитателей мегаполисов, абсолютно оторванных от своих религиозных корней, природы и традиции. Его единственная идеология (она же религия и философия) – это массовое потребление вещей и эмоций. Хлеба и зрелищ – давняя формула. Средний культурный уровень населения в мире катастрофически снижается. Ныне, в 2020 году от Рождества Христова, мы имеем опасно разделённое по ключевым социальным признакам общество, почти мертвую культуру и почти безбожного человека, живущего исключительно ради своего удовольствия – особенно в просвещенной Европе.

Надо называть вещи их собственными именами. Последняя книга Нового Завета называется «Апокалипсис», и все знают, что там написано. Молочных рек в кисельных берегах в конце истории нам никто не обещал, а технический прогресс, построенный на песке нравственного нигилизма и пошлейшего прагматизма, в любой момент грозит взорваться тем или иным кризисом, и никогда нельзя поручиться, что он не будет последним. Главный кризис, собственно, уже произошёл: на философском языке он называется постмодерном, который окончательно («по совести») попрощался с разделением добра и зла в жизни, культуре и политике. На наших глазах на Западе происходит инволюция всего корпуса социокультурных связей в сторону тотальной эгоистически-прагматической модели.

В недалёком будущем мы можем столкнуться с полным исчезновением того, что когда-то называлось «благородством» (и было даже закреплено за особыми сословиями, что специально подчеркивал К.Леонтьев). Это и есть конец духовной истории человечества. В некотором смысле конец культуры, нравственности и искусства уже произошёл, только не все это заметили.

На этом фоне, однако, именно Россия – и шире, русский мир остаётся сегодня одним из немногих мест на земле, где ещё продолжается борьба против ниспадения человечества в то предсмертное состояние, которое Александр Зиновьев назвал «всемирным человейником». Быть русским в ХХI веке – значит принимать в этой борьбе сознательное участие. То же самое касается и «заграничных» русских (белорусов, в частности), если они хотят оставаться не просто «этнической биомассой», а быть на стороне светлых сил мироздания. Быть русским со знаком качества, как в своё время выразился нынешний президент Белоруссии.

Основной вызов русской, малорусской, и белорусской идентичности бросает в ХХI веке духовное (и, как следствие, социальное и биологическое) растворение её среди постхристианских народов, обладающих на сегодняшний день рядом прагматических преимуществ, прежде всего информационного и технологического порядка. Нам вместе придется менять эту ситуацию.

Если постмодернистская глобализация будет продолжаться в том же направлении, то в перспективе, как ни печально это признать, христианской цивилизации, возможно, придётся трансформироваться в практиках скрытой («катакомбной») Церкви и сопутствующих ей социокультурных отношений. А оставшимся среди руин и симулякров «европейцам»» придется выбирать между сотней оттенков серого, от инфернального темно-серого до средненького серенького – цветами заката Европы.

Александр Леонидович Казин, доктор философских наук, профессор

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Казин
Царская триада как мировоззренческий принцип
«Православие, самодержавие, народность» снова входит в актуальное культурно-политическое пространство
13.04.2024
Государственная и культурная политика в
период правления императора Николая I
28.12.2023
Вера, держава, народ
В 2023 году наметилось формирование новой российской государственности с опорой на православную традицию
27.12.2023
Все статьи Александр Казин
Президентские выборы в Беларуси - 2020
Возвращение белорусской цитадели Русского мира
Часть 5. Духовно-нравственная идеология белорусского государства
28.01.2023
В попытке госпереворота поставлена жирная точка
Изменения Конституции Белоруссии совершенно адекватны той ситуации, которая развивается в мире, регионе и в самой республике
01.03.2022
Тень новой «многовекторности» на политическом горизонте Белоруссии
Сермяжное лукавство Александра Лукашенко
16.02.2022
«Общественное мнение готовят к неизбежности войны»
По словам Александра Лукашенко, в случае возможного нападения на Россию, Белоруссия подключится к защите России в рамках союзных договоренностей
28.01.2022
Все статьи темы
Александр Сергеевич Пушкин
Легализация мата и чистота языка
Размышления по итогам одной дискуссии
18.04.2024
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии