Нынешний Год семьи ознаменовался очередной массированной атакой на эту самую российскую семью, теперь уже со стороны наших народных избранников – депутатов Госдумы от партий «Новые люди», ЛДПР и «Справедливая Россия». Вероятно, в надежде на снятие личных санкций, либо какие иные преференции, они вдруг, без всякого видимого повода, страшно возбудились и принялись в срочном порядке продвигать закон о семейно-бытовом насилии. Скоро должна подъехать и массовка – представители «миллионов избитых женщин», журналисты «верных» СМИ, блогеры, феминистки и прочая, и прочая.
Впрочем, после успешно отбитой в 2019 году атаки сторонников принятия этого закона, через два года была и вторая попытка подготовить российское общество к необходимости выполнить, наконец, свои обязательства перед «мировым сообществом».
Примерно в это же время – в начале лета 2021 года, – в средствах массовой информации была запущена кампания о жертвах «домашних насильников». Она набирала обороты вплоть до декабря, а потом вынужденно сошла на нет под напором новостей о настоящих жертвах насилия – жителях ДНР и ЛНР, которых в то время усиленно начали обстреливать украинские вооруженные силы. И вот – очередная реинкарнация ЗСБН.
На эту поднадоевшую тему уже дружно высказались все более-менее известные защитники семьи и традиционных ценностей – адекватные депутаты Госдумы, политологи, журналисты и общественники, поэтому нет смысла повторять их аргументы. Поговорим о другом.
Давайте разберемся, откуда взялась сама эта проблема.
Понятно, что насилие – в том числе и в семье, – существовало всегда, но где и когда – а главное, кем, – именно семейное насилие было выделено из общей правовой массы преступлений против личности?
Вначале, как водится, немного истории.
Первое убежище (шелтер) для женщин, подвергшихся избиениям со стороны мужей, было открыто в Великобритании в 1972 году под влиянием английских феминистических организаций. Через четыре года, в 1976 году, убежище для избитых мужьями жен основали и в Западном Берлине (ФРГ).
В том же году при ООН была создана «Программа развития Организации Объединенных Наций в интересах женщин»» (United Nations Development Fund for Women, «Женский Фонд Организации Объединённых Наций», UNIFEM / ЮНИФЕМ). Это подразделение ООН, занимавшееся оказанием финансовой поддержки и технической помощи инновационным программам, продвигающим права женщин в рамках прав человека, их экономические и политические возможности, а также равенство полов. Организация просуществовала до 2010 года, пока не передала свой мандат Структуре Организации Объединённых Наций по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин («ООН-Женщины»).
В 1978 году в США был создан целый «Женский центр исследования историй насилия в отношении женщин». Его деятельность началась с публикации брошюры, где излагался случай осуждения человека за изнасилование своей жены, в то время, когда они жили вместе. В дальнейшем организация стала именоваться «Национальный координационный центр по вопросам брака и изнасилованию на свидании» (National Clearinghouse on Marital and Date Rape / Women’s History Library). Это научный центр, который собирает и представляет информацию в СМИ о семейных случаях изнасилования и подготавливает законодательные проекты по этому поводу. Кроме того, представители Центра выступают в качестве адвокатов для жертв семейного изнасилования. Цель деятельности организации – добиться изменения в экономической, юридической, социальной, психологической и религиозной сферах жизни для достижения реального равенства в личных отношениях.
На следующий год, 17 декабря 1979 года, Генеральная ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW / КЛДЖ). Этот международный договор – так называемый Билль о правах женщин, – ратифицирован 189 государствами. СССР ратифицировал КЛДЖ 17 июля 1980 года. США подписали, но не ратифицировали Конвенцию до сих пор.
3 сентября 1981 года, после того, как 20 государств ратифицировали Конвенцию, при ООН был образован Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (Комитет КЛДЖ). Его задачей является надзор за соблюдением Конвенции теми государствами, которые ее ратифицировали.
20 декабря 1993 года, по инициативе Канады, в целях усиления и дополнения КЛДЖ, Генеральной ассамблеей ООН была также принята Декларация об искоренении насилия в отношении женщин (Declaration on the Elimination of Violence Against Women, DEVAW). В этом документе, в частности, определяется значение самого термина «насилие в отношении женщин» и его виды:
«Ст. 1. Для целей настоящей Декларации термин «насилие в отношении женщин» означает любой акт насилия, совершенный на основании полового признака, который причиняет или может причинить физический, половой или психологический ущерб или страдания женщинам, а также угрозы совершения таких актов, принуждение или произвольное лишение свободы, будь то в общественной или личной жизни.
Ст. 2. Насилие в отношении женщин, как подразумевается, охватывает следующие случаи, но не ограничивается ими:
а) физическое, половое и психологическое насилие, которое имеет место в семье, включая нанесение побоев, половое принуждение в отношении девочек в семье, насилие, связанное с приданым, изнасилование жены мужем, повреждение женских половых органов и другие традиционные виды практики, наносящие ущерб женщинам, внебрачное насилие и насилие, связанное с эксплуатацией;
b) физическое, половое и психологическое насилие, которое имеет место в обществе в целом, включая изнасилование, половое принуждение, половое домогательство и запугивание на работе, в учебных заведениях и в других местах, торговлю женщинами и принуждение к проституции;
с) физическое, половое и психологическое насилие со стороны или при попустительстве государства, где бы оно ни происходило.
С. 4. Государства должны осудить насилие в отношении женщин и не должны ссылаться ни на какие обычаи, традиции или религиозные мотивы для уклонения от выполнения своих обязательств в отношении его искоренения.
…i) принимать все необходимые меры, особенно в области образования, в целях изменения социальных и культурных моделей поведения мужчин и женщин и искоренения предрассудков, обычаев и другой практики, основанных на идеях неполноценности или превосходства одного из полов или на стереотипных представлениях о роли мужчин и женщин…»
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/violence.shtml
Многие положения Декларации вошли в основополагающие международные документы, в частности, в Национальную платформу действий по улучшению положения женщин в РФ, в Концепцию по улучшению положения женщины в РФ (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 января 1996 г.) и в Платформу действий, принятую Четвертой Всемирной конференцией по положению женщин (Пекин, сентябрь 1995 г.).
В 2004 году Госдумой был ратифицирован Факультативный протокол к Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (OP-CEDAW). Этот международный договор устанавливает механизмы подачи жалоб и проведения расследований в соответствии с КЛДЖ, он был принят Генеральной Ассамблеей ООН 6 октября 1999 года и вступил в силу 22 декабря 2000 года.
Полный текст Конвенции и Факультативного протокола можно найти в том числе и на сайте Министерства труда РФ, в разделе «Документы»
В этом году в декабре будет отмечаться 45-летие с момента принятия КЛДЖ, а 2 июня в Госдуме, вероятно, уже отметили 20-летие ратификации Факультативного протокола. Возможно, именно этим и объясняется лихорадочная поспешность депутатов Госдумы, торопящихся принять закон о семейно-бытовом насилии к таким значимым датам.
В 2010 году решением Генеральной ассамблеи ООН вместо ЮНИФЕМ был создан новый вспомогательный орган – Структура Организации Объединенных Наций по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин (United Nations Entity for Gender Equality and the Empowerment of Women), по другому – «ООН-женщины» (UN Women). Официально его работа началась в январе 2011 года.
Структурой «ООН-Женщины» руководит заместитель генерального секретаря ООН, который назначается самим генеральным секретарем, по согласованию со странами-членами на срок 4 года. Одновременно он является директором-исполнителем Структуры «ООН-Женщины».
«ООН-Женщины» уполномочены:
· Поддерживать межгосударственные структуры, такие, как Комиссия по положению женщин, в их работе по формулированию правил, глобальных стандартов и норм.
· Помогать странам-членам ООН внедрять вышеуказанные стандарты, будучи готовой предоставить необходимую техническую и финансовую поддержку тем странам, что просят её, и формировать эффективные партнёрства с гражданским обществом.
· Обеспечивать условия странам-членам для того, чтобы система ООН была подотчетной относительно своего вклада в гендерное равенство, учитывая регулярный мониторинг системных процессов.
https://ru.wikipedia.org/wiki/ООН-женщины#Цели
О реальных целях и задачах организации можно узнать из публикаций на ее официальном сайте
Статья «Сообщества ЛГБТИК + и противодействие правам человека: 5 вещей, которые следует знать» от 24 мая 2024 г. в числе других имеет и такой подзаголовок: «Работа в защиту прав ЛГБТИК + неотделима от работы в защиту прав женщин и гендерного равенства».
А в статье «Прекращение насилия в отношении женщин» читаем:
«Каждая третья женщина во всем мире подвергается физическому или сексуальному насилию, в основном со стороны интимного партнера…» И далее: «По меньшей мере в 155 странах приняты законы о домашнем насилии, а в 140 – о сексуальных домогательствах на рабочем месте (Всемирный банк, 2020). Однако остаются проблемы с обеспечением соблюдения этих законов, ограничивающие доступ женщин и девочек к безопасности и правосудию. Недостаточно делается для предотвращения насилия, а когда оно все-таки происходит, оно часто остается безнаказанным».
В разделе «Факты и цифры» приводится следующая статистика:
«Фемициды/Feminicides
· В 2022 году около 48 800 женщин и девочек во всем мире были убиты своими интимными партнерами или другими членами семьи. Это означает, что в среднем более пяти женщин или девочек ежечасно убивает кто-то из членов их собственной семьи.
· В то время как 55 процентов всех убийств женщин совершаются интимными партнерами или другими членами семьи, только 12 процентов всех убийств мужчин совершаются в частной сфере (Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности и структура «ООН-женщины» (2023). Убийства женщин и девочек по гендерному признаку: глобальные оценки убийств женщин-интимных партнеров / связанных с семьей в 2022 году).
Другими словами, Структура Организации Объединенных Наций по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин в рамках своих полномочий на самом высоком международном уровне занимается продвижением прав сексуальных меньшинств и закона о семейно-бытовом насилии. Точнее, это взаимосвязанные процессы: принятие закона об СБН ведет в дальнейшем к признанию прав ЛГБТИК+ и наоборот.
11 мая 2011 года в Стамбуле (Турция) была открыта для подписания Конвенция Совета Европы о предотвращении насилия в отношении женщин и домашнего насилия и борьбе с ними, более известная как Стамбульская конвенция. Что характерно, Турция стала первой страной, подписавшей Конвенцию, и единственным государством, кто спустя 10 лет, 20 марта в 2021 года, денонсировал и вышел из нее.
Как указано в ст. 1 Стамбульской Конвенции, ее целями являются следующие:
«a) защитить женщин от всех форм насилия и предупреждать, преследовать и искоренять насилие в отношении женщин и домашнее насилие».
В ст. 3 дается более расширенное, чем в КЛДЖ, определение понятия «насилие»:
«a) “насилие в отношении женщин” понимается как нарушение прав человека и форма дискриминации в отношении женщин и означает все акты насилия по гендерному признаку, которые приводят или могут привести к физическому, сексуальному, психологическому или экономическому ущербу или страданиям в отношении женщин, включая угрозы таких актов, принуждение или произвольное лишение свободы, независимо от того, происходит ли это в публичной или частной жизни;
b) “домашнее насилие” означает все акты физического, сексуального, психологического или экономического насилия, которые происходят в кругу семьи или в быту, или между бывшими или нынешними супругами или партнерами, независимо от того, проживает или не проживает лицо, их совершающее, в том же месте, что и жертва;
c) “гендерный” означает социально-закрепленные роли, поведение, деятельность и характеристики, которые определенное общество рассматривает как соответствующие женщинам и мужчинам;
d) “насилие в отношении женщин по гендерному признаку” означает насилие, которое направлено на женщину, потому что она является женщиной, или же несоразмерно затрагивает женщин;
e) “жертва” означает любое физическое лицо, которое подвергается поведению, определенному в пунктах a и b;
f) “женщины” включает девочек и девушек в возрасте до 18 лет».
https://docs.cntd.ru/document/420206767
Стамбульская конвенция является первым юридически обязательным документом, который «создает всеобъемлющую правовую базу и подход к борьбе с насилием в отношении женщин» и направлен на предотвращение насилия в семье, защиту жертв и судебное преследование обвиняемых правонарушителей.
Россия, несмотря на членство в то время в Совете Европы, не ратифицировала Стамбульскую Конвенцию, за что ее критиковали либеральные СМИ. А в марте 2022 года страна и вовсе вышла из СЕ.
На сайте Верховного суда РФ опубликован любопытный документ – «Обзор практики Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин по рассмотрению индивидуальных сообщений, в том числе поданных в отношении Российской Федерации» за 2023 год
https://www.vsrf.ru/documents/international_practice/32216/
Вот несколько пространных, но весьма показательных цитат из раздела «В сфере уголовно-правовых отношений».
«Вопросы защиты женщин от домашнего насилия (в том числе ответственность государства за действие частных лиц; право на эффективное расследование; искоренение гендерных стереотипов)
Отдельные правовые позиции Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин по вопросу защиты лиц от домашнего насилия”
В [О]бщей рекомендации № 19 о насилии в отношении женщин, принятой на 11-й сессии Комитета в 1992 году, Комитет уточнил, что понятие «дискриминации в отношении женщин», определение которого содержится в статье 1 Конвенции, включает и гендерное насилие (то есть «насилие, совершаемое над женщиной в силу того, что она − женщина, или насилие, которое оказывает на женщин несоразмерное воздействие») и что такая дискриминация представляет собой нарушение прав человека женщин (пункт 1 Общей рекомендации № 35 о гендерном насилии в отношении женщин, предназначенная для обновления Общей рекомендации № 19. Размещена 26 июля 2017 года. CEDAW/C/GC/35). <…>
Комитет рекомендует государствам-участникам принять следующие меры защиты: a) принять и осуществлять эффективные меры по поддержке и защите женщин-истцов и свидетелей по делам, связанным с гендерным насилием, до, во время и после судебных разбирательств, в том числе путем:
i) обеспечения гарантий неприкосновенности их частной жизни и безопасности (в соответствии с [О]бщей рекомендацией № 33), в том числе посредством применения учитывающих гендерную проблематику судебных процедур и мер, принимая во внимание процессуальные права жертв/пострадавших, свидетелей и обвиняемых;
ii) внедрения в целях предотвращения новых и потенциальных актов насилия надлежащих и доступных механизмов защиты, которые действуют независимо от того, возбуждено ли судебное разбирательство жертвой/ пострадавшим лицом, а также устранения коммуникационных барьеров для жертв из числа инвалидов, при этом такие механизмы должны обладать системой непосредственной оценки рисков и обеспечения защиты, включающей широкий спектр эффективных мер, и, при необходимости, они должны быть наделены полномочиями: − по выдаче ордеров на выселение и по предоставлению защиты, − по изданию ограничительных и чрезвычайных запретительных приказов в отношении предполагаемых правонарушителей и по наблюдению за ними, а также:
− по наложению на последних надлежащих санкций в случае неисполнения ими таких приказов и ордеров, и при этом применение мер защиты не должно быть сопряжено с возложением на женщин, которые стали жертвами насилия или пострадали в результате насилия, чрезмерного бремени финансового, бюрократического или личного характера, тогда как права и требования виновных или подозреваемых, о которых заявляется во время и после судебных разбирательств, в том числе права и требования, касающиеся вопросов собственности, неприкосновенности частной жизни, опекунства над детьми, доступа к детям, контактов с детьми и посещения детей, должны рассматриваться с учетом права женщин и детей на жизнь и на физическую, сексуальную и психологическую неприкосновенность и на основе принципа наилучшего обеспечения интересов ребенка;
iii) обеспечения женщинам, ставшим жертвами насилия, и лицам, пережившим насилие, а также членам их семей доступа: к финансовой помощи и бесплатной или недорогостоящей высококачественной юридической помощи, медицинским, психосоциальным и консультационным услугам, образованию, недорогому жилью, земле, учреждениям по уходу за детьми, профессиональной подготовке и возможностям трудоустройства;
обеспечения потенциала сектора медико-санитарных услуг по решению проблем, связанных с полученными травмами, в том числе путем своевременного предоставления всеобъемлющих услуг, касающихся психического, сексуального и репродуктивного здоровья, включая экстренную контрацепцию и постконтактную профилактику против ВИЧ;
предоставления государствами специализированных женских вспомогательных услуг, например, возможности круглосуточно пользоваться бесплатным телефоном службы доверия, и достаточного числа безопасных и надлежащим образом оснащенных кризисных, вспомогательных и справочных центров, а также надлежащих приютов для женщин, их детей и других членов их семьи, по мере необходимости;
iv) обеспечения для женщин, находящихся в специальных учреждениях, в том числе в домах-интернатах, центрах для беженцев и местах лишения свободы, мер защиты и поддержки, в том что касается гендерного насилия <…>
Комитет рекомендует государствам-участникам принять следующие меры, относящиеся к возмещению ущерба:
a) обеспечить реальное возмещение ущерба жертвам гендерного насилия в отношении женщин и пострадавшим в результате такого насилия. Возмещение ущерба должно включать в себя принятие различных мер, таких как:
− выплата денежных компенсаций,
− предоставление юридических, социальных и медико-санитарных услуг, в том числе услуг в области сексуального, репродуктивного и психического здоровья для достижения полного выздоровления жертв/пострадавших,
− а также (в соответствии с [О]бщей рекомендацией № 28, [О]бщей рекомендацией № 30 и [О]бщей рекомендацией № 33) сатисфакции и гарантии неповторения гендерного насилия.
Такие репарации должны быть адекватными, оперативными, всеохватными и соразмерными с тяжестью причиненного ущерба;
b) создать целевые фонды возмещения ущерба или включить соответствующие статьи в бюджетные сметы уже существующих фондов, в том числе в рамках механизмов правосудия переходного периода, для целей возмещения ущерба жертвам гендерного насилия в отношении женщин.
Комитет вновь подтверждает, что Конвенция [о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин] возлагает обязательства на все государственные органы и что государства-участники могут нести ответственность за судебные решения, нарушающие положения Конвенции. Комитет подчеркивает также, что полное осуществление Конвенции требует от государств-участников не только принять меры с целью ликвидации прямой и косвенной дискриминации и улучшения фактического положения женщин, но и изменить и трансформировать гендерные стереотипы и ликвидировать ошибочные гендерные стереотипные представления − коренную причину и следствие дискриминации в отношении женщин (выделено мной – Г.П.).
Гендерные стереотипы закрепляются с помощью различных средств и институтов, включая законы и правовые системы, и могут закрепляться как государственными субъектами во всех ветвях и на всех уровнях власти, так и частными субъектами (пункт 7.2 Мнений Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин от 6 ноября 2017 года по делу «О.Г. против Российской Федерации») <…>
Комитет напоминает также о том, что в соответствии со статьями 2 «а», «с», «d» и «e» и 5 «a» Конвенции [о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин] государство-участник обязано изменить или отменить не только действующие законы и положения, но и обычаи и практику, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин (выделено мной – Г.П.). В этой связи Комитет подчеркивает: применение стереотипов затрагивает право женщин на справедливое судебное разбирательство и судебные органы должны избегать формирования жестких стандартов на основе предвзятых представлений о том, что является семейно-бытовым или гендерным насилием, как отмечается в [О]бщей рекомендации № 33 (2015) по вопросу о доступе женщин к правосудию (пункт 7.5 Мнений Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин от 6 ноября 2017 года по делу «О.Г. против Российской Федерации»).
Комитет напоминает… о своих Заключительных замечаниях по восьмому периодическому докладу государства-участника, в которых он рекомендовал государству-участнику в срочном порядке принять всеобъемлющее законодательство для предотвращения и пресечения насилия в отношении женщин, включая семейно-бытовое насилие; предусмотреть преследование ex officio за семейно-бытовое и сексуальное насилие (выделено мной – Г.П.); гарантировать женщинам и девочкам, ставшим жертвами насилия, незамедлительный доступ к средствам возмещения ущерба и защиты; и обеспечить привлечение виновных лиц к судебной ответственности и наказание их надлежащим образом (CEDAW/C/RUS/CO/8). По мнению Комитета, тот факт, что жертве семейно-бытового насилия приходится выдвигать обвинение в частном порядке, в соответствии с которым бремя доказывания возлагается полностью на нее, лишает жертву доступа к правосудию, как это было отмечено в пункте 15 «g» его [О]бщей рекомендации № 33 (пункт 7.7 Мнений Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин от 6 ноября 2017 года по делу «О.Г. против Российской Федерации»)».
Исходя из процитированных отрывков «Обзора практики…», можно сделать вывод, что внезапная активность депутатов Госдумы от трех партий в деле продвижения закона о СБН, скорее всего, объясняется не только надеждой на снятие или смягчение персональных санкций, но и стремлением выполнить прошлогодние рекомендации Комитета КЛДЖ – структурного подразделения ООН. И в этом стремлении «слуги народа» не собираются принимать во внимание ни отрицательное отношение большинства этого самого народа к упомянутому закону, ни то, что одиозный закон продвигается в Год семьи, ни то, что сама идея гендерного – уже даже не равенства, а превосходства женщин над мужчинами, – не находит отклика в российском обществе. Ни даже то, что криминализировать семейные отношения сейчас, когда многие наши мужчины несут тяжелое бремя защитников Отечества и им, как никогда, необходима женская поддержка, – аморально.
Вот и выходит, что нам пора уже объявлять внутреннюю мобилизацию и бороться с некоторыми нашими «народными избранниками» за право жить своим умом, по своим традициям и законам, без окриков из-за рубежа и «ценных указаний» со стороны «мирового сообщества».
Мы, несомненно, будем решать проблему семейно-бытового насилия, но пойдем в этом, как обычно, своим путем. Каким – время покажет.
2. Ответ на 1, Русский человек:
Обычная профанация вполне в стиле "бюджетного патриотизма".
1. Год семьи