Как выжили? Господь не оставил: Церковь выстояла и спасла

Воспоминания и размышления о «чёрном октябре» 1993-го

0
10
Время на чтение 3 минуты
Фото: из личного архива автора

Уезжал в Волгоград. До этого Луганск. И только что прочёл подборку о страшном дне четвёртого октября 1993-го.

Ни за что нельзя дать забыть это братоубийство, этот позор русских людей бывших тогда современниками расстрела братьев и нас, их наследников. Могила пьяного чудовища, давшего команду стрелять по Верховному Совету, после его смерти, после его захоронения на Новодевичьем кладбище, забрасывалась бутылками и пивными банками, её стали охранять. Бетоном залили, чтоб не убежал. Сделаны ему музеи и по разнарядке водят туда школьников, внушая им, что этот дяденька желал им счастья. Может, эти школьники вымолят его со дна ада…

О, как же я помню эти дни противостояния! Ещё на Крестовоздвижение мы свершали там молебен и обходили Дом Крестным ходом. И потом я там был, и вполне мог бы быть убитым, но 2 октября вечером возвращалась из Керчи тёща, а она всегда набирала с собою южные дары, так что встретить её было просто обязательно. Не оправдываю себя, так получилось. Встретил, но в тот же день вернуться в Дом было поздно, а третьего побежал, но уже всё было перекрыто, прежний пропуск не работал. Меня не пустили.

Во время расстрела четвёртого числа мы (ещё друг мой, редактор «Вологодского комсомольца» Владимир Шириков) стояли совсем недалеко от Дома, у моста. Горько и стыдно до боли сердечной вспоминать, как из танков (символично – от памятника Тарасу Шевченко, тоже пьянице, безбожнику, оскорбителю царского трона) били по этажам. Безстрашный Володя рвался идти к Дому, но куда там. Да, мы прошли ближе других. Помню трансформаторную будку, за которую схоронились. И очень помню те короткие, звонкие как вскрики, удары пуль рикошетом по камням мостовой.

Конечно, было страшно. Но очень помню ту отчаянную, чёткую мысль: ведь убьют. И сразу: а так нам и надо! То есть всем нам, кто вне Дома.

И на долгие годы, да уже теперь и до конца жизни в памяти зрения, слуха, в душе и сердце тот день. Это навсегда: брат убивает брата. Какая же мерзость завелась в России, что сумела нас стравить. Но сами-то мы что? И Невского помним и Суворова. А грянул гром, и что? О, Русская земля, не за холмом ты, здесь ты, родимая, но как же мы плохо защищаем тебя, позволяя всякой гнуси нами командовать.

Но это урок нам. Урок от Бога.

Вернусь в те дни. Из Дома под охраной выводили защитников его. Быстро затолкали в автобусы, увезли. Делать нам было больше нечего, мы пошли домой. По-прежнему работали уличные рекламы пепси-колы. У меня дома, конечно, уже с ума сходила жена. Трещал каждую минуту телефон, потому что у нас приютились алтайские ребята, друзья сына, которых он пригласил. Их родители, как и вся страна, не отходили от экранов, на которых в прямом эфире показывали расстрел Верховного Совета, которым, кстати, восхищался и любовался Булат Окуджава. В Вологде переживали за Володю, звонил Василий Белов. Я позвонил Распутину. Он с трудом, глухим голосом сказал: «Володя, я весь обугленный».

Утром, вместе с сыном и ребятами мы пошли на место расстрела. Множество людей было около этого задымленного здания. Много было иностранцев, которые покупали гильзы от автоматов и пулемётов по доллару за штуку.

Проехал танк, в открытом люке сидел молодой танкист, видимо ожидавший приветствий. Но в его сторону плевались. Но что ему плевки, ему звёздочку на погоны добавили и денежный паёк выдали.

Ещё одно унижение пришлось выдержать — это разгон шествия ветеранов войны к Вечному огню, к могиле Неизвестного солдата. Милиция била стариков дубинками, кровь выступала на белых рубашках. Аукнулась она кровью Спецоперации.

Каинов грех — братоубийство не осталось без наказания. Все страшные изуверские 90-е годы были расплатой за четвёртое октября 1993 года. Рухнула оборона, экономика, провалилась в тар-тарары идеология (её-то не жалко), особенно покалечена была, и доселе не очнулась, школа.

Кто из старших не помнит эти разрушенные фермы, задичавшие поля, брошенные дома с заколоченными окнами, дороги в рытвинах и ухабах. Смертность превысила рождаемость. Разврат усилился. Ему учили в школах, преподавая уже в начальных классах пользование презервативами. Проповедники – католики, протестанты, сектанты, экстрасенсы – не вылезали из экранов, пошлость хлынула в театры, жеребячье ржание эстрады глушило своими децибелами, что говорить!

А как выжили? Господь не оставил: Церковь выстояла и спасла.

Владимир Николаевич Крупин, Русский писатель, лауреат первой Патриаршей премии в области литературы

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Николаевич Крупин
Русский крест — великое счастье
Размышления к празднику Крестовоздвижения
25.09.2025
Пекульки
Рассказ
24.09.2025
Нет в мире сирот
Рассказы 1970-х годов
15.09.2025
Фантастика? Кощунство!
Русский писатель о книжке Маргариты Симоньян
01.09.2025
Сумочка
Крупинка
21.08.2025
Все статьи Владимир Николаевич Крупин
Последние комментарии
Россия была, есть и всегда будет
Новый комментарий от Анатолий Степанов
07.10.2025 08:04
Свет истины заманил меня к своему Очагу…
Новый комментарий от Наталья Сидорина
06.10.2025 22:30
Осторожно: безродный патриотизм!
Новый комментарий от Бузина Олесь
06.10.2025 21:18
Сериал «Атом»: впечатления от просмотра
Новый комментарий от Константин В.
06.10.2025 19:53
Доктрина судного дня
Новый комментарий от Денис Никонов
06.10.2025 16:31
«От обществ трезвости – к трезвому обществу»
Новый комментарий от Александр Уфаев
06.10.2025 14:10
Почему Юлианский календарь точнее Григорианского?
Новый комментарий от Советский недобиток
06.10.2025 14:01