Вчера Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей одобрил законопроект № 986679-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесённый в Госдуму депутатом Павлом Крашенинниковым и сенатором Андреем Клишасом, сообщает РИА «Катюша».
Как отмечают сами разработчики, законопроект направлен на «обеспечение закрепленного в конституции положения о защите семьи – об ограничении внесудебного порядка изъятия детей из семьи. Документом предлагается установить, что вопрос отобрания ребенка находится в компетенции суда».
«Действующее законодательство, допуская отобрание детей без судебного решения, создает риск серьезного нарушения прав и интересов как родителей, так и самих детей, допуская их разлучение и невосполнимую утрату их личного общения. <...> Вносимые законопроектом изменения будут способствовать созданию условий для максимально эффективной охраны прав и интересов ребенка, а также обеспечению для него возможности воспитываться в своей семье», – передаёт слова Клишаса ТАСС.
По его словам, действующий механизм изъятия ребенка содержит признаки неопределенности (например, непосредственная угроза жизни ребенка или его здоровью), «что позволяет принимать решения по усмотрению органов опеки и попечительства». «Предлагаемая редакция конкретизирует основания и критерии для отобрания ребенка у родителей или у других лиц, на попечении которых он находится, что сужает свободу усмотрения органов опеки и попечительства при установлении оснований для отобрания ребенка. Например, законопроектом предусмотрено в качестве основания для немедленного отобрания ребенка возможность наступления его смерти в течение нескольких часов», – уточнил сенатор.
Законопроект вызвал неоднозначную реакцию. Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей в ответ на обращения граждан, поступающих в отношении этого проекта, сообщил, что до 15 августа 2020 года проходит рассылка текста законопроекта субъектам права законодательной инициативы. В Комитете отметили, что «законопроекты, затрагивающие социально значимые вопросы, должны рассматриваться с учетом общественного мнения – Общественной палаты Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка».
Православный портал о благотворительности «Милосердие.ru» отмечает, что законопроект «встретил резкую критику – если одни комментаторы надеются, что он может стать основой для дальнейшей работы, то другие считают необходимым отвергнуть его целиком».
Портал приводит мнение известной сторонницы ювенальных технологий президента БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елены Альшанской, выражающей надежду «на серьезную доработку проекта ко второму чтению». По ее мнению, «сама по себе судебная процедура не исправит ситуацию. Суды по заявлениям опеки могут ее хоть автоматом подтверждать. А идея, что ребенка можно срочно забрать, только если в течении пары часов ему угрожает смерть – как в проекте, это абсурд на сегодня. Как именно сотрудники опеки и полиция должны это определить? Опять на глазок? А если не смерть, а угроза здоровью или сексуальной неприкосновенности? И опять если отобрание – то обязанность в семидневный срок подать в суд на лишение и ограничение. Без вариантов».
В свою очередь адвокат Антон Жаров назвал законопроект «сырым», но прогрессивным: «Конечно, этот законопроект еще очень "сырой". Он требует доработки. Но он очень прогрессивный – в том смысле, что у кого-то наконец хватило смелости сказать, что отобрание детей из семьи должно быть прерогативой суда. Решение должен принимать суд, а не органы опеки». В то же время, признался юрист, у него «к этому законопроекту есть много вопросов»: «Но главное сделано – начато движение в сторону судебной процедуры отбирания детей. Думаю, более логичен вариант, когда изъятие при выявлении угрозы жизни или здоровью происходит сразу, а суд в течение суток должен утвердить или отменить решение опеки. Наверное, Верховный суд попросит пересмотреть эту норму».
Впрочем, Милосердие.ru приводит и критические оценки. В частности, директор БФ «Дети наши» Варвара Пензова назвала законопроект «очень опасным предложением». «Предложенные изменения могут обернуться против тех, кого должны защищать – против детей, – предостерегает она. – Ведь нередко семья действительно не является безопасным местом для них. И если "риск наступления смерти ребенка в течение нескольких часов" не определяется это не делает эти условия безопасным для ребенка. Смерть не наступает от сексуального насилия, например, но это не значит, что ребенку в этих условиях безопасно».
Портал также напомнил о сборе подписей под петицией «Мы против экспресс-судов по отобранию детей!».
Законопроект Крашенинникова и Клишаса вовсе не защитит семьи, уверены авторы обращения. Вместо этого вводится отобрание детей у родителей закрытыми решениями судов в течение 24 часов. Резиновая формулировка «угроза жизни и здоровью» детей, по которой часто несправедливо отбирали детей у родителей, остаётся в законе. В результате семьям и родителем станет ещё сложнее защищать свои права и своих детей. «Закон хотят принять быстро, пока люди не заметили, что их обманывают. Мы должны помешать этому! Не позволим обманывать людей и разрушать наши семьи под видом их защиты!» – пишут инициаторы сбора подписей. «Подпишите обращение, требующее чтобы Павел Крашенинников и Андрей Клишас отозвали антисемейный законопроект об ускоренном отобрании детей у родителей закрытыми судебными решениями, и поделитесь ссылкой на него с друзьями, знакомыми и родными!» – отмечается в пресс-релизе.
Обращает на себя внимание тот факт, что законопроект Крашенинникова-Клишаса был внесён в Госдуму ровно за четыре дня до внесения в нижнюю палату парламента пакета поправок в Семейный кодекс Российской Федерации в целях укрепления института семьи. Этот проект внесён 14 июля членами Совета Федерации Мизулиной Е.Б., Афанасьевой Е.В., Башкиным А.Д., Галушиной Р.Ф., Кавджарадзе М.Г., Нарусовой Л.Б., Павловой М.Н. Это особенно странно выглядит, поскольку Андрей Клишас также является сенатором, а стало быть, не мог не знать о разработке законопроекта Мизулиной.
На «Русской народной линии» опубликован обстоятельный анализ законопроекта, осуществлённый квалифицированным правоведом Альбиной Васильевной Волковой, членом Ассоциации юристов России, членом Союза журналистов России.
РИА «Катюша», сопоставляя вышеозначенные законопроекты, приходит к выводу, что законопроект Клишаса-Крашенинникова «является своего рода "обезьяной" мизулинского законопроекта»: «Формально он направлен на защиту детей, оставшихся без попечения родителей, но эксперты родительских организаций тут же разглядели его антисемейную направленность: оспорить судебное решение об отобрании ребенка гораздо сложнее, чем сделать то же самое с постановлением органа опеки или актом полиции».
Законопроект Мизулиной уже всячески пытаются дискредитировать, при этом не гнушаясь никакими средствами, самыми низкопробными. Например, вновь распространяется фейк о том, что сын Елены Мизулиной, Николай, якобы вышел замуж в Сиэтле за сына экс-министра образования России Андрея Фурсенко.
И вот в этих условиях появляется законопроект Клишаса-Крашенинникова, который, очевидно, призван показать «ненужность» законопроекта Мизулиной. Вероятно поэтому Клишас и Крашенинников стремились первыми внести свой проект в Госдуму. И им удалось опередить Мизулину на четыре дня. Видимо, низкое качество их законопроекта как раз свидетельствует о спешке при его подготовке, на что обратили внимание даже их сторонники.
Православная и родительская общественность добивается отклонения законопроекта Клишаса-Крашенинникова как проювенального и весьма опасного и принятия законопроекта Мизулиной, действительно направленного на укрепление института семьи.
Редакция «Русской народной линии»
1. СОРОС ОРГАНИЗОВАЛ МОЩНУЮ АТАКУ НА РУССКИЕ СЕМЬИ