Тревожно стало в мире. Совсем недавно мы наблюдали этнически-политические бури, снос памятников и коленопреклоненную полицию в Америке и Европе (см. об этом на РНЛ мою статью «Американские бунты и "ангел священной брани"»). Теперь вот рвануло в Белоруссии. До разрушения памятников, вроде бы, пока не дошло, но кто поручится, что не дойдет? На Украине ведь случился «ленинопад». Правда, недовольные выборами белорусы клянутся в том, что они европейцы, и даже убирают после своих акций за собой мусор… Чистота на улицах – это похвально, но знают ли эти аккуратные люди, что значит сегодня быть европейцем – настоящим, законченным, «щирым», как говорят на Украине?
Вряд ли самопровозглашенный «национальный лидер» белорусского народа г. Тихановская читала Константина Леонтьева – этого пророка, эстета и тайного монаха (буду рад, если ошибаюсь). Особенно рекомендую две его работы: «Национальная политика как орудие всемирной революции» и «Средний европеец как орудие всемирного разрушения». Уже много раз отмечалось, что в прошлом и в начале нынешнего века сбылись/сбываются практически все философские, культурологические и национальные прогнозы этого удивительного человека, вплоть до деталей. У него чёрным по белому описано, к чему идёт сегодня на деле глобальная рыночная цивилизация: к утрате смысла жизни. Его не заменишь ни усадьбами, ни мерседесами, ни футболом, ни трансгендером, ни компьютерным сексом, ни демократией. Возведя в образ будущего комфортабельную сытость – конечное бытие без тайны – нация (как и человек) теряют метафизическую перспективу, утрачивают образ Божий в себе, и конец такой нации и человека уже виден в буквальном смысле слова. Половину циркулирующей в интернете информации, к примеру, составляет порнография разных сортов, и это подсчитано в килобайтах. Осталось только перенести её из «виртуала в реал», что уже и происходит под знаменами прав человека среди самых цивилизованных наций. Не случайно посольство США в Москве вывесило на своем фасаде радужный флаг.
Национализм есть абсолютизация собственной нации, превращение её в «бога», подобно тому, как индивидуализм есть превращение в «бога» самого себя. В этом и состоит собственно национальная революция, какими бы свободолюбивыми лозунгами они ни маркировалась. Под революцией вообще Леонтьев понимал всемирный либеральный прогресс, вместе с определяющим его типом человека – собственника и эгоиста. И как раз в нём видел главную угрозу мировой истории. А в буржуазных националистах усматривал людей, которые сознательно или бессознательно способствуют утверждению на вершине мировой пирамиды такого «обезьяночеловека».
В наше время указанный процесс созрел до откровенного «инферногенеза» – всё более очевидной демонизации социума, сейчас уже постхристианского, а скоро и антихристианского. Гениально писал Леонтьев: «Не ужасно и не обидно было бы думать, что Моисей всходил на Синай, что эллины строили свои изящные акрополи, римляне вели Пунические войны, что гениальный красавец Александр в пернатом каком-нибудь шлеме переходил Граник и бился под Арбеллами, что апостолы проповедовали, мученики страдали, поэты пели, живописцы писали и рыцари блистали на турнирах для того только, чтобы французский, немецкий или русский (в том числе белорусский – А.К.) буржуа в безобразной и комической своей одежде благодушествовал бы «индивидуально» и «коллективно» на развалинах всего этого прошлого величия?»
Возьмите классическую русскую литературу и философию – где вы найдёте апологию либерального национализма или рыночного индивидуализма? Может быть, это Чичиков – подлец-приобретатель? Или Штольц – немец-бизнесмен? Русский гений, от Чаадаева до Бердяева, сплошь антибуржуазен, и большевики (левые западники) успешно использовали эту соборную установку русского типа сознания в своих целях.
Пушкину принадлежит классический приговор русскому «европеизму»: «Россия никогда не имела ничего общего с остальною Европою; история её требует другой мысли, другой формулы».
Хочет того г. Тихановская или нет, белорусский народ в своем духовно-цивилизационном ядре является естественной частью русского мира, но отнюдь не мира романо-германского и тем более англо-американского. Правильно сказал Александр Лукашенко в одной из своих недавних речей – «ведь мы же русские!». Только почему-то белорусское телевидение вырезало эти слова своего президента из видеорепортажа.
Если говорить о европейской нации (нациях) как таковой в эпоху постмодерна, то она в своём массовом варианте представляет собой некий «мидл-класс», которого кто-то остроумно обозвал «быдл-классом», состоящим из обитателей мегаполисов, абсолютно оторванных от своих религиозных корней, природы и традиции. Его единственная идеология (она же религия и философия) – это массовое потребление вещей и эмоций. Хлеба и зрелищ – давняя формула. Средний культурный уровень населения в мире катастрофически снижается. Ныне, в 2020 году от Рождества Христова, мы имеем опасно разделённое по ключевым социальным признакам общество, почти мертвую культуру и почти безбожного человека, живущего исключительно ради своего удовольствия – особенно в просвещенной Европе.
Надо называть вещи их собственными именами. Последняя книга Нового Завета называется «Апокалипсис», и все знают, что там написано. Молочных рек в кисельных берегах в конце истории нам никто не обещал, а технический прогресс, построенный на песке нравственного нигилизма и пошлейшего прагматизма, в любой момент грозит взорваться тем или иным кризисом, и никогда нельзя поручиться, что он не будет последним. Главный кризис, собственно, уже произошёл: на философском языке он называется постмодерном, который окончательно («по совести») попрощался с разделением добра и зла в жизни, культуре и политике. На наших глазах на Западе происходит инволюция всего корпуса социокультурных связей в сторону тотальной эгоистически-прагматической модели.
В недалёком будущем мы можем столкнуться с полным исчезновением того, что когда-то называлось «благородством» (и было даже закреплено за особыми сословиями, что специально подчеркивал К.Леонтьев). Это и есть конец духовной истории человечества. В некотором смысле конец культуры, нравственности и искусства уже произошёл, только не все это заметили.
На этом фоне, однако, именно Россия – и шире, русский мир – остаётся сегодня одним из немногих мест на земле, где ещё продолжается борьба против ниспадения человечества в то предсмертное состояние, которое Александр Зиновьев назвал «всемирным человейником». Быть русским в ХХI веке – значит принимать в этой борьбе сознательное участие. То же самое касается и «заграничных» русских (белорусов, в частности), если они хотят оставаться не просто «этнической биомассой», а быть на стороне светлых сил мироздания. Быть русским со знаком качества, как в своё время выразился нынешний президент Белоруссии.
Основной вызов русской, малорусской, и белорусской идентичности бросает в ХХI веке духовное (и, как следствие, социальное и биологическое) растворение её среди постхристианских народов, обладающих на сегодняшний день рядом прагматических преимуществ, прежде всего информационного и технологического порядка. Нам вместе придется менять эту ситуацию.
Если постмодернистская глобализация будет продолжаться в том же направлении, то в перспективе, как ни печально это признать, христианской цивилизации, возможно, придётся трансформироваться в практиках скрытой («катакомбной») Церкви и сопутствующих ей социокультурных отношений. А оставшимся среди руин и симулякров «европейцам»» придется выбирать между сотней оттенков серого, от инфернального темно-серого до средненького серенького – цветами заката Европы.
Александр Леонидович Казин, доктор философских наук, профессор